издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Корпоративная конституция ОАО "Российские железные дороги"

1 октября 2003 года Министерство путей сообщения начало работу в новом статусе -- открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

В переходный период, связанный с передачей функций хозяйственной деятельности от МПС к ОАО
«РЖД» и началом работы Компании, была полностью сохранена управляемость перевозочным процессом и
финансовой системой, обеспечена безопасность движения поездов. Железные дороги скрупулезно
выполняли и выполняют обязательства по платежам в бюджеты и перед кредиторами. Не допущено сбоев в
подаче вагонов под погрузку или проследовании пассажирских поездов. Динамика перевозок существенно
возросла.

За первый год работы Компании обеспечена высокая динамика объемов железнодорожных
перевозок: грузооборот возрос на 9%, пассажирооборот — более чем на 4,5 %. Важно, что на
железнодорожном транспорте обеспечена более высокая динамика перевозок, чем в целом по всем видам
транспорта. В результате удельный вес железнодорожного транспорта в совокупном грузообороте превысил
41%, в то время как в предшествующие 3 года он был в пределах 39%.
Таким образом, реформируемый железнодорожный транспорт не просто сохраняет, а укрепляет свое
положение на транспортном рынке.

При этом в сфере железнодорожных перевозок динамично растет доля частных компаний. По
состоянию на 1 августа под их контролем (в собственности или аренде) находилось 27,9% парка грузовых
вагонов (в то время как в прошлом году — только 22,2%). Идет активное насыщение парка вагонами иных
собственников, ускоряются темпы закупки локомотивов, что способствует расширению объемов
производства на предприятиях отечественной промышленности, сориентированных на рынок
железнодорожной техники.

При этом в ряде сегментов рынка железнодорожных перевозок частные компании уже доминируют.
Так, они контролируют 61,3% парка цистерн, выполняют 62,4% перевозок нефтяных грузов, 75,1%
химикатов различного назначения.

Наряду с ростом объемов перевозок повышается и качество работы железнодорожного
транспорта. Существенно улучшено использование подвижного состава (на 3,9% ускорен оборот вагона, на
3,8% возросла производительность локомотива). За период работы Компании скорость доставки отправок
повышена на 8,6%.

Продолжается усиление производственных мощностей железных дорог. Годовые инвестиционные
программы ОАО «РЖД» нацелены не только на решение задач развития и реконструкции сетевых
железнодорожных объектов и магистральных линий, но и на улучшение социально-экономического
положения в регионах.

Результаты деятельности Компании позволили получить признание мировых рейтинговых агентств, в
результате «Российским железным дорогам» присвоен высочайший рейтинг кредитоспособности — на
уровне «суверенного рейтинга Российской Федерации».

Уже в первые месяцы работы Советом директоров и Правлением Компании была принята
концепция развития, ориентированная на методы современного стратегического менеджмента. В основу
Стратегической программы развития ОАО «РЖД» положен принцип «реформа — для общества и экономики
страны». С учетом значения этого документа для Компании он стал «корпоративной конституцией», в
соответствии с положениями которой будет повышаться эффективность работы Компании и развиваться
железнодорожный транспорт в целом. Мы очень тщательно подошли к финансовой сбалансированности
Стратегической программы, поскольку без этого любая программа не может быть реалистичной. Доходная
часть бюджета Компании на 93% сформирована за счет поступлений от основной деятельности. Учтены в
бюджете поступления от дочерних компаний, мобилизация дебиторской задолженности, привлечение
заемных средств.

Что касается расходной части, то 64% затрат Компании (4,7 трлн. рублей) будет направлено на
финансирование текущей деятельности, более четверти (1,9 трлн. рублей) — на капитальные вложения.
Инвестиционная деятельность Компании будет стимулировать долгосрочное развитие транспортного
машиностроения страны и других отраслей. При этом будет происходить постепенное снижение
транспортной нагрузки на экономику за счет реализации мероприятий, позволяющих обеспечить
оптимизацию расходов Компании.

Мероприятия Стратегической программы развития Компании полностью ориентированы на
инфраструктурное обеспечение задачи удвоения ВВП и предусматривают среднегодовой рост объемов
грузовых перевозок на 6%, пассажирских — не менее чем на 2%. Для достижения намеченных
стратегических ориентиров ОАО «РЖД» рассчитывает на мобилизацию собственных ресурсов.

К 2010 году, как и предусмотрено Программой реформирования, Компания должна представлять
собой эффективную вертикально интегрированную транспортную Компанию, реализующую две основные
задачи:

Первая — это эффективное предоставление независимым перевозчикам услуг по использованию
инфраструктуры на основе недискриминационного доступа.
Вторая — выполнение функций универсального перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на
российском и международном рынках.

Произойдут существенные изменения в структуре Компании. Они не коснутся лишь
инфраструктуры, 100% которой останется под контролем государства. В соответствии с Программой
структурной реформы предполагается выведение на рынок ряда структурных образований ОАО «РЖД» в
виде дочерних обществ Компании. В настоящее время подготовлены и одобрены правлением ОАО «РЖД»
следующие концепции реформирования структурных подразделений ОАО «РЖД»:

* по производству и ремонту путевой техники;

* электротехнических заводов — производителей средств железнодорожной автоматики и
телемеханики;

* по перевозкам скоропортящихся грузов — «Рефсервис»;

* по проведению научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;

* в сфере специализированных грузовых перевозок — «Трансконтейнер»;

* в сфере капитального строительства и проектно-изыскательских работ;

* по ремонту грузовых вагонов и производству запасных частей для них;

* в области торговли, общественного питания и рабочего снабжения.

Выведение указанных производств из состава ОАО «РЖД» будет обеспечено в 2004-2005 гг.
Появление на рынке новых дочерних компаний положительно скажется на деловой активности в
стране и регионах, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса. По нашим оценкам, в
результате структурных преобразований на железнодорожном транспорте в сфере малого и среднего
бизнеса до 2010 года будет создано до 70 тысяч новых рабочих мест.

Инвестиционная политика ОАО «РЖД»

Важным направлением устойчивой работы ОАО «РЖД» является эффективное проведение
инвестиционной политики. В первый год работы Компании объем инвестиций составляет 122,4 млрд.
рублей, что выше уровня прошлого года на 5,5%. Инвестиционный бюджет — это четверть общего
бюджета Компании.

Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» характеризуется следующими основными
направлениями:

* развитие и обновление инфраструктуры — более 90 млрд. рублей, или около 74% от общего
объема, в том числе развитие пассажирского комплекса
— 5,5 млрд. рублей (4,5% от общего объема);

* обновление подвижного состава более 28 млрд. рублей (23% от общего объема), в том
числе пассажирский подвижной состав — 9,6 млрд. рублей (8% от общего объема);

* решение социальных задач — 3,4 млрд. рублей (3% от общего объема).

Основной целевой задачей инвестиционной программы Компании в целом и каждого ее проекта в
частности является повышение эффективности и качества, динамично изменяющихся в последние годы
объемов перевозок пассажиров и грузов, обеспечение безопасного движения поездов.

На основе проектно-ориентированного подхода в перспективе возможна реализация следующих
проектов:

* совместно с «Газпромом» создание нового тягового подвижного состава на альтернативных
видах топлива (газ) и системы сервисного обслуживания;

* оптимизация и развитие инфраструктуры железных дорог (на основных направлениях);

* развитие системы ремонта и сервисного обслуживания подвижного состава;

Полный переход на систему управления проектами Компания планирует осуществить к 2006 году.

На развитие и обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта в
среднесрочной перспективе с 2005 года по 2007 год в Сибири и
на Дальнем Востоке будет выделено более
105 млрд. руб., в том числе 9,2 млрд. руб. на строительство жилья и обновление объектов социальной
сферы.

Региональная политика ОАО «РЖД»

Одним из важнейших направлений деятельности Компании в период становления является
взаимодействие с региональными органами власти. Как отмечается в Стратегической программе развития
ОАО «РЖД», цель региональной политики Общества — формирование взаимовыгодных партнерских
отношений общества с регионами. Взаимодействие ОАО «РЖД» с администрациями субъектов
Российской Федерации должно быть направлено на повышение финансовой устойчивости и
производственно-экономической эффективности работы Компании.

Это позволит:

* проводить согласованную с субъектами Российской Федерации транспортную политику;

* получить политическую поддержку на уровне регионов по реализации управленческих
решений в ОАО «РЖД»;

* обеспечить наиболее полное представление интересов ОАО «РЖД» в региональных целевых
программах, затрагивающих развитие транспортного комплекса, в том числе актуализацию
Транспортной стратегии России с учетом интересов ОАО «РЖД»;

* конкретизировать выполняемые государственные обязательства ОАО «РЖД» в регионах, как
коммерческой компании;

* развить инфраструктуру железных дорог с учетом интересов субъектов Российской Федерации;

* сформировать систему возмещения выпадающих доходов от оказания услуг в соответствии с
законодательством и наладить бюджетное обеспечение убыточных видов деятельности и
сократить объемы убытков от них;

* привлечь дополнительный объем инвестиций из федерального, региональных и муниципальных
бюджетов, а также внебюджетных источников;

* сформировать стратегическую программу ресурсного обеспечения (размещение заказов на
поставку промышленной продукции для нужд Компании) на основе взаимовыгодного
сотрудничества с предприятиями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры