издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральная стратегия

  • Автор: Ирина ОГНЕВА

11 июня 2004 года прошло заседание правления ОАО "РЖД", где рассматривался проект "Стратегической программы развития компании". В работе правления приняли участие члены Правительства РФ, руководство ОАО "Российские железные дороги", главы субъектов Российской Федерации. Для представителей СМИ в 17 железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД" -- была организована видеотрансляция выступлений. С основным докладом выступил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, он охарактеризовал основные вопросы проекта программы развития железнодорожной отрасли.

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» направлена на решение общегосударственных
задач, оказание стимулирующего воздействия на ускорение экономического роста в стране и повышение
деятельности компании в этих условиях путем:

— улучшения транспортной обеспеченности страны, освоения растущих потребностей экономики и общества
в перевозках;

— обеспечения перевозками возрастающей подвижности населения как фактора социального развития
страны;

— повышения эффективности деятельности компании и снижения совокупных транспортных затрат в
экономике;

— укрепления единого социально-экономического пространства страны на основе надежного и эффективного
транспортного обслуживания;

— стимулирования развития экономики регионов и инновационных отраслей на основе долгосрочных заказов
промышленной продукции;

— создания условий для притока инвестиционного капитала в транспортный сектор экономики и
непосредственно связанные с его работой отрасли (машиностроение, энергетика и др.);

— содействия эффективному размещению производительных сил в стране;

— создания новых квалифицированных рабочих мест на железнодорожном транспорте и в смежных отраслях.

Целевыми вариантами состояния компании являются базовый и сценарный. При этом
мероприятия «Стратегической программы» направлены на достижение сценарного варианта,
обеспечивающего создание инфраструктурных условий для удвоения ВВП.

Для этого компании необходимо обеспечить среднегодовой прирост объемов перевозок грузов на
6%, прирост пассажирооборота — не менее чем на 2% в год через улучшение качества работы и
предоставленных ею услуг. Экономическими условиями достижения контрольных ориентиров сценарного
варианта развития ОАО «РЖД» являются:

— ограничение среднегодового роста себестоимости перевозок в пределах индекса роста оптовых цен в
промышленности;

— прирост производительности труда (на 6,5% в среднем за год);

— рост заработной платы к 2010 году более чем в 2,5 раза;

— расширенное воспроизводство основных производственных фондов и сокращение их износа;

— обеспечение к 2010 году уровня рентабельности активов — 6 %; повышение рентабельности основной
деятельности с 2 % в 2004 году до 12,6 % в 2010 году;

— рост фондоотдачи (по приведенной работе на 26% к 2010 году);

— индексация тарифов в пределах, необходимых для эффективного развития компании (до 2006 года на
уровне индекса роста оптовых цен в промышленности, с 2007 по 2010 год — с коэффициентом 0,98 от
индекса роста оптовых цен в промышленности. При этом обеспечивается снижение совокупных
транспортных издержек).

Увеличение объемных, улучшение качественных показателей и эффективности экономических
условий работы ОАО «РЖД» позволят компании активно повышать транзитный потенциал страны,
участвовать в развитии портов и совместных компаний с морскими перевозчиками, обеспечивая тем самым
повышение роли России в мировой транспортной системе.

Миссия, стратегические цели развития и целевое позиционирование ОАО «РЖД»

Миссия динамично развивающейся общенациональной транспортной компании ОАО «РЖД»
состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности,
качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему. Она должна
реализовываться через достижение стратегических целей:

— увеличение масштаба транспортного бизнеса;

— повышение производственно-экономической эффективности;

— повышение качества работы и безопасности перевозок;

— глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

— повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Эффективное достижение стратегических целей компании будет обеспечиваться за счет
комплексной реализации совокупности всех бизнес-, функциональных и производственных стратегий ОАО
«РЖД» в соответствии со следующими принципами:

— рационализации использования всех видов производственных ресурсов на основе
совершенствования технологии перевозочного процесса, содержания и ремонта основных фондов;

— оптимизации затрат при обеспечении технологии и безопасности перевозок и труда;

— обеспечения эффективного управления активами компании
и инвестиционными ресурсами;

— оптимизации структуры капитала, привлекаемого для развития компании, в том числе на
основе использования новых форм заемного финансирования;

— качественного управления финансовыми ресурсами;

— оптимизации финансовых результатов корпорации;

— обеспечения производственно-финансовой прозрачности;

— достижения сбалансированности бюджетов и их нацеленности на реализацию стратегических
задач;

— экономической ответственности и заинтересованности всех структурных единиц и работников в
улучшении результатов работы корпорации через мотивационные механизмы;

— достижения прибыльности подсобной и внереализационной деятельности компании;

— реализации стратегического партнерства с предприятиями отечественной промышленности,
крупными перевозчиками и грузоотправителями, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.

Таким образом, система стратегического развития ОАО «РЖД» включает в себя миссию, цели,
определение исходного и целевого состояния компании, корпоративные стандарты управления и матрицу
стратегического управления.

В соответствии с миссией ОАО «РЖД» позиционируется в качестве универсального
публичного перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном
транспортных рынках, а также как компания, обеспечивающая эффективное содержание
инфраструктуры и предоставление ее услуг независимым перевозчикам. Это отличает компанию
«РЖД» от других хозяйствующих субъектов рынка железнодорожных перевозок, которые фокусируют свою
деятельность на отдельных, наиболее выгодных перевозках. Исходя из этого, залогом успешного развития
компании является увеличение масштабов транспортного производства и услуг, а также наличие
технических и нормативных условий, включая соответствующий подвижной состав, обеспечивающих спрос
во всех сегментах рынка железнодорожных услуг.

Экономическое развитие компании осуществляется на основе перспективных требований
государства, населения и товаропроизводителей к объемам, качеству и стоимости транспортного
обслуживания.

Исходя из этого, железнодорожный транспорт, в соответствии с транспортной стратегией
Российской Федерации, и в перспективе будет выполнять функции ведущего звена транспортной системы
России. Он не будет иметь экономической альтернативы при освоении значительных по объему стабильных
потоков большинства массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния, массовых перевозок
пассажиров в пригородных зонах и на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки будут включать
основные грузопотоки экспорта твердого топлива, сырья и продуктов его первичной переработки, а также
массовые перевозки рабочей силы в крупные города.

При наличии огромного международного интеграционного потенциала российских железных дорог
их роль как транзитного евроазиатского сухопутного моста будет возрастать на основе улучшения
использования инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей и формирования нового
международного транспортного коридора «Север — Юг».

К концу 2010 года ОАО «РЖД» будет вертикально интегрированной транспортной
компанией, предоставляющей многофункциональные виды услуг.

С одной стороны, это эффективный владелец инфраструктуры, предоставляющий на
недискриминационной основе услуги всем перевозчикам. Для обеспечения общегосударственной задачи
транспортного обслуживания экономики и населения компания будет иметь необходимые пропускные и
провозные способности, экономичную, надежную и безопасную технологию работы инфраструктуры,
интегрированной в национальную и международную транспортные системы. Рациональное развитие
инфраструктуры на основе применения маркетинговых исследований, использования собственных средств
компании и вложений независимых инвесторов позволит в рамках жесткого тарифного регулирования
обеспечить производственную и финансовую устойчивость работы ОАО «РЖД» в этой сфере бизнеса.

Другим основным видом бизнеса, осуществляемого ОАО «РЖД», будет оказание услуг по
перевозке. В сфере грузовых перевозок основным фактором, влияющим на деятельность компании, будет
переход до 50 процентов парка грузовых вагонов в частную собственность с сохранением в структуре
вагонного парка ОАО «РЖД» высокодоходного подвижного состава. Выполненные оценки показывают, что
для приближения к соотношению 50:50 до 2010 года компания «РЖД» должна активно закупать цистерны
(более 20 тыс. единиц) и другие специализированные вагоны, по которым компании уже принадлежит
менее половины парка. Одновременно частные компании должны закупать не менее 160 тысяч
универсальных вагонов. Однако, в условиях отсутствия у частных инвесторов значительной мотивации к
приобретению универсального подвижного состава, ориентированного в основном на перевозки
низкодоходных грузов, невозможно гарантировать достаточный уровень закупок универсальных вагонов.
Поэтому ОАО «РЖД», осознавая системную ответственность за транспортную обеспеченность страны,
должно также закупать универсальные грузовые вагоны в объемах, достаточных для удовлетворения
рыночного спроса на перевозки. Необходимым условием этого является отсутствие административного
воздействия со стороны государственных органов, направленного на снижение доли ОАО «РЖД» в
вагонном парке до 50%.

При этом могут решаться вопросы закрытия, структурного преобразования или продажи ряда
малодеятельных линий. Для защиты интересов ОАО «РЖД» в конкурентных сегментах рынка грузовых
перевозок потребуется внедрение инновационных бизнес-технологий доставки грузов с применением
логистики. Реализация маркетинговой стратегии компании позволит осуществить развитие перспективных
направлений перевозок и сформировать предложение новых видов транспортных услуг, востребованных
пользователями. Продолжится работа по повышению конкурентоспособности ОАО «РЖД» на
международном транспортном рынке и привлечению дополнительных, в том числе транзитных, перевозок
грузов. Проводимая компанией гибкая тарифная политика в конкурентных сегментах рынка будет
способствовать привлечению дополнительных объемов перевозок, в том числе с других видов транспорта, и
позволит максимизировать доходы от транспортных услуг. В монопольных секторах рынка перевозок будет
обеспечиваться баланс экономических интересов всех участников рынка. Компанией также будут
осуществляться перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки и обеспечиваться
надлежащее содержание необходимых мобилизационных резервов. Перевозка пассажиров
железнодорожным транспортом будет осуществляться как дочерними и зависимыми компаниями ОАО
«РЖД», так и независимыми перевозчиками.

Важным направлением деятельности компании станет оказание дополнительных услуг, связанных с
техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и других сопутствующих перевозочной
деятельности услуг. Данный вид бизнеса будет осуществляться в конкурентном сегменте рынка, в том числе
дочерними компаниями. Предоставление широкого перечня услуг, применение инновационных технологий
и использование принципа перевозок «от двери до двери» по сквозным тарифным ставкам позволят
компании успешно работать в высокорентабельных сегментах рынка.

Компанией будет осуществляться взвешенная политика в отношении формирования бизнес-единиц
внутри структуры ОАО «РЖД, создания дочерних и зависимых обществ, способных эффективно осваивать
и развивать новые целевые сегменты рынка, а также обособление отдельных видов деятельности ОАО
«РЖД» путем передачи их на аутсорсинг. Система эффективного управления дочерними и зависимыми
обществами и заключение долгосрочных (на 5 и более лет) контрактов обеспечит возможность контроля их
деятельности со стороны ОАО «РЖД», предотвращения возникновения новых монополий и позволит
обеспечить эффективное финансовое взаимодействие этих компаний с ОАО «РЖД».

Главным элементом целевого состояния ОАО «РЖД» является финансово-экономическая и
технологическая устойчивость компании. Для ее динамичного развития должны быть осуществлены
необходимая модернизация и обновление основных производственных фондов, что позволит компании
перейти в фазу устойчивого расширенного воспроизводства.

Большое значение для успешной работы ОАО «РЖД» на международных торговых и транспортных
рынках имеет предстоящее вступление Российской Федерации в ВТО. В этих целях компании следует
заблаговременно проработать условия функционирования в интегрированной транспортной системе,
предусмотрев при необходимости меры, минимизирующие риски снижения конкурентоспособности
подвижного состава компании.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры