издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутская область надавила "на газ"

  • Автор: Виктория СМОЛИНА, Москва--Иркутск, специально для "Восточно-Сибирской правды"

Соглашение с "Газпромом" поднимет экономику региона

10 февраля в Москве было подписано соглашение о
сотрудничестве между администрацией Иркутской
области и мощной госструктурой ОАО «Газпром». Тем
самым крупнейшая газовая компания страны подтвердила
свое намерение в течение пяти лет работать на
экономику региона. Долгая работа над соглашением
(оно готовилось около года) привела к балансу
интересов трех сторон — монополиста, области и
государства. Приоритетными направлениями
деятельности газовой монополии является обеспечение
газом потребителей области, комплексное освоение
углеводородных месторождений Восточной Сибири,
включение последней в единую транспортную схему
страны. По словам губернатора Иркутской области
Бориса Говорина, приход «Газпрома» сулит в
буквальном смысле экономический прорыв: развитие
промышленности, создание новых производств и,
соответственно, новых рабочих мест, рост
налогооблагаемой базы и
т.д. Стратегический партнер в лице «Газпрома»
гарантирует области долгосрочные инвестиции, так что
принцип «сиюминутной прибыли» здесь не работает.
«Газпром» пришел надолго и всерьез.

Долгие годы Иркутская область «почивала» на природных
богатствах. В частности, имела
крупные газовые месторождения, но никак их не
использовала. Доказанные запасы только Ковыктинского
газоконденсатного месторождения, по последним
данным, составляют 1,9 трлн. кубометров. По
некоторым оценкам, регион способен потреблять около
2,2 млрд. кубометров газа.

Получается, что область была готова к потреблению,
кроме того, весьма привлекательно выглядели
перспективы экспорта. Однако ситуация оставалась
патовой. Во многом это было связано с длительной
борьбой финансово-промышленных групп за Ковыкту. У
региона же не хватало собственных средств, чтобы
довести газовые проекты до мирового класса и сделать
их привлекательными для инвесторов. Борис Говорин не
раз подчеркивал необходимость привлечения крупных
компаний для участия в геологоразведке и освоении
газовых месторождений области с последующей
газификацией региона. Последняя была немыслима без
участия ОАО «Газпром», которое имеет для этого всю
необходимую инфраструктуру, мощности и финансовые
средства. Кроме того, именно на монополиста
государством были возложены функции координатора по
реализации госпрограммы создания единой газовой
системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Переговоры с монополией шли давно. Однако детальное
обсуждение началось около года назад, когда
«Газпром» уже по собственной инициативе обратился к
региональным властям с предложением о совместной
работе. Правда, интересы региона в предложенной
монополистом программе учитывались слабо.
Впоследствии было разработано соглашение, в которое
областная администрация внесла необходимые
коррективы, защищающие позиции региона. Иркутская
сторона постаралась избежать декларативности
документа. Борис Говорин подчеркивал, что «области
не нужно соглашение ради соглашения или политические
дивиденды». Тем не менее «Газпром» не спешил с
принятием решения и не вносил конкретики по поводу
своего прихода в область.

Дополнительным стимулом к скорейшему урегулированию
всех вопросов стало участие президента РФ, с которым
в начале 2004 года встретился Борис Говорин.
Владимир Путин поручил ускорить процесс вхождения
«Газпрома» в газовые проекты региона. После чего в
сжатые сроки на высшем административном комитете
Иркутской области был утвержден проект соглашения и
направлено соответствующее письмо главе правления
монополии Алексею Миллеру. Логичным завершением
газовых перипетий стало подписание соглашения 10
февраля 2004 года. Причем, по словам Бориса
Говорина, со стороны «Газпрома» были внесены только
небольшие изменения технического характера. Все
предложения области в документе сохранились.

На церемонии подписания, которая проходила в Москве
в здании «Газпрома», Приангарье представляла
солидная делегация. Помимо губернатора
присутствовали депутаты Государственной Думы от
Иркутской области, заместитель председателя Совета
Федерации Дмитрий Мезенцев, глава представительства
области при Правительстве РФ Татьяна Рютина, спикер
Законодательного собрания области Геннадий Истомин,
мэры Иркутска и Ангарска. Все участники подписания
сходились во мнении, что это, по меньшей мере,
поворотный момент в судьбе Иркутской области.

— Я удовлетворен тем, что принимал участие в столь
значимом событии, и убежден, что органы власти
Иркутской области, как законодательная, так и
исполнительная, должны сделать все, чтобы реализация
данного проекта началась как можно быстрее, —
отметил Геннадий Истомин.

На церемонии Борис Говорин и Алексей Миллер
обменялись приветствиями, обозначив для
присутствующих весомость подписываемого документа.
Глава «Газпрома» с ходу отметил, что приоритетом
компании является газификация Иркутской области и
поставка газа на внутренний рынок страны. В ответном
слове Борис Говорин заверил участников подписания,
что «региональные власти сделают все возможное,
чтобы соглашение, вопервых, действовало, во-вторых,
действовало в интересах компании, области и
государства в целом».

Алексей Миллер проинформировал Бориса Говорина о
том, что в «Газпроме» уже создана структура, которая
занимается разработкой соглашений на каждый год с
конкретными условиями работы. Генеральная схема
газификации области и детальные проекты будут
представлены в 2005 году. Однако до сих пор
несколько туманными остаются планы «Газпрома» по
Ковыктинскому месторождению и отношению компании с
владельцем лицензии ТНК-ВР. Оптимизировать позиции
обеих сторон сейчас пытается губернатор.

Для нахождения компромиссного решения необходим
тонкий политический ход. Газовая монополия уже
отказалась от пакета акций «РУСИА Петролеум»,
принадлежащего областной администрации. Г-н Миллер
заявил, что компания «не видит себя в качестве
миноритарного акционера». По его словам, переговоры
«Газпрома» и «ТНК-ВР» будут продолжены. Чем они
завершатся — неизвестно. Но областная администрация,
по словам губернатора, старается учитывать интересы
обеих сторон и видит прогресс в переговорах.

Впрочем, появление двух крупных игроков,
заинтересованных в Ковыкте, по большому счету на
руку Иркутской области. Конкуренция возрастает,
заставляя обе стороны активней проявлять себя по
части предложения инвестиций. Это отвечает интересам
и региона, и страны. Кроме того, по словам
губернатора, администрация Иркутской области
выполнила свою миссию — придала благодаря
привлечению крупных компаний Ковыктинскому проекту
международный статус. Объект стал привлекательным не
только для «Газпрома» и ТНК-ВР. Как отметил Борис
Говорин на подписании соглашения, в течение 2004
года общими усилиями будет сформирован новый
акционерный капитал «РУСИА Петролеум». Вероятно, в
число акционеров владельца лицензии войдет еще один
участник.

Локальный проект газификации, заявленный ранее
ТНК-ВР, по словам Бориса Говорина, идет полным
ходом. Строительство трубопровода
Ковыкта—Саянск—Ангарск начнется, как и было
запланировано, в 2005 году. Вполне возможно, что
этот проект станет отправной точкой последующей
газификации всей Иркутской области, которую
планирует провести «Газпром». Предполагается, что
реализация только локального проекта принесет в 2010
году в региональный бюджет около 320 млн. рублей
налоговых поступлений. Глобальная газификация
региона, включение Восточной Сибири в единую
транспортную сеть, поставка газа на внутренний рынок
(а в перспективе — на экспорт) — все это должно в
десятки раз увеличить существующую налогооблагаемую
базу области. Правда, такое развитие событий
возможно лишь при условии сильной позиции местной
администрации и губернатора. В противном случае за
политическими дрязгами можно не заметить, как кто-то
жертвует интересами региона. Ослабевшим
административным ресурсом можно вертеть, как
заблагорассудится.

В этом свете примечательно, что во время подготовки
соглашения с «Газпромом» в области всплывают
«своевременные» события: сначала тайшетский
конфликт с заработной платой, затем ситуация с
топливом в Усть-Куте. Обычные бюджетные коллизии,
возникшие по вине районных властей, подаются под
соусом политических скандалов и раздуваются до
федерального масштаба. Возможно, по случайному
совпадению. В любом случае крайним остается
население: без топлива, без зарплаты. Или без газа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры