издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плата по чужим счетам

На прошедшей сессии Законодательного собрания Иркутской области приняты два закона, касающиеся выплаты областной администрацией Министерству финансов долгов двух предприятий региона, по займам которых она когда-то выступала гарантом.

В 90-х годах прошлого века президент РФ поощрял развитие легкой
промышленности и настаивал на создании для этого всех условий. И Минфин предприятиям
страны под государственные гарантии субъектов РФ, на территориях которых те находились,
выдавал кредиты на развитие. Тогда администрация Иркутской области выступила гарантом
при выдаче валютных займов двум предприятиям региона: ОАО «Ангарская швейная
фабрика» и ОАО «Свирский завод «Востсибэлемент».

Ангарчане просили кредит на покупку современного импортного швейного оборудования и
получили на эти цели немаленькие, надо сказать средства, — 13,47 млн. долларов. Долговое
обязательство было подписано с Минфином в июне 1997 года. Область выступила
поручителем возврата этого долга, в качестве контргарантии между администрацией области
и фабрикой был подписан договор залога приобретенного швейного оборудования на сумму
14 млн. рублей. Но оборудование ангарская фабрика получила не сразу. Минфин задержал
финансирование на восемь месяцев. В результате оборудование-то было получено, но сама
фабрика после уплаты НДС, таможенных платежей, пеней и штрафов из-за срывов сроков
договоров с иностранными фирмами осталась без оборотных средств. А вскоре грянул дефолт
1998 года, и цена кредита возросла в шесть раз, что сделало невозможным его погашение.

Тем временем у фабрики менялись владельцы, причем смена руководства отнюдь не
способствовала активизации работы предприятия, повышению конкурентоспособности
продукции. В результате в июле 2003 года налоговыми службами из-за задолженности
фабрики по налоговым платежам на часть ее имущества был наложен арест. Чтобы избежать
распродажи имущества предприятия судебными приставами по заниженным ценам, а также
для приостановки штрафных санкций в связи с неуплатой налогов было подготовлено
обращение в арбитражный суд о признании ОАО «Ангарская швейная фабрика» банкротом.

Одновременно в 2003 году Минфин провел ревизию выданных в прошлые годы кредитов и
начал их взыскивать. К этому времени долг ангарской фабрики с учетом процентов,
расходов Минфина, начисленных штрафов за несвоевременный возврат средств возрос до 18,8
млн. долларов США. И возврата долга федеральные власти требовали с администрации Иркутской
области как гаранта возврата данного кредита. Причем вопрос ставился так: либо договариваемся
по-хорошему — реструктуризируем долг, и он выплачивается в течение нескольких лет
— с 2005 до 2012 года. При этом сумма задолженности снижается почти на 2 млн. рублей, поскольку
Минфин выражает готовность «простить» начисленные штрафы. Либо договариваемся по-
плохому: сумма долга единовременно и в полном объеме высчитывается либо из ежегодного
трансфера, направляемого из федерального бюджета в региональный, (то есть на год область
остается практически без поддержки центра), либо сумма
долга высчитывается из той доли налоговых
поступлений, которыми федеральный центр по закону должен делиться с регионами.

Примечательно то, что, согласно проведенной на фабрике ревизии оборудования, которое
является залогом возврата кредита, на сегодняшний день оно оценивается только в 5,3 млн.
долларов США. Это частично связано с его износом, частично — с тем, что часть оборудования
была похищена и сейчас находится в розыске.

Аналогичная ситуация сложилась и с ОАО «Свирский завод «Востсибэлемент». В 1995 году
завод под гарантии областной администрации получил в федеральном бюджете ссуду на закупку
и комплектацию импортного оборудования. В связи с тяжелой экономической ситуацией,
сложившейся на предприятии, ссуда не была своевременно возвращена. По данным на конец
прошлого года, сумма основного долга составила 1,5 млн. долларов США, сумма штрафов,
начисленных за несвоевременный возврат средств, — почти 5,2 млн. долларов. Учитывая, что
на предприятии в прошлом году введена процедура банкротства, взыскать с него эти средства
представляется маловероятным.

В результате регион оказался не в состоянии отказаться от выплаты долгов этих предприятий.
Единственное, что в данных условиях область смогла предпринять, это обратиться за
помощью к депутату Государственной Думы от Иркутской области Виталию Шубе и
члену Совета Федерации от Иркутской области Дмитрию
Мезенцеву. Им предложено выступить с законодательной инициативой о том, чтобы долговые
обязательства юридических лиц в иностранной валюте, возникшие до 17 августа 1998 года и
переоформленные в государственный долг субъекта РФ, учитывались по курсу,
действовавшему на момент возникновения этих обязательств или на 17 августа 1998 года.
Пока результаты этого обращения к парламентариям неизвестны.

Чтобы избежать или хотя бы контролировать в дальнейшем возникновение подобных
ситуаций, на сессии Законодательного собрания, когда утверждались эти договоры
перевода долга, было принято решение о создании рабочей группы для рассмотрения вопроса
о договорах по предоставлению государственных гарантий Иркутской области. В нее вошли
пять депутатов Законодательного собрания во главе с вице-спикером, председателем комитета
по бюджету Юрием Рожковым, трое представителей главного финансового управления
Иркутской области и председатель Контрольно-счетной палаты области Виктор Митрофанов.
Они проведут ревизию всех кредитов, выдававшихся под гарантии региона. По мнению Юрия
Рожкова, работы в этой области непочатый край. Но отчитаться о первых результатах своей
деятельности члены рабочей группы должны будут уже на майской сессии Законодательного
собрания Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры