издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пакет законов

Депутаты разрабатывают новые подходы к решению проблем развития области На прошедшей сессии Законодательного собрания было рассмотрено 60 вопросов. Об этом сообщил заместитель председателя областного парламента, председатель бюджетного комитета Геннадий Истомин на итоговой пресс-конференции. В ней приняли также участие заместитель председателя Законодательного собрания Людмила Берлина, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Геннадий Нестерович, председатель комиссии по регламенту, мандатам, депутатской этике и связям с общественностью и СМИ Антон Романов и председатель комиссии по контрольной деятельности Сергей Левченко.

Геннадий Истомин сообщил, что на прошедшей сессии депутаты приняли 34 закона, из
них 31 — в окончательном варианте, кроме того, два закона были отклонены. Речь идет о
законопроектах «О внесении изменений в закон Иркутской области «О бюджетном
процессе в Иркутской области» и «О внесении изменений в закон Иркутской области «О
межбюджетных отношениях в Иркутской области».

Как подчеркнул председатель бюджетного комитета, эти законы делались в спешке, и
была просто попытка «подвести набор документов под бюджет». Дело в том, что
начавшееся летом реформирование федерального законодательства не могло не затронуть
и бюджетный процесс, изменились системы, требования, методики. И получилась такая
ситуация, когда по-старому жить уже нельзя, а по-новому еще не умеем. Финуправлению
пришлось срочно разрабатывать новые законопроекты, на которых должна базироваться
сама разработка бюджета.

Однако, когда проекты были представлены в Законодательное собрание, стало очевидно,
что они «трещат по всем швам», и дорабатывать их нет ни времени, ни смысла, поскольку
эти законы принимались бы только на год — в 2006 году система бюджетного
законодательства неизбежно должна будет вновь измениться в связи с реформой местного
самоуправления. В связи с этим депутаты оба закона отклонили, предложив содержащуюся в них
методику ко второму чтению включить отдельными приложениями в сам закон о бюджете
2005 года. А в первом-втором квартале следующего года необходимо приступить к
разработке около 20 бюджетных законопроектов, которые должны будут вступить в силу
с 2006 года.

Однако самая интенсивная работа законодателям предстоит не весной, а в ближайшее
время. Геннадий Истомин отметил, что до конца года областной парламент должен
рассмотреть и принять около 70 законопроектов — это почти годовая норма работы
Законодательного собрания. Среди наиболее актуальных вопросов он, помимо бюджета,
отметил определение статуса и границ муниципальных образований в связи с
реформированием местного самоуправления. Заместитель спикера подчеркнул, что
принятые на прошедшей сессии законы по границам территорий 14 муниципальных
образований были самыми легкими, по которым не было никаких спорных вопросов.
Кроме того, на рассмотрение депутатов будут внесены оставшиеся из 14 социальных
законопроектов, которые необходимо принять до конца года.

Также на пресс-конференции обсуждались принятые на прошедшей сессии социальные
законы, до сих пор вызывающие много споров из-за того, что в них заложены слишком
малые объемы финансирования. Как подчеркнула заместитель председателя
Законодательного собрания, председатель комитета по государственному строительству
Людмила Берлина, «принятие законов и не подкрепление их финансовым
содержанием — большей
дискредитации власти трудно придумать». А обеспечить большие суммы не позволяет
дефицит областного бюджета.

Она также отметила, что в любом случае сохраняется льгота по ЖКХ у всех имеющих на
нее право, и такой политики власти намерены придерживаться и в дальнейшем. «Не
получив тепла, люди замерзнут. А если они будут получать денежную компенсацию
льгот по ЖКХ, то эти средства они могут потратить и на другие цели, не заплатив за
отопление. Это может привести к размораживанию системы, что в наших сибирских краях
очень опасно», — подчеркнула она.

Председатель комиссии по регламенту Антон Романов отметил и другую сторону
медали запланированного на 2005 год полного перехода на денежные компенсации. Он
высказал мнение по поводу того, что если не будет льгот, то начнут расти и цены на то, в
чем льготники нуждаются. Так, сегодня поставщик, завозя в аптеку товар, знает, что на
часть его полагаются льготы, и среди прочего привозит дешевые лекарства для отпуска по
рецептам для льготников. Если исчезнет этот сдерживающий фактор, то цены могут
поползти вверх.

Помимо этого на пресс-конференции речь шла о таких больных проблемах, как
сокращение на 3 млрд. рублей из-за бюджетного дефицита фонда помощи
муниципальным образованиям, кредиторской задолженности в размере 6 млрд. рублей и
росте внутреннего государственного долга области.

Что касается первого вопроса, то парламентарии отметили необходимость хотя бы
«минимального обеспечения полномочий органов местного самоуправления». Уже
сегодня поступили обращения от 20 муниципальных образований по вопросам
наполнения бюджета. Геннадий Истомин сообщил, что по этому вопросу будет вестись
работа с главным финансовым управлением Иркутской области. Однако и
муниципалитеты должны предъявлять реальные требования, посильные для бюджета.

Что касается других вопросов, то, по словам председателя бюджетного комитета,
положение несколько улучшит то, что в рамках второго чтения федерального бюджета в
Государственной Думе предполагается принять решение о том, чтобы пролонгировать все
ссуды субъектов РФ, после чего будет проведена их 90-процентная реструктуризация.

Также он отметил, что Иркутской области предполагается выделить 4,43 млрд. федеральных
средств на выравнивание бюджетной обеспеченности. Часть из них будет направлена в
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, однако часть окажется и в бюджете
области.

Председатель комитета по собственности и экономической деятельности Максим
Сурнин в ответ отметил, что в процессе удвоения ВВП вполне может быть «переходный
период», который не повлияет на конечный результат.

В свою очередь, Геннадий Истомин подчеркнул, что на
прошедшей сессии впервые за 10 лет парламентарии приняли решение обратиться к
представителям Иркутской области в Федеральном Собрании РФ по поводу
необходимости возвращения части прибыли в регионы, в частности, в Иркутскую
область. Учитывая, что эта проблема существует не только у нас, он уверен, что это
обращение поддержат и другие территории. Тем более что сегодня негативные тенденции
в этом плане слишком откровенно прогрессируют. Если четыре года назад наш регион
отчислял в федеральный бюджет 28% прибыли, то сегодня этот объем превышает 50%.
Только в будущем году мы из-за этого потеряем 1 млрд. доходов.

При этом у Министерства финансов довольно странная методика определения объемов
поддержки регионов, в результате которой бюджетная обеспеченность глубоко
дотационных территорий значительно превышает обеспеченность территорий-доноров.
Так, например, в дотационной Республике Тыва бюджет на 300 тысяч населения
составляет 7 млрд. рублей. Если бы распределение финансовых средств происходило
пропорционально, то в Иркутской области, где населения более чем в 7 раз больше,
бюджет должен был бы составлять около 50 млрд. рублей, вместо 30
имеющихся. Геннадий Истомин подчеркнул, что на каждом представителе Иркутской области в
Государственной Думе лежит ответственность за сбалансированное
решение бюджетных вопросов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры