издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Таежный лимит

Региональные власти пытаются исключить злоупотребления в сфере оборота леса Большинство муниципалитетов Иркутской области оказались не готовы к введению региональной администрацией правил предоставления лесосечного фонда на местные нужды. В прошлом году территории получили на эти цели около 2 млн. кубометров древесины. Установив правила игры, региональные власти пытаются исключить злоупотребления в сфере оборота леса, комментируя ситуацию, заявил председатель комитета по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности администрации области Сергей ЖУРКОВ нашему корреспонденту Наталье ГАВРИЛОВОЙ.

— Чем новый порядок отличается от старого?

— Старого просто не было. Раньше область утверждала объемы лесосечного фонда для
нужд муниципалитетов, а затем органы местного самоуправления делили его. Хотя
согласно Лесному кодексу распоряжаться лесным фондом на местные нужды имеет
только субъект федерации. Вмешиваться в этот процесс у областной власти не было
необходимости, пока испрашиваемые объемы составляли 200 тыс. куб. м. Но с годами они стали
расти, сначала до полутора миллиона кубов. А к 2004 году достигли 10% от общего объема
вырубки леса в области. При этом не забывайте, что на территории региона работают
очень крупные лесоперерабатывающие предприятия. Как говорится, аппетит приходит
во время еды.

В течение прошлого года администрация совместно с ГУПРом разработала положение, с
помощью которого устанавливается контроль за использованием леса,
выделяемого на муниципальные нужды. Раньше как было: область дает лес, мэр
распределяет его среди школ, детсадов и т.д. К примеру, на управление
образования выписывались лесобилеты, но сама школа не могла пойти рубить лес,
естественно, нанимался подрядчик, какая-то фирма. Лесхоз отслеживал, как привлеченная
организация пилила лес. И если обнаруживались нарушения, штрафные санкции
предъявлялись к владельцам лесобилетов, проще говоря, бюджету.

Положение исключает возникновение подобных ситуаций. Теперь местные
администрации должны заключать договоры с фирмами, которые имеют регистрацию в
налоговых органах, обладают техникой и квалифицированным персоналом.
Лесорубочный билет будет выписывается на них. И уже они будут непосредственно
отвечать за технологию лесозаготовок перед государственными структурами.

Однако, прежде чем лес будет вырублен, мэр должен ходатайствовать перед
администрацией области о выделении леса. Необходимо представить заявку с
обоснованием объема вырубки, перечень граждан, соответствующих организаций,
нуждающихся в древесине. К ней должны быть приложены документы, подтверждающие
права на земельные участки под строительство, а также проектно-сметная документация
на объекты, строительство или ремонт которых будет производиться за счет объемов
лесосечного фонда на местные потребности. Эти бумаги должны быть рассмотрены и
проверены комитетом по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности
области в течение 30 дней. Но я могу уверенно сказать,
что этот процесс можно сократить до недели.

Таким образом, мы хотим исключить в том числе злоупотребления со стороны
муниципальных чиновников или работников бюджетных организаций. А нарушения в
этой сфере, поверьте, случаются. Вот пример. Одному району области был выделен
лес на нужды ветстанции. Между тем врач станции реализовал лес и купил себе легковой
автомобиль, который оформил в собственность.

— Какой объем заготовок на муниципальные нужды утвержден в этом году?

— Мы примерно в половину сократили лимит леса для муниципалитетов, которые
претендовали на 2,2 млн. куб.м, против 1850 тыс. куб.м, выделенных в прошлом году. В
этом году лесосечный фонд для удовлетворения потребностей общеобразовательных,
дошкольных образовательных и других учреждений,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных
организаций и населения составил 1280 тыс. куб. м. Но лимит может быть увеличен. Если
местным властям удастся обосновать большие объемы, они будут выделены.

А пока мы имеем только одну заявку — от мэрии города Усолья-Сибирского. При этом в
администрации Иркутской области уже появляются ходоки из числа населения,
традиционно получающего лес для своих нужд. Они просят выделить лесосечный фонд.
Такие обращения поступают, например, из того же Иркутского района. Допускаю, что
людей неверно информируют о нововведении. Мне бы хотелось обратить внимание
жителей городов и районов, что областные власти, прежде чем принять решение о
выделении леса, должны получить заявку от мэрии.

В целом, по нашим оценкам, из общего объема заявленного лимита на долю населения
придется около 300 тыс. куб. м леса: около 60 тыс. куб. м будет использовано на
строительство, остальное — на заготовку дров.

— Вы можете объяснить нерасторопность местных властей?

— Мы видим, что теперь появилась система в распределении леса, появились правила. А
при системе работать сложнее, ведь нужно собрать дополнительные документы, вводить
контроль. Проще говоря, муниципалитеты должны втянуться в эту работу. Правда, есть
опасность, что на раскачку уйдет слишком много времени, и тогда уже областные власти
будут поставлены перед необходимостью оформлять заявки в авральном режиме. Ничего
хорошего их этого не выйдет.

Достаточно сказать, что у нас ни много ни мало 29 из 37 муниципалитетов имеют право на
получение лесосечного фонда. Не стоит также забывать, что для этих территорий система
выделения леса в краткосрочное пользование не что иное, как дополнительные доходы
бюджета. Теперь они должны будут постоянно обосновывать и документально
подтверждать право на получение леса. Возможности вырубить лес в прежнем режиме
уже нет. Любые подобные попытки будут блокироваться лесхозами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры