издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вести корабль через рифы -- дело женское!

  • Автор: Виталий НАРОЖНЫЙ

Семнадцатый год работает Наталья Владимировна Печерская главным режиссером крупнейшего из театров Иркутска -- музыкального. Срок ее пребывания на посту творческого руководителя уже стал абсолютным рекордом в истории не только этого коллектива, но и всех без исключения иркутских театров за все годы их существования.

Миссия лидера в театре, наверное, никогда не была легкой.
Но в годы, доставшиеся Печерской, она оказалась особенно
трудна. Сменился (и, по сути, до сих пор не устоялся новый)
общественный строй в стране; резко изменились не только
вкусы и потребности, но даже сам социальный состав зрительного
зала. Иными, явно более тяжелыми, стали организационно-финансовые
условия театрального дела. Наконец, капитальные, долго
ожидавшиеся перемены свершились в самом коллективе.
В 1990 году он не только перешел в новое, достроенное
наконец здание, но и сменил статус, превратившись из
привычного поколениям иркутян театра музыкальной комедии
в музыкальный театр — более масштабный, более универсальный
по профилю.

Конечно же, в том, что Иркутский музыкальный решал и
продолжает решать эти «задачи со многими неизвестными»
в целом успешно, заслуга сотен людей разных профессий.
Но главным идеологом всех перемен внутри коллектива
и главным стратегом, определяющим реакцию на внешние
перемены, был и остается, как признают все соратники,
главный режиссер.

С первых дней ее работы в Иркутске до сего времени во
всей жизни театра ощутимы энциклопедическая образованность,
широчайший музыкальный, литературный и просто культурный
кругозор выпускницы ГИТИСа (по-нынешнему РАТИ), самого
престижного из театральных вузов страны. С первых постановок
в городе — очаровательной «Сильвы» 1987 года (сегодня,
правда, идет уже «Сильва» другого режиссера, более спорная)
и грандиозной «Кармен» на открытии нового здания —
до самой новой своей работы, спектакля «Целуй меня,
Кэт!», Печерская выказывает уверенное владение редкостной
и таинственной профессией режиссера музыкального театра,
строителя сценических действ, фундаментом которых служит музыка.

Только глухой может не заметить, как выросли творчески
за эти годы по сравнению со временами музкомедии оркестр,
хор, общий музыкальный уровень всех даваемых театром
спектаклей и концертов. Не умаляя заслуг других специалистов,
хочется все-таки подчеркнуть, что достигнуто это в «эпоху
Печерской», не без ее личного серьезнейшего вклада.

Непросто, через преодоление множества самых разных
препятствий, отчасти «методом проб и ошибок» формируется
репертуарная и прокатная политика музыкального театра.
И все-таки, перебирая в памяти впечатления этой поры,
поражаешься: чего только не поставила Печерская, чего
только не услышали иркутяне с новой сцены за неполные
полтора десятилетия!

Был в репертуаре мощный пласт опер — от самых популярных
(«Травиата», «Паяцы») до крайне редких на сцене классических
(«Браво, мама!», «Каменный гость») и, что важно, современных
(«Телефон», «Медиум»). Жаль, конечно, что сегодня опера
практически перестала идти. Но, видимо, не театр в этом
виноват, а внешние обстоятельства, по большому счету
— само время. В концертах же важной репертуарной составляющей
этого коллектива звучат и оперные отрывки, и всегда
любимые публикой русские романсы, и песни, звучит музыка
самых разных эпох и стилей.

Законное, видное место на афише всегда занимала и продолжает
занимать оперетта. Вот только принцип выбора произведений
этого жанра ощутимо изменился. Режиссер явно предпочитает
подлинную опереточную классику, вещи, близкие к опере
по музыкальной сложности, глубине и красоте, — от давних,
но незабываемых постановок «Ночи в Венеции» и «Жирофле-Жирофля»
до идушей сегодня «Мадам Фавар» и объявленных в плане
сезона «Корневильских колоколов». Впрочем, ведь «неовенская»
оперетта никогда не уходила из репертуарного актива,
и лучшие образцы советской музыкальной комедии не забывались.
А постановки любых оперетт стали в эту пору тоньше,
строже по вкусовым критериям, чем это «полагалось» по
старым неписаным традициям.

К «импортному» жанру мюзикла театр и в прежние эпохи
не раз обращался. В новых условиях поиск в этом репертуарном
направлении ведется еще шире и активнее. Несомненными
удачами стали и памятный спектакль «Скрипач на крыше»,
и странный, но привлекательный «Ордер на убийство»,
и новая постановка «Моей прекрасной леди»…

Наконец, кульминация творческой жизни театра этих лет
— работа в неведомом доселе жанре рок-оперы. Спектакли
Печерской «»Юнона» и «Авось»» и «Иисус Христос — суперзвезда»
принимаются не всеми и не безоговорочно. Но невозможно
отрицать, что это самые значительные из событий театрального
Иркутска на рубеже тысячелетий. Они не только поразительно
долго собирают полные восторженные залы в своем городе,
но и воспринимаются как откровение везде, где театру удалось
показать их на гастролях — в частности, в 1997 году
в Москве. И дело не только в том, что само обращение
к этим произведениям чутко ответило потребностям нового
зрительского поколения. У иркутских спектаклей по сравнению
с московскими (где рок-оперы идут в драматических театрах)
и с петербургскими, показанными недавно и иркутянам
тамошним театром «Рок-опера», есть несомненные художественные
плюсы: участие профессиональных певцов и живого симфонического
оркестра, масштаб и филигранная режиссура массовых сцен,
да и целая серия незаурядных актерских работ…

Широта, универсальность, подлинная современность вкусов
и устремлений режиссера и руководимого им коллектива
проявились, наверное, особенно ярко в показанном в декабре
2000 года большом шоу «Прощай, XX век!» под заголовком
«Избранные страницы мировых премьер уходящего столетия».

Увы, серьезная эта работа, как и ряд других значительных
спектаклей театра, сошла со сцены обидно быстро. Причины,
наверное, не только в нашем зрительском консерватизме, но
и в том, что время на дворе стоит не очень «театральное».
Очевидно из зала и то, что силы сегодняшнего театра,
состав его (даже количественный) чрезмерно скромны для
решения задач, которые, ориентируясь на мировой театральный
уровень, ставит перед собой режиссура. Что греха таить,
встав здесь на ноги, покидают наш не слишком престижный
город нужные театру специалисты, не просто, оказывается,
их заменить при отсутствии серьезной местной школы.

Решая посильно и эту проблему, Печерская уже дважды
набрала и выпустила в Иркутском театральном училище
группы со специализацией «актер музыкального театра».
Наверное, не просто было это сделать без отрыва от
основных обязанностей. Зато сегодня плеяда прямых ее
учеников становится в театре силой все более активной
и квалифицированной.

Волю, настойчивость, неизменно высокую требовательность
к себе и другим — качества, не менее важные для театрального
лидера, чем талант и образованность, — Печерская проявляет
постоянно. И, вспомнив снова об уникальной продолжительности
ее работы на этом посту, отмечаешь не без удивления:
ведь и предшественники ее, и коллеги в других театрах
— сплошь мужчины…

Наверное, вести большой театральный корабль через рифы
трудностей и препятствий к творческому
успеху — дело женское!

Сегодня Наталья Владимировна отмечает свой юбилей.
«Восточка» присоединяется к многочисленным поздравлениям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры