издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дороги повышенной прочности можно строить из ангарского битума

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

Одной из главных "болезней" сибирских дорог является разрушение покрытия. Это результат и высокой интенсивности движения, и увеличения нагрузки на ось, и климатических особенностей региона. Не случайно в последнее время столь пристальное внимание обращено к битумным материалам, от которых во многом зависит срок службы наших магистралей.

На Западе давно поняли, что на материалах со свалки хорошей дороги не
построишь. Самый яркий пример — битум. У нас вместо него зачастую
использовали отходы нефтепереработки, поэтому и служил он недолго, дороги
требовали частого ремонта. Сейчас, к счастью, требования к битуму заметно
возросли. Об этом говорит и соглашение между Росавтодором и ЮКОСом о
поставках битумных материалов высокого качества. Об этом шел разговор и на
совещании в АНХК, которое было посвящено перспективам развития
битумных производств и собрало представителей НК ЮКОС и АНХК,
научно-исследовательских институтов и дорожных служб сибирского региона.

— Главное, что от нас требуется сегодня, — это скорректировать действия при
применении новых технологий, — сказал, открывая совещание, технический
директор ОАО «АНХК» Анатолий Елшин. — В дальнейшем это явится залогом
успешного перехода от количества к качеству выпускаемой продукции.

Ангарская нефтехимическая компания не первый год работает над
расширением ассортимента и улучшением качества дорожных битумов. На
нефтеперерабатывающем заводе участники совещания посетили битумное
производство, где задействованы три установки по выпуску дорожного,
строительного и модифицированного битумов проектной мощностью до 500
тыс. тонн в год. Производство, состоящее из компактно расположенных
резервуаров, емкостей, труб, насосной, печи обжига, поразило, можно сказать,
своей заповедной зоной: чисто и тихо было даже там, где шла закачка продукта
в цистерну.

— В прошлом году три наших установки выдали 113735
тонн битумов, — рассказывал сопровождавший участников совещания начальник
производственного отдела ОАО «АНХК» Михаил Замятин. — При этом наша —
единственная установка по выпуску модифицированных битумов за Уралом.

Технология по производству таких битумов связана с воздействием
химического материала, которое и создает новое качество продукту. Оно
основано на смешивании обычного дорожного битума с
пластификаторами, для чего потребовалось оборудовать установку
специальными мешалками, а при работе соблюдать строгий
температурный и окислительный режим. Модификация вязких битумов
полимерами позволила заметно улучшить низкотемпературные свойства и
теплостойкость материала, придала ему пластичность и способность к
обратимым деформациям.

Более 50 тыс. кв. м дорожного полотна на основе модифицированных
битумов уложено на территории АНХК, Ангарска, дорогах области за
последние два года. В прошлом сезоне новосибирский инженерно-
дорожный центр «Дорога» осуществлял мониторинг экспериментальных
участков в процессе эксплуатации. Результаты исследований обсуждались
на совещании и признаны удовлетворительными. Преимущества материала
в том, что он повышает устойчивость к воздействию климатических и
транспортных нагрузок. Долговечность дорожного покрытия из
модифицированных битумов превосходит срок службы обычного, из
асфальтобетона, в полтора-два раза, а стоимость обслуживания в два раза
ниже.

— Уникальность нашей битумной программы — в комплексном
подходе к производству, транспортировке и сбыту готовой продукции.
Компания не только модернизирует свои
установки и внедряет современные технологии, но и имеет собственный парк
обогреваемых цистерн для транспортировки битумных материалов в любую
климатическую зону. Уже к 2005 году этот парк будет увеличен на 1000
цистерн, появятся и новые производства по расфасовке битума в упаковку.

В рамках существующей программы НК ЮКОС
совместно с американской компанией «КОХ Материалз» сооружает
производство по выпуску высококачественных битумов и битумных эмульсий.
Уже нынче будет открыт завод мощностью 150 тыс. тонн в год.
Внедряемая ЮКОСом принципиально новая технология по выпуску еще
одного вида битумов — «Новобита»- может совершить переворот в
отечественном дорожном строительстве, — сказал на совещании
заместитель директора по маслам и битумам ЗАО «ЮКОС-РМ»
Андрей Попов. — Этот вязкий
дорожный материал повышенной долговечности сделан на основе тяжелых
остатков нефти и не требует, в отличие от модифицированных битумов,
дорогих полимерных добавок. Другими словами, без всякой модификации
«Новобит» обеспечивает значительное повышение срока службы дорожного
покрытия, а по стоимости незначительно превосходит обычный битум.

Вполне реально, что в конце нынешнего сезона будет получена первая партия
этого улучшенного продукта и на АНХК. Для этого, по словам директора
нефтеперерабатывающего завода ОАО «АНХК» Игоря Кукса, потребуется
частичная реконструкция действующего производства. А впереди у коллектива
далеко идущие планы, связанные со
строительством дороги Чита — Хабаровск «Амур». Для нее на АНХК
планируется значительное расширение ассортимента, в том числе выпуск
анионной битумной эмульсии для обеспыливания гравийных участков.
Руководство завода рассчитывает, что уже нынче удастся обработать несколько
километров «Амура». Есть немало других интересных идей и планов. Верится,
что все они будут воплощены в жизнь, как и все то, что здесь планируется.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры