издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От запустения -- к подъему

  • Автор: Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

ШАРЗ — выбито на стене крупными буквами: Шелеховский
авторемонтный завод. Еще каких-нибудь 10-15 лет предприятие
с таким именем было известно всей области. Работало
здесь около 400 рабочих, ремонтировали любые грузовые
машины, делали автоприцепы, тележки. До ста автомашин
в месяц загонялось в его цеха, и, получив новую жизнь, они
укатывали обновленными во все концы области. Но… пресловутая
перестройка (кто на нее сейчас не ссылается!) сделала
свое дело: некогда успешный завод начал хиреть на глазах.
Все меньше становилось заказов, все чаще простаивали
станки, люди уходили с завода в другие места. Менялись
директора, но от этого лучше не становилось никому.
Все шло к очевидному концу — банкротству. Мэрия, как
могла, пыталась спасти завод, взяв его под свою опеку,
обеспечивая кое-какими заказами. Но никакие лекарства
чахлому детищу не помогали — и к лету текущего года
здесь осталось… 13 рабочих. Что может быть
грустнее картины запустения: стоят цеха, а в них стоят
станки и гуляет ветер.

Но вот нашлись люди из шелеховского холдинга «Фотон»,
ставшие учредителями завода. Выкупили у мэрии завод,
предложили новому генеральному директору Олегу Геннадьевичу
Новикову вдохнуть жизнь в старые стены. Бывший офицер
(он окончил высшее военное танковое училище, где как
раз специализировался по автомеханике) прошел хорошую
школу на шелеховском предприятии «Водоканал», в том
же холдинге «Фотон», в должности заместителя директора.

Так вот, ему предложили вдохнуть в производство новую жизнь.
Согласился. Нашел соратников, первых помощников, поверивших,
что не все потеряно. Но что можно сделать за три месяца?
Оказывается, многое, если знаешь, с какого конца взяться.
А тут, с какого ни возьмись — сплошь проблемы, не
требующие отлагательств. Но взялся за гуж, не говори,
что не дюж — холдинг поставил перед руководством завода
довольно жесткие временные рамки. Первое, что наметил
Новиков — получить заказы. И не сидеть, ожидая, когда
на объявление в газете клюнут первые клиенты, а искать
их самим. Второе — вернуть цехам специалистов, мастеров
своего дела. Но бывшие спецы уже нашли другие места,
их оставили в покое. Нашли новых, пригласили, объяснили,
попросили… Одним словом, убедили, что заводу вполне
по силам подняться с колен. И люди поверили, пришли,
стали работать. Начало было совсем неплохим, и его
вполне можно назвать вторым рождение завода. Задышали,
закрутились станки. Появились заказы, и не только
из Шелехова. Директор лично занимался и коллективом, и
заказами, справедливо полагая, что это сейчас главнее
всего. И заказы пошли — уже 10 грузовиков в месяц вышли
из цехов завода.
Но надо больше, много больше! Завод уже набрал 70
человек, причем среди них есть классные специалисты
и по двигателям, и по гидравлике, и по электрике, и
по моторам. Работают с гарантией качества, укладываясь
в сроки.

— Потенциальные клиенты есть, они должны появиться, —
считает Олег Геннадьевич.

Объективная картина такова, что он вправе рассчитывать
на рост заказов. Да, конкуренты есть, и у них дела не
столь плачевны. Они были все это время, что называется,
на плаву. Это — шелеховский тракторно-ремонтный
завод (он и автомобилями занимается) и Братский ремзавод,
специализирующийся на дизельных двигателях. Но по дорогам
области бегают десятки тысяч грузовых автомобилей,
и всем им рано или поздно нужно переоборудовать двигатели,
ремонтировать оборудование, менять узлы и детали. Значит,
на все три завода работы хватит. Пользуясь случаем,
автор обращается к потенциальному заказчику: если
вам дорого время и вы не хотите по 3 месяца ждать,
пока ваш автомобиль, в том числе и иномарка, выйдет
из стен того же Братского ремзавода, смело обращайтесь
на возрожденное предприятие — «Квант-ШАРЗ». Вам гарантируют
и качество, и точные сроки. Завод за-ра-бо-тал.
Он вовремя выплачивает зарплату, налоги, платит за коммунальные
услуги и т.д.

Но… вот она, рыночная экономика, ее издержки и
плюсы. Пока основное производство завертится
на полную мощь, надо зарабатывать деньги, чтобы и зарплату
достойную платить, и вкладывать средства в производство.
Поэтому ШАРЗ охотно принял и исполняет заказы кабельного
завода (делает металлические барабаны для кабеля) и
ИркАЗа — здесь также много заводских машин, имеющих
не «транспортное», а технологическое направление, но
на которых стоят моторы и бегают они на колесах. Охотно
откликнулся завод и на просьбу иркутской администрации
делать металлоконструкции для детских площадок.
(Опять же подспорье!)

И, наконец, нечто неожиданное. На авторемонтном предприятии
решились выпускать… тротуарную плитку. Я видел участок,
где ее делают: плитка годится как для частных лиц (скажем,
она прекрасно смотрелась бы на даче, у коттеджа и т.д.),
так и для улиц города. Заказы уже есть, тем более
завод существенно снизил цены на плитку, хотя она требует
и материалов, и мастеровых рук. Плиткой в самом деле можно
залюбоваться — она разной конфигурации,
цветовой гаммы, прочности. Такой устелишь тротуар —
улица преобразится на глазах.

Мы прошлись по цехам, участкам, поговорили с рабочими,
главными специалистами. Да, есть трудности, не все уже
обжито, кругом кипит работа по утеплению цехов, ремонтируются
бытовые помещения. Из бесед выяснил главное: пессимистов
нет. Люди верят в лучшее, видя, какими темпами
возрождается завод, иначе никакие «душеспасательные»
беседы руководства вряд ли бы дошли до их сердец и
умов: сегодня на «голом» патриотизме далеко не уедешь.
И все же индивидуальная работа с каждым человеком,
— большое дело, убежден директор. И с ним трудно
не согласиться. Поговори с нашим человеком по душам
— он горы свернет. Вот так, незаметно, исподволь,
объединенный общим стремлением поднять завод складывается коллектив.

Мне понравились эти люди: и главный инженер Юрий Степанович
Большедворский, и главный бухгалтер Надежда Викторовна
Рыбакова, и сам Олег Геннадьевич Новиков. Не нужно
быть большим психологом, чтобы прочесть в их глазах,
вывести из нашей общей беседы то, что мне, журналисту,
и надо было: искреннее и горячее стремление сделать
все от них зависящее, чтобы заводу вновь вернуть былую
славу.

И мне кажется, что они успели сделать уже немало:
завод задышал, заработал,
набирает обороты. Сюда пришли замечательные специалисты,
которые на таком специфическом производстве, как ремзавод,
очень важны, потому что к автомобилю, как
и к человеку, требуется индивидуальный подход.

Адрес и телефоны: г. Шелехов, ул. Строителей-монтажников,
16, тел.: 2-70-55, 2-71-59, 2-72-66.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры