издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Вершки" и "корешки" Лесного кодекса

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Власти стремятся установить новый порядок в лесу Администрация Иркутской области намерена провести ревизию лесного фонда. В результате чего недобросовестные лесопользователи могут лишиться вместе с правом аренды делян и своего бизнеса. Региональные власти надеются, что возможность перераспределить лес между "хорошими" и "плохими" предпринимателями даст новый Лесной кодекс, уже одобренный правительством РФ. Законопроект вызвал в регионе серьезную дискуссию. Кому в результате введения его в действие достанутся "вершки", а кому -- "корешки", еще предстоит разобраться.

Заместитель главы администрации Иркутской области Георгий Трифонов убежден, что
лесосырьевые ресурсы региона используются неэффективно. И в качестве иллюстрации
привел следующие данные. Более 20% низкосортной древесины, традиционно являющейся
сырьем для химических комбинатов, сегодня остается на делянах. И, вероятнее всего,
брошенные «вершки» и «корешки» станут причиной лесных пожаров, которыми только в
прошлом году региону был нанесен ущерб в сумме 1,4 млрд. рублей.

Между тем, по словам Георгия Трифонова из-за дефицита сырья произошло
снижение мощностей на ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». Так,
БЦБК в 2003 году на треть сократил производство картона, на 6,7%, до 171,3 тыс. тонн,
— производство целлюлозы. Предприятие впервые за несколько лет по итогам работы за год
не получило прибыли. БЦБК оказался в самом невыгодном по сравнению с другими
лесоперерабатывающими комбинатами положении. Кроме экологических ограничений,
обусловленных непосредственной близостью к Байкалу, предприятие в прошлом году
испытало сырьевые ограничения. Комбинат не располагает в достаточной мере
собственной лесосырьевой базой.

В то же время Братский и Усть-Илимский ЛПК за счет эффективной системы
поставок сырья и инвестиций в лесозаготовку, напротив, увеличили выпуск продукции.
УИЛПК нарастил производство товарной целлюлозы на 6,7%, до 589 тыс. тонн, БЛПК —
на 3,8%, до 484 тыс. тонн. При этом БЛПК в нынешнем году начал глубокую переработку
лиственной древесины, что является серьезным прорывом для местного лесного бизнеса,
ранее отказывавшегося от этого сырья.

Нельзя не сказать, что мелкие и средние предприятия обвиняют химические комплексы в
установлении невыгодных цен на низкосортную древесину, которая остается после
подготовки леса на экспорт в круглом виде или при производстве пиломатериалов. Ранее
подобных конфликтов не возникало. Но только за последний год производство
пиломатериалов в области выросло на 10,4%. К примеру, компания «Игирма-Тайрику»
увеличила объем выпускаемых пиломатериалов в прошлом году на 8%, «ТМ-Байкал» — на
9,6%, а «Янтальлес» — в 2,6 раза.

По мнению Георгия Трифонова, сочетать интересы всех участников лесного рынка
позволит система перераспределения ресурсов. Он убежден, что крупные комбинаты
имеют право на собственные заготовки сырья. А вот в каких объемах, еще предстоит
выяснить в ходе недавно начатой ревизии использования лесного фонда. Георгий
Трифонов не исключает, что иркутская карта лесопользования будет перекроена в
интересах «качественного использования леса от вершка до корешка». Пока этот процесс
сдерживается законодательной базой, расторгнуть существующие арендные отношения с
недобросовестными пользователями практически невозможно. Но с принятием нового
кодекса ситуация может радикально измениться. Документ пересматривает отношения в
сфере лесопользования.

Федеральные чиновники не скрывают, что кодекс станет одним из инструментов по
увеличению поступлений в бюджет. Его главное новшество — частная собственность на
лес. Но право купить участок смогут получить лесопользователи после пятнадцати лет
добросовестной аренды. Это не значит, что иные отношения в лесопользовании будут
исключены. Проект Лесного кодекса предполагает три вида аренды лесных участков:
краткосрочную — на срок до 1 года, долгосрочную — на срок от 10 до 99 лет,
среднесрочную — на срок от 1 до 10 лет.

В Министерстве экономического развития и торговли РФ, комментируя документ,
пояснили, что для мелких лесопользователей предпочтения должны отдаваться
желающим заключить договор на срок до года, поскольку это не требует серьезных
инвестиционных затрат. В таком случае необходимо будет лишь ввести ограничения на
пользование лесным фондом. Для стабильных предприятий предпочтительной
будет также долгосрочная аренда, которая подразумевает все необходимые мероприятия
по восстановлению и защите лесного фонда.

Однако к настоящему моменту остается непрозрачным вопрос о том, кто же все-таки
будет заниматься управлением лесами. Проект кодекса замыкает функции по
распоряжению лесом на федеральном центре, но не исключает передачу значительной их
части в регионы. Согласно проекту Лесного кодекса, РФ будет заключать соглашения с
субъектами федерации по вопросам использования лесного фонда. В соответствии с ними
на местах будут проводиться аукционы на заключение договора аренды на пользование
лесным участком.

Но, как подчеркнул в беседе с корреспондентом Прайм-ТАСС министр природных
ресурсов Юрий Трутнев, при передаче полномочий федерального центра в регионы
необходимо предусмотреть ответственность регионов, а также обеспечить прозрачный
механизм осуществления передачи таких полномочий. Проект кодекса предполагает
расторжение соглашений между федеральным центром и субъектом федерации в случае
определенных нарушений со стороны регионов. А для контроля за соблюдением
законодательства в сфере лесопользования Минэкономразвития создаст специальный
федеральный уполномоченный орган.

Как же на деле будет строиться цепочка отношений между федерацией, регионами и
непосредственно лесопользователем, не ясно. Сейчас за выполнением условий аренды
следят лесхозы — федеральные структуры, подчиняющиеся Минприроды. В проекте
кодекса о них не сказано ни слова. Нельзя сказать, чтобы местные власти стремились
заполучить дополнительную «нагрузку» наподобие полномочий лесхозов. Как считает
Георгий Трифонов, регионы должны быть включены в процесс заключения договоров
аренды, а надзор и контроль должен быть оставлен профессионалам.

Но годы рыночных отношений многих сделали универсалами. Георгий Трифонов заметил,
что в 2003 году главное управление лесами самостоятельно заготовило 1,5 млн. куб.м
древесины. И уже в апреле в структуре администрации области будет создан комитет по
лесной политике и лесному хозяйству с достаточно широкими функциями. В него войдут
отдел лесных ресурсов и арендных отношений, отдел лесозаготовительной и
лесоперерабатывающей промышленности, отдел по контролю, правовым вопросам и
анализу деятельности организаций, отдел водных ресурсов и животного мира.

Следует отметить, что на Приангарье приходится 65% объема производства лесной
отрасли Сибирского федерального округа. Лесосечный фонд области составляет 53 млн.
куб.м леса в год. В минувшем году было заготовлено более 19 млн. куб.м леса. Годовой
оборот предприятий ЛПК региона приблизился к 30 млрд. рублей. На экспорт было
направлено около 5,5 млн. куб. м необработанного леса, 40% которого заготовлено с
нарушениями закона.

В Минприроды соглашаются, что «некоторые вопросы, связанные с функционированием
лесхозов и надзорных органов, необходимо уточнить». В министерстве приводят данные,
что в настоящее время на одного человека в РФ, осуществляющего контрольно-надзорные
функции за пользованием леса, приходится 54 тыс. кв. км леса. А на 70% лесной
территории РФ «права собственности не осуществляются никем».

Иркутские лесопромышленники остались недовольны новой версией Лесного кодекса. На
минувшей неделе была создана группа по разработке замечаний к документу. Они будут
сформулированы до 29 марта и переданы спикеру Законодательного собрания Геннадию
Истомину, который примет участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе.
В частности, члены президиума областного Союза лесопромышленников и
лесоэкспортеров считают преждевременной передачу леса в собственность, поскольку
опасаются, что эта процедура станет «захватом отдельных лакомых участков леса с целью,
не отвечающей развитию ЛПК». Они также настаивают на усилении роли регионов в
вопросах лесопользования. Однако в целом судьбу кодекса теперь предстоит решать
Госдуме.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры