издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Никита Леонов: "Рассчитывать на победоносное шествие российской бумаги на китайский рынок не стоит"

Примерно 65% целлюлозно-бумажной продукции, выпущенной двумя крупнейшими в Сибири лесопромышленными комплексами - Усть- Илимским и Братским (оба входят в корпорацию " Илим Палп"), - экспортируется на китайский рынок. На вопросы о перспективах российской целлюлозно-бумажной продукции на этом рынке корреспонденту журнала "Эксперт-Сибирь" отвечает главный управляющий директор по бизнесу корпорации "Илим Палп" Никита ЛЕОНОВ.

— Никита Борисович, основным потребителем выпускаемой Усть-
Илимским и Братским комплексами продукции является Китай.
Как вы оцениваете перспективы этого рынка?

— Китайский рынок сегодня является ключевым для формирования
мировых трендов на стоимость целлюлозы. Начало этому было положено
несколько лет назад, когда темпы развития китайской экономики
привели к тому, что объемы потребления целлюлозы стали прирастать в
среднем на 15-18% ежегодно.

Отличительная особенность китайского рынка состоит в том, что его
значительная часть носит спотовый (рынок краткосрочных контрактов,
предполагающий немедленное проведение платежей. — Прим. ред.),
спекулятивный характер, и это, пожалуй, является одним из основных
дестабилизирующих факторов цен товарной целлюлозы в мире.
Естественно, что рост потребления целлюлозы в Китае никак не
способствовал стабилизации мировых цен. С другой стороны, эта
особенность китайского рынка позволила нам добиться существенных
преимуществ по сравнению с другими, прежде всего
североамериканскими поставщиками. Географически мы ближе к Китаю,
а значит, скорость доставки нашей продукции выше. Последнее
преимущество позволяет оперативно реагировать на изменения ценовой
конъюнктуры.

— Кто является основными конкурентами компании на китайском
рынке целлюлозы?

— В последние годы доминирование
североамериканских производителей сильно уменьшилось.
Индонезийские, российские и южноамериканские производители
значительно потеснили североамериканских поставщиков. В обозримом
будущем существенное влияние на ситуацию могут оказать только
южноамериканские производители. В Чили и Бразилии вводятся в строй
крупные мощности по выпуску товарной целлюлозы. Но преимуществом
российской продукции по-прежнему будет оставаться более короткое
время транспортировки продукции до рынка.

«Илим Палп» является крупнейшим поставщиком целлюлозно-бумажной
продукции на китайский рынок. Доля группы в китайском импорте
беленой хвойной целлюлозы составляет 21%, лиственной беленой
целлюлозы — 7%, крафтлайнера — 17% и небеленой лиственной
целлюлозы — 11%. В прошлом году мы поставили на китайский рынок
680 тыс. тонн целлюлозы, следующий крупный поставщик — чилийская
ARAUCO — более 500 тыс. тонн.

— Китай практически во всех ключевых отраслях вкладывает
огромные ресурсы в создание собственных мощностей. Насколько
высоки риски усиления местных производителей и, соответственно,
вытеснения зарубежных поставщиков?

— С точки зрения экспортных операций полуфабрикатов на китайский
рынок, рисков нет. В связи с незначительными запасами древесины
Китаю трудно будет реализовывать крупные проекты по созданию на
своей территории новых мощностей по производству целлюлозы.
Насколько нам известно, такого рода проекты можно реализовать только
в южной части Китая, где есть необходимые ресурсы тропической
древесины. Но это не окажет существенного влияния на рынок

— Конкурентным недостатком российской целлюлозы является
нестабильное качество. Насколько серьезно это влияет на расклад
сил на китайском рынке?

— Нестабильное качество российской целлюлозы связано с износом
основных фондов и применением технологий 60-х годов. Из-за этого
цена российской целлюлозы при прочих равных условиях несколько
ниже, чем у североамериканских и чилийских
производителей. Рынок потребления
целлюлозного волокна в Китае условно можно разделить на три
сегмента. Высококачественная целлюлоза Северной и Южной Америки
потребляется для производства высококачественных видов бумаги и
картона. Целлюлоза более низкого качества, в основном российская,
потребляется для производства средних по качеству видов бумаги и
картона. Самое массовое потребление приходится на целлюлозу
местного производства из недревесных однолетних растений (тростника)
и соломы. Российская продукция занимает срединное положение в
структуре потребления. По нашим оценкам, такая структура
сохранится довольно длительное время. Поэтому в течение ближайших
пяти лет значительных инвестиций на наших сибирских комбинатах,
направленных на повышение качества целлюлозы, не требуется. В то же
время мы планируем вкладывать ресурсы в расширение объемов
производства под растущее потребление в Китае. Эти производства
должны будут выпускать полуфабрикаты более высокого качества,
сравнимые с американскими конкурентами.

— Усть-Илимский и Братский комплексы выпускают в основном
полуфабрикаты. Планирует ли компания вкладывать средства в
создание мощностей по глубокой переработке целлюлозы и картона
и выходить с этим продуктом на китайский рынок?

— Китай заинтересован в том, чтобы продукция глубокой переработки
производилась внутри страны, поэтому никакого победоносного шествия
российской или любой другой бумаги на рынок Китая ожидать не
приходится. Спрос на рулонную продукцию внутри самой Сибири
незначителен в связи с небольшой численностью населения. Поэтому
особого смысла строить в Сибири дополнительно бумагоделательные
или картоноделательные производства нет. Дополнительные мощности
по глубокой переработке целесообразнее размещать в европейской части
России, где есть емкий и постоянно растущий внутренний рынок
потребления.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры