издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время думать - время выбирать

В "Политической среде" стало традицией проводить "круглые столы" по итогам политического года и другим значимым для Приангарья событиям. Важнейшим событием 2004 года станут выборы в Законодательное собрание Иркутской области. И хотя население Приангарья избирает областной парламент в четвертый раз, нынешние выборы имеют ряд особенностей. Именно эти особенности, имеющие принципиальное значение для Иркутской области, ее будущего, а также ход избирательной кампании стали темой дискуссии в редакции "Восточно-Сибирской правды". За редакционным "круглым столом" собрались: Юрий БАГАЕВ -- политический обозреватель "Восточно-Сибирской правды"; Олег ВОРОНИН - политолог, лауреат Всероссийского конкурса региональной политологии Первого канала; Александр ГИМЕЛЬШТЕЙН -- главный редактор "ВСП"; Константин ЖУКОВ - заведующий кафедрой педагогики и гуманитарных технологий ИГУ, академик Академии педагогического образования; Виктор ИГНАТЕНКО - доктор юридических наук, профессор; Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ - политолог.

Беседу провел специальный корреспондент газеты «Восточно-
Сибирская правда» Владимир КИНЩАК.

В чем главное отличие предстоящих выборов Законодательного
собрания от предшествующих?

Какая партия получит большинство в областном парламенте?

В чем состоит значение нынешней избирательной кампании
для Иркутской области?

Кто нам нужен в парламенте — профессиональный политик
или «генерал» от экономики?

Каким хотят видеть избиратели своего депутата?

Почему нужно реформировать избирательную систему в России?

Перед кем должен нести ответственность депутат — партией
или избирателями?

Александр Гимельштейн:

— У нас в области идет очень интересный политический и, одновременно,
психологический эксперимент. Впервые выборы в региональный
парламент проводятся по партийным спискам. При этом сохранен и
мажоритарный принцип избирательного процесса — по одномандатным
округам. Предлагаю уважаемым экспертам высказаться по особенностям
этой избирательной кампании и, может быть, по ее персоналиям. Это, как
я полагаю, будет интересно и читателям, и нам как участникам
дискуссии.

Виктор Игнатенко:

— С вашего позволения, коллеги, я начну с тех особенностей, которые
имеют непосредственное отношение к законодательной сути
избирательного процесса. Главное отличие выборов Законодательного
собрания четвертого созыва от предшествующих заключается в том, что они
производятся на основании другой избирательной системы. Раньше
депутаты избирались только по одномандатным округам. В этот раз
половина депутатов (23 человека) избираются по партийным спискам, а
вторая половина (22 человека) — по одномандатным округам. Второе
существенное отличие состоит в том, что изменилось законодательство. В
результате ряд избирательных технологий применять стало невозможно.
Кроме того, установлена уголовная ответственность для тех нарушений,
которые раньше были ненаказуемы. Полагаю, что это остудит некоторые
горячие головы. Несомненно, участие партий дисциплинирует
избирательный процесс. Участие партий, которые проводят большую
подготовительную работу, снижает конфликтность. Так, на 1 сентября
2000 г. в избирательную комиссию поступило более 100 жалоб. На
сегодняшний день их всего десять.

Теперь о законодательстве. Принят новый федеральный закон о
политических партиях. Летом 2002 г. в федеральный закон о гарантиях
избирательных прав были внесены существенные коррективы. Была
утверждена новая редакция закона об основных гарантиях избирательных
прав. На этой обновленной базе был подготовлен новый закон Иркутской
области о выборах депутатов Законодательного собрания. И вот теперь
мы апробируем целый ряд новелл, которые тоже влияют на ход
избирательного процесса. К примеру, в федеральном законе установлена
преференция (преимущество) тех партий, которые имеют фракции в
Государственной Думе. Им при выдвижении кандидатов не надо
собирать подписи и вносить избирательный залог. В результате
наибольшее количество кандидатов в Законодательное собрание
выдвинуто партиями, имеющими фракции в Государственной Думе.

Еще одна отличительная особенность состоит в том, что на этих выборах
многие депутаты регистрировались на основании избирательного залога.
В некоторых случаях залог работал как подстраховка. Например,
региональное отделение партии «Яблоко» сначала внесло залог, а затем
собрало подписи. Так как подписей хватило, мы вернули им залог.
Таким же образом поступил целый ряд депутатов. Сбор подписей —
достаточно трудоемкое занятие, а залог облегчает регистрацию, хотя и
опустошает карман — 15% избирательного фонда. Но здесь приходится
выбирать. На сегодня, как мы и прогнозировали, зарегистрировано 9
избирательных блоков и 150 кандидатов. Должен отметить, что и по
одномандатным округам абсолютное число кандидатов было выдвинуты
политическими партиями. И если в 2000 году самовыдвижение было
основным способом регистрации, то сейчас оно встречается значительно
реже.

Владимир Кинщак:

— Как вы оцениваете начало кампании, Виктор Васильевич?

Виктор Игнатенко:

— К сожалению, из-за отсутствия кворума Законодательное собрание не
смогло назначить сроки выборов своевременно и произошел сдвиг начала
кампании на две недели. Это создало дополнителные трудности для
партий и кандидатов. Ведь за эти две недели можно было провести все
конференции, согласительные процедуры. Но, к счастью, в нашем
законодательстве есть подстраховочная норма. Если Законодательное
собрание не определило сроки выборов, то их назначает избирательная
комиссия Иркутской области в точном соответствии с законом. Мы
выполнили это положение закона, назначили выборы Законодательного
собрания, опубликовали решение, и 20 июля началась избирательная
кампания. Это минус, но полагаю, что это существенно на ход кампании
не повлияло. Сейчас у нас как раз закончилась стадия выдвижения и
регистрации. В этой связи я хочу заметить, что у нас в России
избирательные кампании чрезмерно затянуты. Полагаю, что
избирательная кампания должна проводиться не три месяца, а два: месяц —
на выдвижение и регистрацию, месяц — на агитацию. Вполне достаточно.

Олег Воронин:

— Нынешняя избирательная кампания имеет огромное значение для
Иркутской области. Несомненно, ее результаты скажутся на
политических и экономических процессах в регионе. Это, кроме всего
прочего, прикидка перед выборами главы исполнительной власти,
которые состоятся в следующем году.

Прошел первый этап кампании: регистрация, выдвижение кандидатов.
На старте кампании представлено 9 партий — 9 избирательных списков.
Хочу заметить , что на первом этапе вперед вырвалась молодая и
агрессивная команда «Родины». Может быть, это фальстарт? Забег на
коротком дыхании? Но сейчас, во всяком случае, представители
«Родины» считают, что первый этап они отработали лучше других. Пока
что у меня вызывает недоумение (это исключительно мое мнение) начало
кампании со стороны самого влиятельного и самого мощного
политического блока — партии «Единая Россия». Мне представляется, что
сейчас проходящие через Думу законы, такие как монетизация льгот,
налог на собственность и другие, могут достаточно негативно отразиться
на кампании, проводимой «Единой Россией» в регионе. Мне
представляется, что тактика «Единой России» должна строиться на хорошо
отработанной и грамотно озвученной позиции «социального пакета».
Именно эта тема, с разъяснениями, что такое «социальный пакет» и как он
учитывает интересы населения, должна звучать на всех встречах с
избирателями.

Кампания КПРФ мне непонятна. Если бы в списке от КПРФ первыми
стояли внятные и серьезные хозяйственники, такие как Сумароков или
Потапов, то они «вытащили» бы всех остальных, как локомотив
вытаскивает поезд. Но в списке КПРФ на первых позициях фигурируют
Левченко и Рульков, фигуры достаточно одиозные. Кроме того, я не вижу
медиаресурса. И я не вижу традиционной для КПРФ схемы: от двери к
двери.

По данным социологов, в Законодательное собрание проходят три партии:
«Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Меня эти данные не убеждают. Что
касается «Единой России», то здесь есть определенный резон. У
единороссов сконцентрирован и медийный, и административный, и
электоральный ресурсы. А вот ставить на КПРФ..? Столь же
дискуссионным является для меня вопрос о преодолении 5-процентного барьера
ЛДПР. Одно дело, когда ЛДПР представляет Владимир Вольфович,
который поехал «пятидесятки» раздавать, и другое дело —
региональное отделение, представленное абсолютно безликими, никому не известными
людьми.

И последнее. У меня есть определенное предположение, что блок
«Родина» одного или двух депутатов проведет.

Александр Гимельштейн:

— Отношение избирателей к партиям — очень интересная тема. Наше
население не настолько политизировано, чтобы идти голосовать за
партию независимо от того, кто ее представляет. У нас выбирают людей.
И я предложил бы обсудить вопрос, насколько избирательные списки
партий и одномандатные округа насыщены авторитетными, известными,
вызывающими доверие кандидатами.

Юрий Багаев:

— На мой взгляд, решение о сокращении депутатского корпуса с 65
человек до 45, которое нам в свое время казалось вполне логичным,
сегодня, в условиях социальной напряженности в обществе, может
ослабить силу областного парламента. Федеральный центр сбрасывает на
регионы много обязательств, с которыми регионам справиться будет
непросто. Для этой работы нужен эффективный депутатский корпус. И в
этой связи еще одно соображение. Кандидаты, которые избираются по
одномандатным округам, действительно выражают, чаще всего, интересы
населения и обладают личностными качествами, необходимыми для
работы во власти.

Что касается партийных списков, то я считаю, что партии мало
позаботились о том, чтобы появились новые политические фигуры,
обладающие авторитетом. Это говорит о том, что политическая система в
нашей стране не развита и партии своих функций в гражданском
обществе пока не выполняют. Вот эти обстоятельства заставляют
избирателей обращать внимание на одномандатников, где действительно
встречаются незаурядные личности — авторитетные, серьезные. Именно
они, как мне кажется, необходимы сегодня в областном парламенте.

Константин Жуков:

— Должен заметить, что сегодняшнее положение вещей не совсем
соответствует подобной оценке. Лет десять тому назад действительно
голосовали только за личность. Но исследования социологов и
политических психологов, в том числе и наших сибирских, показали, что
в последние годы ситуация изменилась. Сейчас люди голосуют уже не
просто «за личность», но и за ее идеологические воззрения, партию,
которую представляет тот или иной человек: Впрочем, я согласен с тем,
что партиям следует серьезно, ответственно подбирать кандидатов в свои
предвыборные списки.

Александр Гимельштейн:

— Позволю себе еще одну реплику. За каждым избранным депутатом
практически всегда стоят чьи-то экономические интересы. Но сейчас в
законодательную власть генералы экономики идут сами. Наверное, это
честнее, чем покупка депутатов. С другой стороны, не замыливается
ответственность.

Константин Жуков:

— У каждой страны есть свои особенности в избирательном процессе.
Для России одна из особенностей заключается в том, что большинство
наших людей видят в депутате не законодателя, а защитника. И если в
депутаты идет авторитетный директор, руководитель предприятия,
который сумел его сохранить или поставить на ноги, сохранил
коллектив, смог сберечь социальную сферу, то люди правильно
рассуждают, рассматривая его как защитника своих интересов.

Здесь надо учитывать и еще одно обстоятельство. Видимо, нам не надо
сравнивать страны, в которых институты законодательной власти были
созданы много веков тому назад и совершенствовались столетиями, — с
нашей парламентской системой, история которой не превышает
десятилетия.

Александр Гимельштейн:

— Конечно, хотелось бы, чтобы в парламенте, в Законодательном
собрании работали профессионалы и получали бы за эту работу зарплату.
Но боюсь, что эти профессионалы звонили бы по телефону перед каждым
голосованием, чтобы получить инструкции. Пусть уж лучше в зале
заседаний сидят генералы, которые инструкции сами дают себе.

Дмитрий Люстрицкий:

— Здесь было совершенно точно замечено, что у нас нет парламентских
традиций. Поэтому стремление «VIPов» взять все в свои руки — своего
рода детская болезнь. По мере совершенствования института
законодательной власти мы от этой болезни излечимся и придем к
парламенту, который будет инструментом профессиональных политиков,
для которых этическая планка будет стоять достаточно высоко. Пока их
нет. А те, кто есть, слишком склонны к компромиссу.

Олег Воронин:

— Коллеги, я хочу вам напомнить, что в Думе уже лежит проект закона,
по которому следующие выборы в Государственную Думу будут
проходить только по партийным спискам. В этой ситуации партийный
бренд будет несомненно дорожать. Таким образом, эксперимент, который
сегодня ставится в Иркутской области, имеет всероссийское значение.

Дмитрий Люстрицкий:

— Мы признаем, что метаморфоза российского, а вместе с ним и
регионального политического поля, начавшаяся после думских выборов,
завершилась. Практически до нуля упала активность правых, партий
право-либеральной ориентации. Одновременно, как я склонен думать,
наблюдается серьезный дрейф вправо «Единой России». Это происходит
не в смысле трансформации ее идеологических установок, а по существу.
На уровне персон эта партия стала партией крупного капитала.
Вместе с ослаблением позиций КПРФ это дает на левом поле
пространство для экспериментов. Здесь у нас есть «Родина», я бы назвал
ее движением умеренных левых националистов, и стартовавший проект
СЕПР (Социалистическая единая партия России), ориентирующийся на
воззрения социалистов европейского толка. Пока неясно, успеет ли СЕПР
набрать голоса на этих выборах, но сбрасывать ее со счетов не стоит.

«Родина», насколько пока можно понять, делает ставку на классические
методы ведения кампании с использованием наглядной агитации и СМИ.
«Единая Россия», как мне кажется, напротив, в первую очередь будет
опираться на агитационную сеть, отработанную в ходе предыдущей
волны муниципальных выборов.

Константин Жуков:

— Коллеги, кажется, мы чрезвычайно увлеклись партийными списками и
забыли о тех, кто напрямую будет избран народом, — об одномандатниках.

Почти 12 лет кафедра педагогики и гуманитарных технологий
Иркутского государственного университета изучает стратегический образ
кандидатов на выборные должности в регионах Сибири. С осени 1999
года эти исследования проводятся совместно с сотрудниками кафедры
социальной и экономической психологии Байкальского государственного
университета экономики и права под руководством известного
российского ученого, доктора психологических наук, профессора
Александра Карнышева и его ученика Дениса Бажина. Только за
последние годы опрошены почти 20 тысяч человек в Республике Бурятия
и Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Иркутской и Томской
областях и других территориях.

Основанием для анализа служат материалы репрезентативных анкетных
опросов, фокус-групп, глубинных интервью с экспертами. В позитивном
стратегическом образе кандидата на выборную должность, в том числе и
в депутаты Законодательного собрания, преобладают нравственные
качества (в среднем их отмечают около 40% от числа опрошенных) и
деловые качества (на них указывают более 30% респондентов). В этих
двух фрагментах преобладают характеристики «опытный
производственник», «профессионал», «деловой человек», «компетентный
в деле» и т.п., а также «ответственный», «порядочный», «честный» и др.
Эти качества задают вполне четкие критерии: насколько избиратели
могут поверить в то, что кандидат способен выполнить свои
предвыборные обещания.

При этом необходимо отметить, что в последнее время в стратегическом
образе кандидата фрагмент «деловые качества» для избирателей
приобретает все большую значимость. Приходит постепенно осознание,
что политик только тогда справится с депутатскими обязанностями, когда
он компетентен.

Владимир Кинщак:

— А как эксперты оценивают шансы тех или иных политиков?

Константин Жуков:

— Хороший вопрос. По мнению широкого круга экспертов (руководителей
разного ранга, сотрудников СМИ, политологов, предпринимателей и др.),
предпочтение отдают проверенным, снискавшим доверие избирателей
региональным политикам — Александру Ташлыкову, Игорю Гринбергу,
Виктору Круглову, Гайдару Гайдарову, Гавриилу Франтенко. По мнению
участников фокус-групп и аналитиков, у них высокие шансы на избрание
в Законодательное собрание Иркутской области.

Олег Воронин:

— Конечно же, проверка партийной системы в выборах на региональном
уровне предоставит возможности для последующего анализа. К примеру,
будет очень интересно посмотреть, сколько самовыдвиженцев,
поддержанных и не поддержанных партиями, попало в парламент. В
первом округе, на мой взгляд, победа Истомина предрешена. Точно так
же, мне кажется, весьма вероятна победа Гайдара Гайдарова во втором
округе. В третьем округе победит, скорее всего, выдвиженец Федорова —
Свищенко. Сложная ситуация в четвертом округе. Романов и Матиенко —
серьезные кандидаты. И, конечно, много «крови» будет в пятом округе.
Потому что у официального кандидата «Единой России» Изислава
Лившица, там, на мой взгляд, все не просто. В этом округе есть Кирилл
Шубин — генеральный директор Иркутскпищепрома, который, будучи
самовыдвиженцем, опирается на свой электорат. Последний демарш
Татьяны Юртаевой, которая тоже избирается в этом округе, — она вышла
из «Единой России». Этот шаг был выстроен достаточно грамотно. И,
наконец, выдвижение в пятом округе известного господина Турика еще
больше усложняет ситуацию. Он оттянет определенную часть голосов.
Появление же здесь еще и президента Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и работодателей Александра Касьянова еще больше запутывает этот расклад. Очень интересный
округ — Черемхово. Там развернется борьба между Козьминым,
Франтенко и Шишкиным. При этом шансы Франтенко остаются очень
высокими.

Константин Жуков:

— Я согласен с Олегом Львовичем. Мы всегда почему-то уделяем больше
внимания «верхушечным» процессам: административный ресурс,
партийная поддержка… Мне кажется, что надо идти от избирателей. А
Франтенко — ближе к избирателям. И если он победит, то прежде всего
потому, что он успешный руководитель, доказавший свою успешность
делами. Для Черемхова, города сегодня неуспешного, это очень важно.

Александр Гимельштейн:

— Поскольку участники беседы высказали свое мнение, я предлагаю
завершить нашу дискуссию. Давайте окончательно определим наши
позиции в форме резюме.

Виктор Игнатенко:

— В силу занимаемой должности в областной избирательной комиссии я
не могу давать политические оценки. Ко всем участникам кампании я
отношусь с уважением. А вот после выборов я смогу поделиться
мыслями о ходе кампании, о технологиях, которые были использованы, о
допущенных ошибках.

Олег Воронин:

— Продолжая высказанную ранее мысль, хочу предположить, что
достаточно серьезным уроком для партий будет победа самовыдвиженцев
в одномандатных округах. Это не означает, что партийная система плоха
или не нужна. Это говорит лишь о том, что в партийных списках не
хватает ярких личностей.

Юрий Багаев:

— Я считаю, что Законодательное собрание, которое мы изберем, будет
работать в очень сложных условиях — в условиях социальной
напряженности. Я надеюсь, что одним из главных качеств наших
депутатов станет способность защищать интересы избирателей. Надеюсь,
что такие люди в парламенте появятся. Что касается партий, то я
предполагаю, что «Родина» или «ЛДПР» смогут получить
представительство в ЗС, но контролировать парламент будет «Единая
Россия». Я предполагаю, что депутаты, избранные по одномандатным
округам, постепенно разойдутся по партийным фракциям, что позволит
Законодательному собранию работать более эффективно.

Дмитрий Люстрицкий:

— Налицо новое отношение к выборам региональной власти. Ранее мы
наблюдали четкое позиционирование, явные и неявные симпатии. Сейчас
со всеми участниками процесса отношения ровные, у власти нет явных
фаворитов, нет и ожесточенного конфликта. И это явный прогресс.
Власть четко видит свою роль в процессах, происходящих на
политическом поле, и не выступает более активным игроком. Да, есть в
партийных списках и среди кандидатов по одномандатным округам
отдельные функционеры от власти, есть даже заместители губернатора.
Но это, скорее, гражданская позиция: человек принял решение и пошел на
выборы. В такой ситуации получается, что даже если какая-то из партий
проиграет, губернатор всегда выиграет.

Константин Жуков:

— Мне думается, что новые подходы к формированию Законодательного
собрания будут способствовать совершенствованию политической
организации общества. Это уже хорошо.

Александр Гимельштейн:

— Хотелось бы чтобы эта новая представительная власть была не
декларативной. Декларативность проявляется в стремлении уйти от
ответственности и усилить возможности контроля. В этом заключается
главная проблема нашей представительной власти. На данный момент
ответственная власть у нас в регионе, да и в стране, одна. Это
исполнительная власть. Она действительно отвечает перед населением и с
нее спрашивают. У нас же есть привычка не спрашивать с
представительной власти ни за что… Я за ответственную власть именно
с точки зрения ответственности перед избирателями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры