издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пассажир имеет право

С 1 января вступает в силу Федеральный закон "О льготах", в котором четко прописано, кто относится к категории льготников и каким образом можно будет получить льготы. В нашем государстве 71,638 млн. человек имеют право на социальную поддержку (денежные выплаты) и набор социальных услуг, в которые включен льготный или бесплатный проезд на железнодорожном транспорте.

Вопрос реализации правил льготного проезда поездами пригородного и дальнего
сообщения обсуждался недавно на всероссийской видео-пресс-конференции первого
вице-президента ОАО РЖД Хасяна Зябирова. Он сообщил, что в ноябре этого года
между компанией «Российские железные дороги» и Федеральным агентством по
здравоохранению и социальному развитию был заключен договор по обеспечению
бесплатного проезда граждан — получателей социальных услуг на пригородном и
междугороднем транспорте. На эти цели в федеральном бюджете на 2005 год
предусмотрено 5 млрд. 888 млн. 895 тыс. руб. Таким образом, на сегодняшний день
девяти категориям граждан гарантирован льготный проезд. К ним относятся инвалиды
войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком «Жителю
блокадного Ленинграда», военнослужащие, проходившие военную службу в воинских
частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22.06.1941 г. по 3.09.1945г.,
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых
действий, инвалиды и дети-инвалиды. Кроме этого, на бесплатный проезд имеют право
лица, сопровождающие инвалида III степени ограничения трудовой деятельности, а также
ребенка-инвалида.

В Иркутской области и Республике Бурятия проживает 475 375 граждан, которые
имеют право воспользоваться предоставляемыми государством льготами. Однако
администрацией Иркутской области рассмотрен и утвержден порядок предоставления
льгот на проезд в пригородном транспорте только для трех категорий: ветераны труда,
труженики тыла и жертвы политических репрессий. Относительно остальных категорий,
отнесенных законом к ведению субъекта федерации, решение еще не принято. К ним
относятся дети-сироты (за исключением детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях), социальные работники, занятые в
государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, малоимущие
семьи, малоимущие одинокие граждане, а также награжденные знаком «Почетный донор
России, СССР».

Компанией РЖД была разработана программа организационных и
технологических мероприятий, обеспечивающих беспрепятственное исполнение закона.
Согласно этой программе на вокзалах Восточно-Сибирской магистрали установлены
справочные стенды с информацией о порядке оформлении проезда, видах проездных
документов с перечнем граждан, имеющих право на льготы. В настоящее время ведется
обучение специалистов пассажирского комплекса технологии работы в новых условиях
организации перевозок пассажиров льготных категорий.

В 2004 году железные дороги России перевезли 1186,9 млн. человек, но
по-прежнему убыточными остаются пригородные перевозки. Доходы пригородного
пассажирского комплекса планируются в этом году в размере 7,3 млрд. руб., тогда как
расходы составят порядка 37,8 млрд., простым вычитанием можно определить убытки,
которые понесет железная дорога, — 30,5 млрд. руб. Сумма, предусмотренная в 2005 году
федеральным бюджетом на покрытие выпадающих доходов от перевозки в пригородном
сообщении социальных категорий граждан, позволит сократить убытки всего лишь на
17,8%.

Для снижения убыточности пригородных перевозок железная дорога предлагает
решить вопросы организации проезда других категорий льготников (по профессиональной
принадлежности отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации),
школьников и студентов.

Кроме того, необходимо предусмотреть в бюджетах субъектов РФ средства на
финансирование пригородных перевозок, учитывая их социальную значимость. Со своей
стороны ОАО РЖД ведет целенаправленную политику введения новых прогрессивных и
высокотехнологичных проектов, направленных на снижение производственных издержек
и на повышение рентабельности.

После вступления закона в силу принципы обслуживания граждан существенно не
изменятся. Будет максимально сохранен действующий порядок оформления проезда
льготных категорий граждан с применением существующих форм проездных документов.

Граждане — получатели социальных услуг для оформления проезда должны будут
обратиться в билетную кассу и при предъявлении документов, подтверждающих статус
данной категории, в ряде случаев (если в данных документах отсутствует фотография) —
документа, удостоверяющего личность, оформить проездной документ на необходимый
маршрут следования. На направлениях, где отсутствуют билетные кассы, будет
организована работа разъездных билетных кассиров, у которых можно оформить проезд.

Что касается видов билетов, то здесь планируется ввести одно новшество —
абонементные билеты на 1, 2, 3 месяца для проезда льготных категорий граждан, чьи
поездки будут носить регулярный характер на определенном маршруте. Сохранятся и
разовые билеты «туда» или «туда и обратно», оформляемые в день осуществления поездки.

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте может быть
осуществлен на всей территории Российской Федерации, во всех поездах пригородного
сообщения без ограничения числа поездок, в любое время года и по любому маршруту.
Но бесплатный проезд, не означает безбилетный. Проезд каждого льготника оплачивается
из средств областного или федерального бюджетов. Поэтому на пассажире лежит
обязанность оформить свой проезд и приобрести безденежный проездной документ
(билет).

Разовый билет оформляется в день осуществления поездки и действителен на
поездку в направлении «туда» в течение даты, указанной в билете, на проезд «обратно» — в
течение одних суток, не считая дня оформления билета, а также общевыходных и
праздничных дней. Абонементный билет оформляется как в день отправления, так и
заблаговременно, но не более чем за 30 суток до начала срока действия. Число поездок по
абонементному билету в течение срока его действия (1, 2 или 3 месяца) не
ограничивается. Однако на один маршрут следования вам будет выдано не более одного
абонементного билета.

Такие проездные документы будут выдаваться в специально выделенных билетных
кассах вокзалов, станций и остановочных пунктов.

Выдача безденежных билетов производится непосредственно гражданину —
получателю социальных услуг. Передача указанных билетов другим лицам не
допускается.

В случае обнаружения у граждан безденежных билетов без документов,
удостоверяющих их статус, они считаются безбилетными со всеми вытекающими отсюда
последствиями.

Во избежание конфликтных ситуаций все льготники обязаны при осуществлении
поездок на пригородном железнодорожном транспорте всегда иметь при себе документы,
подтверждающие статус их категории, а также документы, удостоверяющие личность.

С 31 декабря 2004 года в ОАО РЖД начнет работать круглосуточный справочный
телефон по вопросам предоставления бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Сотрудники вокзалов будут объяснять пассажирам — получателям социальных услуг новый
порядок оформления проезда и получения безденежного проездного документа (билета), а
также отвечать на все вопросы, касающиеся каждого конкретного случая.

В Иркутске консультации уже можно получить по тел. 63-28-20 (Иркутск-Пассажирский)
и по тел. 63-30-66 (Иркутск-Сортировочный). Помимо этого справочные телефоны начнут
работать и на крупных вокзалах области:

Тайшет — ул. Северовокзальная, 10, т. (263) 5-32-65 — справочная, (263) 5-32-39 —
дежурный по вокзалу.

Нижнеудинск — ул. Алейская, 6, (217)5-71-72.

Тулун — ул. Островского, 21, (230) 2-54 — старший билетный кассир.

Зима — ул. Вокзальная, 12, (214) 22-55 — дежурный помощника вокзала, 22-54 —
начальник вокзала.

Чуна — (2-67) 92-2-80.

Залари — ул. Орджоникидзе, (212) 2-17, 2-18.

Черемхово — ул. Вокзальная,10, (246) 33-64

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры