издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ОАО "Российские железные дороги" -- стратегия развития в интересах страны

ОАО "РЖД" - одна из крупнейших транспортных компаний в мире. Российские железные дороги занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных линий (42,3 тыс. км) и второе - по эксплуатационной длине железных дорог (85,5 тыс. км). ОАО "РЖД" владеет 100% железнодорожных магистралей в России, осуществляет 78,8% железнодорожных перевозок, перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,2 млрд. тонн грузов в год. Уставный капитал компании составляет 1 трлн. 545 млрд. 200 млн. руб. (более 50 млрд. $). 1,2 млн. сотрудников. Общее количество филиалов - 165, из них 17 - региональные железные дороги. По объему выручки (617,5 млрд. руб. в 2003 г.) стабильно входит в пятерку крупнейших компаний России. За 6 месяцев 2004 года ОАО "РЖД" перевезено 640 млн. пассажиров, 593,5 млн. тонн грузов. Доходы компании составили свыше 310 млрд. рублей, чистая прибыль - 10,3 млрд. руб.

Восточно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги» является
одним из основных элементов транспортной инфрастуктуры Восточной Сибири.

ВСЖД — филиал ОАО «РЖД» проходит по трем субъектам федерации: Иркутской области,
Республике Бурятия и Читинской области.

В этих регионах ВСЖД — филиал ОАО «РЖД» обеспечивает перевозку 88% всех грузов,
соответственно 9% приходится на автомобильный транспорт и 3% — речной транспорт.

Основные грузы Восточно-Сибирской магистрали: нефть, лес, уголь, руда.

Деятельность Восточно-Сибирского филиала ОАО «РЖД» направлена на:

— полное и стабильное удовлетворение спроса на пассажирские и грузоперевозки в регионе, определяемого
развитием экономики России и ее внешнеэкономическими связями;

— гармоничное и эффективное врастание отрасли в цивилизованный рынок страны при
недискриминационных экономических взаимоотношениях между его субъектами и государством в условиях
реформирования железнодорожного транспорта;

— коренное улучшение структуры управления всем комплексом отрасли на основе современных
автоматизированных информатизационных технологий, систем учета и мониторинга, взаимовыгодных
систем взаимодействия с партнерами железнодорожной отрасли;

— снижение энергоемкости перевозочного процесса и удельных затрат во всех сферах деятельности
железнодорожного транспорта (тяга, инфраструктура, эксплуатация, ремонт, производство, социальная
сфера);

— минимизацию техногенного воздействия железнодорожной отрасли на окружающую среду.

Стратегия развития ОАО «РЖД»

11 июня 2004 года Правлением компании был утвержден проект Стратегической программы
развития ОАО «РЖД», в течение сентября Стратегию развития ОАО «РЖД» будет утверждать
правительство Российской Федерации.

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» — документ, который разрабатывался в
течение полугода ведущими отраслевыми специалистами и учеными.

Цель Стратегической программы — развитие ОАО «РЖД» как эффективной
общенациональной транспортной компании, стимулирующей устойчивый рост экономики страны.

Программой предусматриваются три варианта развития компании — в зависимости от темпов роста
экономики России до 2010 года.

Контрольные параметры состояния ОАО «РЖД» к 2007 и 2010 году определены в 3 вариантах:
гарантированном (рассчитанном на инерционное развитие экономики), базовом (основанном на
среднесрочных прогнозах социально-экономического развития страны Минэкономразвития России) и
сценарном (соответствующем решению задачи удвоения ВВП к 2010 году). «При этом усилия
компании необходимо направить на достижение сценарного варианта, ОАО «РЖД» не должно стать
препятствием для экономического развития страны», — считает Геннадий Фадеев.

Сценарный вариант предполагает создание инфраструктуры железнодорожного транспорта,
рассчитанной на удвоение ВВП (при среднегодовом росте 7,2%), рост объемов промышленного
производства — 6,5%, доходов населения — 7-8%, транспортных потребностей населения — 2,5%. При
этом необходимо обеспечить 6%-ный среднегодовой рост объемов перевозок, 2%-ный рост
пассажирооборота. Скорость пассажирских поездов планируется увеличить на 12%.

Стратегическая программа развития ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» также определена в
трех вариантах: гарантированном — на основе инерционного варианта развития экономики; базовом —
на основе среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны, разработанных
Минэкономразвития России, и их экстраполяции; сценарном — соответствующем решению задачи
удвоения ВВП за 10 лет.

Контрольные параметры разделены на группы, обеспечивающие комплексную характеристику
исходного и целевого состояния компании:

— объемные показатели;

— качественные показатели (с точки зрения потребителей транспортных услуг);

— финансово-экономические показатели;

— показатели состояния основных фондов.

Гарантированный вариант стратегического развития ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»
предполагает увеличение по всем контрольным параметрам.

Отправление грузов в 2007 г. составит 72, 900 млн. тонн, рост на 13,3%, в 2010 г. — 77,600
млн.тонн, или на 20,6%. Грузооборот вырастет в 2007 г. до 116,538 млрд.тонн, рост на 13,8%, в 2010 г. —
122,682 млрд. тонн, рост на 19,8%. Пассажирооборот увеличится к 2007 г. на 7,9%, а к 2010 г. —
на 13,6%. Планируется увеличение зарплаты на перевозках к 2010 году до 23 888 руб.,
или на 217,4%. Соответственно, производительность труда увеличится на 28,5%.

Базовый вариант стратегического развития ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» предполагает
увеличение отправления грузов в 2007 г. до 75, 925 млн. тонн, рост на 18%, в 2010 г. — 85,383 млн.тонн,
или на 32,7%. Грузооборот вырастет в 2007 г. до 120,839 млрд.
тонн, рост на 18%, в 2010 г. -134,970
млрд. тонн, рост на 31,8%. Пассажирооборот увеличится к 2007 г. на 9,1%,
а к 2010 г. — на 15,5%. Заработная плата увеличится
на перевозках к 2010 году до 25 723 руб., или на 234,1%. Соответственно,
производительность труда увеличится на 39,4%.

Сценарный вариант стратегического развития ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» предполагает
увеличение по всем контрольным параметрам, соответствующим решению задачи удвоения ВВП за 10
лет.

Отправление грузов в 2007 г. по сценарному варианту составит 80,364 млн. тонн, рост на 24,9%,
в 2010 г. — 96,450 млн. тонн, или на 49,9%. Грузооборот вырастет в 2007 г. до 128,212 млрд.тонн, рост на
25,2%, в 2010 г. -153,404 млрд. тонн, рост на 49,8%. Пассажирооборот увеличится к 2007 г. на 9,8% и
составит 133,933 млрд.пасс-км, а к 2010 г. — на 16,8%, или 159,489 млрд.пасс-км. Планируется увеличение
зарплаты на перевозках в 2007 г. до 20 515 руб., в 2010 году —
до 28393 руб., или на 258,4%.
Соответственно, производительность труда увеличится в 2007 году на 26,9%, а в 2001 году — на 56%.

Технические перспективы магистрали

Технологические принципы перевозочного процесса, обеспечивающие целевое состояние компании
и изложенные в Стратегии развития, уже частично реализованы в пределах дороги. Это организация
перевозочного процесса на уровне Центра управления перевозками ОАО «РЖД» и регионального Центра
управления перевозками в г.Иркутске. Региональный Центр управления перевозками осуществляет свою
деятельность в пределах четырех дорог Восточного региона. Благодаря работе единым парком локомотивов на
Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах достигнут положительный
результат в унифицировании веса и длины поездов на полигоне трех дорог. Сейчас поезда весом 6 000 т
полностью проходят расстояние этих дорог без изменения веса и длины.

На дороге ведется работа по автоматизации учета дислокации подвижного состава в реальном
режиме времени. По десяти опорным станциям внедрена и работает автоматизированная система управления
АСУ ЛР, проводятся работы по внедрению САИ «Пальма».

Наиболее серьезным вопросом в развитии Восточно-Сибирской магистрали является пропускная
способность северного направления дороги. Сейчас по зоне БАМа
на расстоянии от ст. Лена-Восточная
(г.Усть-Кут) до ст. Хани (переход на Дальневосточную железную дорогу) в сутки проходит 11 пар поездов.
Развитие месторождений полезных ископаемых Севера (Чинейского месторождения с размерами погрузки 2
млн.тонн в год и увеличение объемов перевозки нефти от станций Новый Уоян до 10 млн.тонн, со
станции Уяр Красноярской дороги — до 12 млн.тонн) потребует
увеличить пропускную способность дополнительно на
16 пар поездов.

Основной стратегией развития средств железнодорожной автоматики и телемеханики является
внедрение прогрессивных систем и устройств, обеспечивающих решение задач комплексной автоматизации
управления перевозочным процессом и массового внедрения информационных технологий. Это позволит
поднять на качественно новый уровень оснащенность дороги средствами ЖАТ, обеспечить
совершенствование технической эксплуатации систем автоматики и телемеханики, позволит значительно
сократить эксплуатационные затраты, повысить надежность устройств, пропускную способность линий и
безопасность движения поездов.

Необходимо включить в план внедрения дальнейшее оборудование диспетчерской централизацией
«Сетунь» участок до границы с Забайкальской железной дорогой (ст. Петровский Завод). В связи с
планируемым ростом объемов перевозок необходимо оборудовать участок
Тайшет — Лена постоянно
действующей двусторонней автоблокировкой (729 км), произвести замену линейных пунктов ДЦ «Луч» на
ДЦ «Сетунь».

Внедрение автоматизированных систем осмотра поездов и вагонов 2003 г.
— 3, до 2007 г. — Тайшет,
Батарейная, 2010 г. — Тальцы, Новая Чара, Наушки и Слюдянка.

Создание логистических центров, обеспечивающих работу всех видов транспорта в едином
комплексе в 2007 г., — 2 (Лена, Батарейная), до 2010 г. — 4
(Братск, Тальцы, Наушки, Северобайкальск).

Пассажирский комплекс

Миссия концепции реформирования пассажирского комплекса состоит в удовлетворении рыночного
спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг.
Цель реформирования — поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования, повышение качества работы
и безопасности перевозок, повышение финансовой устойчивости и эффективности.

По состоянию на 01.01.04 г. на балансе пассажирского хозяйства ВСЖД находится 3118 единиц
основных производственных фондов с балансовой стоимостью 2571,3 млн. руб., в т.ч. здания 52 объектов
— 508,1 млн. руб., сооружения 39 объектов стоимостью 49,8 млн. руб., машины и оборудование —
1466 единиц стоимостью 89,8 млн. руб., транспортные средства — 809 единиц стоимостью 1917,5 млн. руб.,
в т.ч. пассажирские вагоны — 775 ед. стоимостью 1911,3 млн.
руб., произв. и хоз. инвентарь — 842 ед. стоимостью 6,0
млн. руб.

Инвестиционная программа предусматривает выделение средств на период
2005—2010 гг. — 5334,12 млн. руб., в т.ч. на приобретение новых пассажирских вагонов различных моделей, на дооснащение
предприятий и вокзалов оборудованием до технического регламента, приобретение эколого —
эпидемиологического оборудования, на приобретение приборов и устройств, повышающих уровень
безопасности движения, на улучшение условий и охраны труда, на мероприятия по защите объектов от
проявлений терроризма, на приобретение вычислительной техники по продаже билетов системы «Экспресс-
3» и т.д.

Возможности расширения данного вида бизнеса заключаются в формировании новой
структуры управления продажей билетов, внедрении АСУ «Экспресс-3», расширении сети
коммерческих касс, проведении гибкой тарифной политики и направленной рекламной деятельности.
В структуре Федеральной пассажирской дирекции на дороге предполагается создание филиала центра
планирования перевозок и продажи проездных документов, включающий в себя ОДБ и отдел
маркетинга. С внедрением принципиально новых технологий передачи данных по ТС/IP протоколу
появились расширенные возможности работы системы по продаже билетов «Экспресс». Так, многократно
увеличена скорость обработки заявок. Появилась возможность продажи билетов с указанием номера места
на проходящие поезда. На дороге курсирует 4 местных и 4 дальних поезда, у которых по 2-3 вагона имеют
такой вид продажи. Такой вид продажи билетов повышает культуру обслуживания пассажиров. Также в
ОАО «РЖД» разрабатываются тарифы на стоимость места в зависимости от
его расположения в вагоне. Как
следствие, от данных услуг ожидается рост пассажиропотока.

Одной из услуг по продаже билетов в системе «Экспресс-3» является возможность резервирования
билетов по системе INTERNET и продажи билетов за 63 дня до даты
отправления поезда. На увеличение
скорости обслуживания пассажиров также влияет возможность гашения возвращаемых билетов с
помощью сканеров штрих-кода.

Маркетинговая стратегия

Основной задачей маркетинговой стратегии компании является удовлетворение социального,
коммерческого и государственного спроса на перевозки. Необходимо предложить на рынке полный
комплекс услуг, востребованных клиентом. В условиях функционирования коммерческой компании
необходимо повернуться «лицом к клиенту» и в полной мере, на деле реализовывать принцип обслуживания
клиентов в «одно окно», который предполагает, что забота потребителя услуг —
только вовремя подать заявку
на перевозку груза, все остальное — забота компании.

Компания должна полностью предложить, оказать комплекс транспортных услуг без привлечения
дополнительных усилий клиента, только тогда будет формироваться положительный имидж компании,
соответственно, привлечение дополнительных объемов перевозок.

Для реализации поставленных задач необходимо определить центры ответственности за каждый
блок в технологической цепочке. Только после слаженной работы всех технологических звеньев компании
можно рассчитывать на коммерческий результат.

В плане маркетинговой стратегии на ВСЖД проведен подробный анализ увеличения погрузки и
транзита грузов в связи с общим развитием региона Восточной Сибири.

Прирост погрузки руды в 2004 году по Коршуновскому ГОКу составит по сравнению с уровнем
2003 года 1,3 млн.тонн в год (общая погрузка составит 7,8 млн. тонн). До 2010 года темпы роста погрузки
будут сохраняться на определенном уровне, общая погрузка
будет составлять 11 млн. тонн в год (прирост
составит 3,2 млн. тонн).

Размер инвестиций, направленных на развитие программы
увеличения объемов производства, составит 63 млн. рублей.

В настоящее время большая часть руды поставляется российским потребителям; на ближайшую
перспективу, в связи с внедрением программы развития металлургической промышленности в Китае,
прогнозируется увеличение спроса на данную продукцию потребителями КНР. Между российскими
поставщиками железной руды обострилась конкуренция за поставки сырья на китайский рынок. В силу
географического положения продукция Коршуновского комбината является наиболее конкурентоспособной.

Перспективным планом развития Тугнуйского филиала ОАО «СУЭК» предусмотрено увеличение
объемов добычи и перевозки угля со станции Челутай в 2010 году до 6 млн.тонн в год. Прирост объемов
составит 2 млн. тонн в год. На долю тугнуйских углей приходится половина угольного экспорта из России в
Японию. ОАО «СУЭК» стало крупнейшим акционером ОАО «Торговый порт «Посьет», компания
использует мощности порта для перевалки углей, поставляемых в Японию, проведена модернизация
терминала в целях повышения качества отправляемой продукции. Данное обстоятельство будет
способствовать продвижению продукции на международный рынок именно с участием железнодорожного
транспорта.

Существенных изменений в динамике объемов перевозок и направлений рынков сбыта не
ожидается по причине низкой конкурентной возможности российской продукции.

Компания «Русский алюминий» разрабатывает технико-экономическое обоснование на
строительство нового производства алюминия, которое будет расположено между Тайшетом и поселком
Талая. От Тайшета к новому заводу будет проложена 5-километровая железнодорожная ветка. Пуск завода
намечается на 2009 год, объемы производства будут составлять 600 тыс.тонн продукции в год.

В 2006 году планируется осуществить первые поставки газа с Ковыктинского месторождения.
Разработка данного месторождения позволит газифицировать предприятия региона, а значит, значительно
снизить себестоимость выпускаемой продукции. Ожидается, что первый газ должен пойти в Саянск на
газоперерабатывающий завод, который планируется построить. С подачей газа возрастут объемы
производства химических грузов, в среднем до 2010 года прирост составит 150-200 тыс.тонн.

Компания ОАО «Транснефть» планирует внести инвестиции в реконструкцию станции Новый
Уоян, объемы вывоза сырой нефти составят до 10 млн.тонн в год.

В соответствии с заключенным между компанией «ЮКОС» и нефтяными
компаниями Китая соглашением прирост объемов поставок сырой нефти к 2006 составит 10 млн. тонн в год (общий
объем перевозки нефти, с учетом имеющихся объемов, будет составлять 15 млн.тонн в год).

ПРИРОСТ ПОГРУЗКИ — 2010 год

Руда — Коршуновский ГОК — 3,2 млн.тонн

Чинейское месторождение — 500 тыс.тонн

Уголь — Тугнуйское месторождение, ст. Челутай — 2 млн. тонн

Цветные металлы — ИрКАЗ — 200 тыс.тонн

«Русский алюминий» планирует ввод нового производства в Тайшете —
600 тыс. тонн в год

Химические грузы — с вводом Ковыктинского газового месторождения возрастут объемы производства
предприятий химической промышленности, объемы перевозок возрастут на 150-200 тыс. тонн.

Наливные грузы:

Компания ОАО «Транснефть» планирует внести инвестиции в реконструкцию ст.Новый Уоян, объем вывоза
сырой нефти составит 10 млн.тонн в год.

Поставки сырой нефти в Китай компанией «ЮКОС» увеличатся на 10 млн.
тонн.

Лесопромышленнный комплекс:

Прирост объемов перевозок лесных грузов составит 30-40 тыс.
тонн, целлюлозы — 15-20 тыс. тонн.

«Стоимость программы составляет 1 трлн. 900 млрд. рублей до 2010 года, объем привлеченных
средств составит лишь 120 млрд. рублей, остальное — собственные средства компании», — подчеркнул
Геннадий Фадеев.

По мнению Геннадия Фадеева, «эволюционный подход к реформе железнодорожного транспорта и
учет баланса интересов государства, пользователей и самой компании в труднейший переходный период
реформы стали источником достижения социальной стабильности и общественного согласия. Даже первые
шаги реформ сопровождаются ростом эффективности и качества, что подтверждает исключительную
правильность выбранного подхода к реформированию — не через коренную ломку, а через эволюционные
изменения. Это исключительно важное завоевание первых шагов реформы должно быть сохранено и на
последующих этапах развития компании».

При полной реализации Стратегической программы развития компании прежде всего будут
обеспечены транспортные потребности страны, удовлетворен растущий спрос экономики и общества на
перевозки. Повышение макроэкономической эффективности железнодорожного транспорта обеспечит
снижение транспортной нагрузки на экономику и стимулирование экономического роста, будет ускорено и
социальное развитие государства (через повышение подвижности населения), обеспечено укрепление
социально-экономического единства страны и т.д.

Возрастающие потребности ОАО «РЖД» в закупке оборудования, запчастей и подвижного состава будут
способствовать загрузке мощностей отечественных машиностроительных предприятий, их обновлению и
росту производства в стране в целом. А это, в свою очередь, позволит создать многие тысячи новых рабочих
мест, улучшить социально-экономическое развитие как отдельных регионов, так и всего государства.

Пользователям услугами железнодорожного транспорта будут обеспечены повышение доступности и
качества перевозок, недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре и, как следствие,
возможность ведения собственного бизнеса в сфере железнодорожных перевозок и сопутствующих
областях деятельности.

Реализация Стратегической программы обеспечит прозрачность формирования,
прогнозируемость железнодорожных тарифов и их относительное снижение для конечного потребителя.

Самой компании реализация Стратегической программы позволит добиться увеличения
рентабельности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, повышения реальной
заработной платы работников, социального статуса и престижности работы в ОАО «РЖД».

Согласно программе, ОАО «РЖД» к 2010 году будет представлять собой вертикально
интегрированную транспортную корпорацию, реализующую две основные задачи, которые определены в
проекте программы как равные. Первая — это эффективное предоставление независимым перевозчикам и
операторам инфраструктурных услуг. Вторая — выполнение функций универсального публичного
перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном рынках.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры