издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджет растущих полномочий

  • Автор: Беседовала Наталья ГАВРИЛОВА

Последние решения федеральных законодателей станут серьезным подтверждением того, что, как выразился наш сегодняшний собеседник, "бюджетный процесс является живым организмом". Начиная с будущего года финансирование некоторых федеральных законов будет передано на региональный уровень. По мнению начальника главного финансового управления Иркутской области Владимира Пашкова, это может быть сопряжено как с политическими, так и с организационными издержками. Но на этот раз вместе с расходными полномочиями регионам передается право регулировать объемы и механизмы их исполнения.

О состоянии бюджета этого года и подготовке бюджета-2005 Владимир ПАШКОВ
рассказывает в интервью нашей газете.

— Владимир Игоревич, означает ли исчезновение с сайта главного финансового
управления администрации Иркутской области информации о выплате зарплаты
бюджетникам то, что и долги исчезли?

— Областной бюджет не имеет кредиторской задолженности по этой статье. Сейчас нет
задолженности ни по заработной плате, ни по отпускным работникам областной бюджетной
сферы, а также бюджетникам 21 территории, обязательства по выплате зарплат которых
регион взял на себя. Но на местах в ряде муниципалитетов жалованье выплачивается не
всегда вовремя.

А что касается размещения информации о задолженности на сайте ГФУ, то мы считаем, что
вправе отказаться от предоставления информационных услуг по мониторингу ситуации на
местах (достаточно, что мы сами ею владеем). Во всяком случае, этим могут заняться
общественные институты. Ассоциация мэров городов и районов области, например. Для нас
это не актуально.

— Каким образом в ГФУ намерены решать вопрос погашения зарплатных долгов?

— Финуправление не вмешивается в дела местного самоуправления. Это не наша компетенция.
Есть избранные мэры, Думы. Они, как могут, реализуют право решать проблемы
муниципалитета. В определенных случаях мы оказываем муниципальным бюджетам помощь.
Но хочу сказать, что в этом году областной бюджет оформил ссуд в несколько раз меньше,
чем было выдано в 2003 году.

— Это такая репрессивная мера по отношению к территориям?

— Нет. Просто местные бюджеты стали в этом году более самостоятельными. В некоторых
территориях бюджет первого полугодия был выполнен на 190%. В целом областной бюджет
был исполнен на 108,9%. В казну поступило сверх плана около 350 млн. рублей. Нами были
получены доходы в объеме 7,98 млрд. рублей, в консолидированный бюджет — 14,4 млрд.
рублей. Дополнительные деньги позволили области достаточно ровно пройти очень сложный
период выплаты отпускных учителям. Сейчас пытаемся за счет сверхплановых поступлений
уверенно войти в период подготовки к зиме.

— За счет чего произошло перевыполнение бюджета?

— Главным образом за счет того, что в первом квартале более чем в два раза перевыполнены
поступления налога на прибыль. Это, на мой взгляд, разовый показатель. Тем не менее одна
из причин столь качественного изменения налоговых платежей — целенаправленная работа
властей с финансово-промышленными группами, имеющими бизнес в регионе. Нельзя не
учитывать еще один субъективный факт: весной проходили президентские выборы.
Естественно, что бизнес-структуры отреагировали на это событие, мобилизовав налоговые
усилия.

Но насчет перевыполнения налоговых платежей, повторюсь, как мне кажется, не следует
обольщаться. Мы уже это проходили. Иногда бизнес-структуры засчитывают текущие налоги
в счет ранее уплаченных: мол, первые месяцы работали с прибылью, потом получили убыток.
Я очень осторожен в прогнозах относительно наполнения бюджета этого года, напомню, он
был принят с дефицитом. С дополнительными поступлениями приходится очень осторожно
обращаться: мы одновременно покрываем дефицит и создаем резерв, за счет которого,
например, шла выплата отпускных.

— Область готова оплатить иски о компенсации затрат на льготы по закону «О
ветеранах», предъявляемые в этом году предприятиями области к региональному
бюджету?

— Федеральный закон «О ветеранах» никогда не финансировался даже на треть. Он стоил 2,5
млрд. рублей в год. Стоимость закона за время его существования составила 9,5 млрд. рублей.
А фактически федеральным центром на его исполнение было передано не более 2,5 млрд.
Семь миллиардов не профинансировали.

По инкассовым поручениям из бюджета уже списано 10 млн. рублей. Но мы оспариваем
решения суда. На самом деле те, кто обращается в суды, на этом законе здорово нагревают
руки. Ряд судебных разбирательств показал, что истцы в суде не могут доказать факт оказания
услуги. Но, тем не менее, идут в суд и зарабатывают на этом деньги.

— Как верстается бюджет 2005 года?

— Движемся в темпе бюджетного процесса. До 20 сентября проект главного финансового
документа области будет направлен в Законодательное собрание. В целом областной бюджет
составит 18 млрд. рублей. Мы его планируем бездефицитным.

Следует сказать, что бюджет нового года будет значительно отличаться от текущего. Сейчас
разные уровни бюджета могут отвечать по одним и тем же, пусть не очень четко
зарегламентированным полномочиям. Но на будущий год федеральный законодатель выдал
полномочия вместе с ответственностью. Эта формула жестко диктует выстраивание
конструкций как внутри областного бюджета, так и между бюджетами разного уровня. Это
касается прежде всего расходных полномочий.

Теперь стоит вопрос, в какой очередности выстраивать процедуры, чтобы к моменту принятия
бюджета все нормативные акты, связанные с недавними изменениями в Налоговом и
Бюджетном кодексах, были приняты на региональном уровне.

Между тем, по нашим оценкам, структура налоговых поступлений в 2005 году сохранится.
При том, что по основным налогам мы прогнозируем естественный рост поступлений.
Единственно, уйдут в федеральный бюджет водный налог, ставки лесных платежей, еще
полтора процента из 19-процентной ставки налога на прибыль также будет централизовано (за
полгода мы получили в виде этого платежа более 3,2 млрд. рублей). Для нас это потери 1-1,2
млрд.

— Как, в таком случае, вы оцениваете политику федерального центра в отношении к
регионам: полномочий становится больше и налогов оставляется меньше?

— К политике федерального центра надо относиться как к хорошей или плохой погоде,
воспринимать ее как данность. Надо сказать, что вместе с расходными полномочиями,
начиная с будущего года, регионам передается право регулировать объемы и механизмы
исполнения этих полномочий. К примеру, зарплата раньше начислялась по единым
стандартам. Теперь есть право проявлять творчество в этом вопросе. Но расчет этот должен
быть ответственный: социальная ситуация не должна ухудшаться.

— В ГФУ уже посчитали, как в связи с изменением Бюджетного и Налогового кодексов
будет перераспределяться между уровнями бюджетов налоговая база региона?

— Доходы федерального бюджета за счет иркутского налогоплательщика в будущем году
возрастут на 1,2 млрд. рублей. Областного — на 3,5 млрд. рублей. А местные, наоборот,
потеряют аж 4,9 млрд. рублей. Но мы должны соотносить доходы с расходными
полномочиями. Только субвенции на образование увеличивают расходные обязательства
областного бюджета сразу на 7 млрд. рублей. Хотя до сих пор не известна технология
исполнения этих обязательств. Следует сказать, что здесь мы серьезно «разгрузим»
муниципальные бюджеты.

Опережая вопрос о том, что мы будем в связи с этим делать, сразу скажу, что предстоит
серьезнее заниматься оптимизацией сети. Ничего нового изобрести не можем. Традиционно
бюджет оценивается с позиции, что у нас денег было больше, чем сейчас. А вопрос качества
исполнения бюджета в расчет не берется. Хватит управлять расходами, давайте управлять
результатами. Это говорит о том, что в бюджетной сфере будут как никогда востребованы
высококлассные менеджеры.

— Пока закон о монетизации льгот обсуждали в Госдуме, о нем активно говорили.
Теперь, когда он принят, вы можете сказать, как он будет исполняться?

— Вы напрасно рассчитываете услышать от меня готовую формулу. Нам еще предстоит найти
наиболее приемлемые для нас пути решения. Следует определиться, какие льготы мы сможем
предоставлять деньгами, какие — услугами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер