издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Студенческое предпринимательство: опыт и перспективы

  • Автор: Анастасия БОРИСОВА, Елена КАДАШНИКОВА

Не секрет, что многим выпускникам вузов трудно найти работу по специальности: не хватает опыта и практических навыков. Но для студентов ИГУ это не актуально. Уже почти два года в Иркутском государственном университете существует Служба студенческого предпринимательства (ССП), созданная при поддержке проекта Евросоюза "TEMPUS TASIS".

Что это такое? — спросите вы. Для Иркутска и для России — явление
совершенно новое, а для Европы — вполне привычное. Цель ССП — формирование
единой университетской структуры для взаимодействия со сферой экономики.
Студентам служба дает возможность применить на практике полученные знания,
приобрести стартовые навыки в планировании и создании предприятия, пройти
«школу трудоустройства», научиться работать в коллективе, заработать деньги.

Как она появилась в Иркутске? В 2001 г. зав. кафедрой иностранных
языков международного факультета ИГУ Татьяна Лиштованная написала проект,
который нашел поддержку Евросоюза. Помимо ИГУ в качестве координаторов
проекта были выбраны Гренобльский государственный политехнический институт
и Савойский университет (Франция), Католический университет Милана (Италия).
Программа рассчитана на два года, за которые нужно сделать многое: образовать
предприятия, найти клиентов, поделиться опытом с другими вузами. Необходимую
материальную базу обеспечивают зарубежные партнеры.

Планы воплощаются в жизнь весьма успешно. За довольно небольшой срок
(с апреля 2002 г.) на факультетах ИГУ было создано шесть студенческих служб:
кафе «Темпус» и бюро переводов «Welcome» на международном факультете,
рекламное агентство «РеАстат» на факультете сервиса и рекламы, агентство по
связям с общественностью «PR`yes» на факультете филологии и журналистики,
центр информационных технологий «Unicom» в Институте математики и
экономики, психологическая служба «Пси-фактор» на факультете психологии.
Здесь все как на настоящем предприятии: четкая структура, свой субсчет. Чтобы
стать на полгода сотрудником службы, необходимо пройти конкурсный отбор.
Помогает студентам группа преподавателей-экспертов.

ССП активно ведет работу с клиентами как внутри университета (ректорат и
факультеты ИГУ), так и с организациями города и области. Причем цены
на порядок ниже, а качество — высокое.

Зарубежные координаторы программы постоянно следят за реализацией
проекта и делятся опытом с российскими коллегами: кураторы из Франции и
Италии приезжают в Иркутск примерно раз в полгода. А преподавателям ИГУ
представляется возможность для стажировки за границей.
В середине февраля этого года шесть руководителей студенческих служб ИГУ
посетили Францию, чтобы познакомиться с работой малых предприятий
соответствующего профиля. Гостей принимали в Гренобле, Шамбери, Тононе.
Впечатлениями от поездки с нами поделилась директор студенческого агентства
по связям с общественностью «PR`yes» Елена Терпугова.

— Наша поездка была своеобразной стажировкой, повышением
квалификации в области создания, инвестирования и функционирования малых
предприятий. Я побывала в рекламных и PR-агентствах Франции. Надо сказать, что
ничего сверхнового там нет: принципы и методы работы похожи, хотя все более
гармонично организовано. Очень интересной показалась деятельность достаточно
молодого агентства по созданию и проведению мероприятий «Апрельская рыба»
(это название — аналог первоапрельского праздника шутки в России) в г. Шамбери.
Мне кажется, что это очень перспективное направление сферы пиара для Иркутска.

— А как вообще поддерживают молодых предпринимателей во Франции?

— Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трех
этапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от
создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных
предприятий. Вообще, во Франции очень многие имеют второе высшее
экономическое образование, что здорово помогает в жизни. К тому же французам
не мешают бюрократические проволочки: здесь малый бизнес можно организовать за
один день. Потенциальный бизнесмен проходит бесплатные однодневные курсы.
Ему рассказывают, как можно получить кредит, составить бизнес-план и резюме. И
что интересно, вместе с ним приходят жена и члены семьи, чтобы они были
морально готовы к «издержкам производства»: меньше времени семье, больше —
работе. Поэтому предпочтение отдается семейному бизнесу. Одно «но» — большие
налоги.

Еще существует комитет по поддержке малого предпринимательства в
территориальном округе Шабле. Здесь дают беспроцентные кредиты до 23 тысяч
евро и регулируют деятельность бизнеса в течение трех лет после регистрации. Но
помогают лишь предприятиям, полезным для этого административного округа,
которые создают рабочие места, а не лишнюю конкуренцию.

— Общались ли вы с зарубежными коллегами?

— Конечно, ведь в Гренобльском политехническом университете есть специальный
департамент по связям с общественностью. Он проводит основные мероприятия по
привлечению абитуриентов и формирует имидж университета, работает со СМИ,
обеспечивает функционирование web-сайта и связи с выпускниками. Радует, что
Иркутский университет тоже не отстает: создана ассоциация выпускников, есть
своя газета, сайт. А студенты из нашего агентства «PR`yes» сопровождают стенд
ИГУ на выставках образовательных услуг.

— Поможет ли вам полученный опыт в работе?

— Безусловно! Я думаю, что мы сможем лучше организовать работу нашего
агентства, исправить недостатки. Кроме того, на базе ССП мы планируем
организовать бизнес-курсы для студентов неэкономических специальностей в ИГУ.

— Вы довольны результатами проекта?

— Штаб-квартира программы в Брюсселе дала высокую оценку итогам нашей
работы и рекомендовала поделиться опытом с другими вузами. Ведь в России
подобных служб пока немного: в МГИМО студенческое агентство по связям с
общественностью появилось только несколько месяцев назад. Поэтому в начале
апреля этого года в ИГУ пройдет конференция-семинар, где будут присутствовать
ректоры и проректоры из 12 вузов России. Таким образом мы подводим итоги
проекта, но точку не ставим. Дальше ССП ждет самостоятельное плавание. Перед
нами стоят вполне конкретные задачи: объединить услуги всех служб в единый
пакет предложений, создать новые предприятия на других факультетах ИГУ.
Надеемся, что все у нас получится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры