издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первым делом -- самолеты?

  • Автор: Виктор САВЕЛЬЕВ для "Восточно-Сибирской правды"

В текущем году платежи "Иркута" в областной бюджет могут составить треть от прошлогодних До конца этого года завершится реструктуризация научно-производственной корпорации "Иркут". Основные задачи ее уже выполнены - на базе региональной компании создан холдинг, обеспечивающий весь жизненный цикл авиационной техники. Сейчас идет оптимизация основного актива корпорации - Иркутского авиационного завода. Как оказалось, этот не самый приятный процесс может обернуться конфликтом местных властей и руководства корпорации.

Концепция реструктуризации «Иркута» была утверждена советом директоров в августе 2002
года. Она включала в себя стандартный набор мероприятий, касающихся изменений в
организации производственно-технологической базы, системы управления и, конечно же,
социальной сферы. Одним из ключевых этапов реструктуризации корпорации стало
приобретение весной этого года 75% акций ОКБ им. Яковлева. Теперь наряду с
производственными мощностями, которые включают в себя серийный завод — Иркутское
авиационное производственное объединение (ИАПО), структура корпорации содержит
конструкторское бюро. В холдинг также входят КБ им. Бериева, компании «Русская
авионика» и «Бета-Ир».

К сегодняшнему дню «Иркут» из регионального предприятия превратился в полноценную
вертикально интегрированную компанию с московской регистрацией. Между тем его
основными активом по-прежнему является расположенный в Иркутске авиазавод, в этом году
ставший филиалом корпорации. До 90% заказов «Иркута» формируется за счет контрактов на
поставку и лицензионное производство самолетов Су-30 для Индии, а также Малайзии,
которые выполняются ИАПО.

С очевидными последствиями реструктуризации в областном центре столкнулись в этом году,
когда на баланс муниципалитета началась передача социальных объектов. Непрофильные
активы выводятся вместе с сотрудниками предприятия. По предварительным оценкам, до
конца года на одну треть будет сокращен среднесписочный состав обслуживающего и
вспомогательного персонала авиазавода. Вдобавок ко всему в нынешнем году бюджеты
области и города столкнулись с серьезным сокращением налоговых платежей.

Все эти обстоятельства заставили первого заместителя главы администрации Иркутской
области Александра Битарова обратиться к руководству корпорации с письмом, содержащим
просьбу обнародовать планы по загрузке мощностей ИАПО и увеличить налоговую отдачу от
иркутской площадки. Так, в текущем году платежи «Иркута» в консолидированный бюджет
Иркутской области прогнозируются на уровне 290,4 млн. рублей, что составляет 34% от
прошлогодних. В то время как в 2001 году в региональную казну было уплачено 583 млн.
рублей, в 2002 году — 543,5 млн. рублей, а в 2003 году — 846,5 млн. рублей.

В «Иркуте» в ответ ссылаются на изменившееся налоговое законодательство. В 2003 году,
скажем, был отменен налог на пользователей дорог, который в структуре региональных
налоговых платежей предшествующего года составлял 86 млн. рублей. А в прошлом году
корпорации, того хуже, неправомерно начислили 180 млн. налогов, которые «Иркут» оспорил в
арбитраже.

По сути, став столичной компанией, «Иркут» ведет себя в регионе так, как московские ФПГ
уже стараются не поступать. Специалисты администрации области констатируют, что на
ИАПО сложилось трансфертное ценообразование. Налоговые платежи завода составляют 5%
к валовой добавленной стоимости, создаваемой предприятием, когда в среднем по России для
машиностроительных предприятий эта цифра в три раза больше. Это вполне объяснимо. На
«Иркуте» не скрывают, что корпорация живет за счет выполнения военного заказа. Он
становится основой для финансирования других проектов.

В скором времени компании предстоят новые серьезные траты, причем за пределами
Иркутской области. Недавно президент корпорации Алексей Федоров заявил журналистам,
что «Иркут» приобретет авиационный завод в европейской части России. Потенциальные
инвестиции в покупку новых мощностей, по предварительным оценкам аналитиков, могут
превысить 50 млн. долларов. Он пояснил, что на новой площадке будет размещено
производство самолетов Бе-200, ЯК-130, МС-21, а также истребителей семейства «Сухого».
Это не первое заявление такого рода — в компании более двух лет говорят о планах перевести
сборку Бе-200 за пределы Иркутска из-за возможного дефицита производственных площадей.

В целом руководство корпорации считает будущее Иркутского авиазавода вполне радужным.
Существующий портфель заказов в объеме 4,5 млрд. долларов позволяет обеспечить загрузку
ИАПО до 2017 года. Выручка от продаж продукции Иркутского завода в 2004 году увеличится
с 13 до 20 млрд. рублей. Иркутскому филиалу предстоит большой объем работ по
капитальному ремонту ранее поставленных машин, развертывание работ по производству
самолетов для Малайзии.

Но в региональной администрации уверены, что статус филиала ограничивает налоговые
возможности предприятия, особенно когда речь идет об уплате налога на прибыль.
Действующий Налоговый кодекс делит этот платеж между всеми структурами вертикально
интегрированной компании в зависимости от стоимости основных фондов и численности
работающих, но независимо от того, где эта прибыль сформирована. Нельзя сказать, чтобы это
устроило Иркутск, которому в условиях сокращающихся налоговых отчислений предстоит
взять на себя ответственность за социальные объекты авиазавода и все социальные риски,
связанные с изменением структуры занятости на предприятии.

Местным властям хотелось бы видеть на месте ИАПО компанию, по-прежнему
зарегистрированную в городе. Тем более в регионе есть тому примеры. Сибирская угольная
энергетическая компания на базе своих региональных филиалов создает стопроцентные
дочерние предприятия. Избавляясь от трансфертного ценообразования, материнская компания
берет на себя лишь функции торгового партнера, который получает комиссию.

Но принятие подобных решений является доброй волей собственников бизнеса (в случае с
«Иркутом» контроль над предприятием принадлежит менеджменту). Власти не вправе
вмешиваться в процесс организации коммерческих структур. Пока стороны ограничиваются
вежливой перепиской.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер