издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бетонные крылья над Ангарой

  • Автор: Беседовал Александр АНТОНЕНКО

Реально ли звершить строительство нового моста в 2007 году Прошло пять с половиной лет, как на острове Конном на Ангаре появились первые буровые установки. Сейчас острова не узнать. Взлетевшая над ним 680-метровая эстакада преобразила его до неузнаваемости. Впрочем, как и левый берег, где 340-метровая эстакада по верховому направлению в августе соединилась со 136-метровой "птичкой" руслового пролетного строения, а из 18 пролетов пойменной части осталось забетонировать три по низовому направлению.

Особенность иркутской стройки в том, что одновременно
сооружается не один, а два стоящих рядом моста. Отсюда
низовое и верховое направления. По одному будет три
полосы движения в одном направлении и такое же
количество — в противоположном. Плюс полутораметровые
пешеходные дорожки в каждую сторону. Всего под каждое
направление на сегодня возведено 30 (из 32) сдвоенных
опор и 50 (из 62) пролетных строений.

Если в первые три года основное внимание участников
строительства уделялось пойменной части, то в
последнее время приоритет отдан руслу, то есть
бетонированию в воде и над водой. Для этого
потребовались сложные вспомогательные сооружения.

К примеру, чтобы поставить русловую опору, необходима
плавсистема, оснащенная подъемными механизмами, так
называемый «катамаран». Эта тысячетонная махина
закрепляется на якоря и растяжки на месте будущей
опоры, на нее подается направляющий каркас
(металлическая рамочная конструкция), с помощью
которого обустраивается шпунтовое ограждение.
Огражденное пространство затем заполняется
песчано-гравийной смесью, а дальше по отработанной
технологии: бурение скважин, бетонирование
буронабивных столбов, устройство ростверка
(фундамента), а затем и самого тела опоры. К слову,
в отличие от двухстоечных пойменных, каждая из
русловых представляет собой единое монолитное
сооружение высотой до 20 метров.

Еще сложнее устройство бетонного полотна над водой
Русловые пролеты возводятся уравновешенным навесным
бетонированием «птичек», крылья которых «произрастают»
от опоры к опоре навстречу друг дружке. Сойдясь, они
образуют пролет длиной 105 метров.
Это наиболее сложный вид работ, определяющий
уникальность технологии строительства. Используется
он при сооружении железобетонных мостов с пролетными
строениями большой длины. Пока монолитных
железобетонных конструкций с пролетами 105 метров в
России еще не возводили. Ангарский — первенец в этом
плане, отсюда и столь пристальное к нему внимание
научно-исследовательских организаций, проектировщиков,
строителей, общественности.

Что же стоит мост достроить?

За период строительства на мостовом переходе через
Ангару выполнен объем работ на сумму 3,1 млрд.
рублей, в том числе СМР по мосту — 2,8 млрд. Так
выглядит финансирование объекта по годам:

Год

Всего выделено

Областной бюджет

Федеральный дорожный фонд

1998

4,9

1,9

3,0

1999

206

156

50

2000

558

332

226

2001

685

460

225

2002

550

550

0,0

2003

640

640

0,0

2004

404

314

0,0

Нынче, согласно утвержденному графику и плану
финансирования, на строительство мостового перехода
выделялось 404 млн.рублей, проплачено — 314 млн. 88%
объема работ предстояло выполнить на русловой части
моста и только 12% — на остальных конструктивах.
Насколько придерживались этого графика участники
строительства и как это отразилось на объекте в целом,
рассказывает в беседе с нашим корреспондентом главный
инженер дирекции по строительству мостового перехода
Сергей КОЗЫНКИН.

— Сергей Григорьевич, вы, как заказчик, удовлетворены
темпами работ на мосту в уходящем году?

— Без сомнения. Подвижки, согласитесь, заметны
даже не специалисту. В первую очередь это касается
русловых опор и пролетных строений. В июле коллектив
МО-125 завершил строительство русловой опоры N9. В
последний день октября — бетонирование стойки
тела центральной русловой опоры N10 по верховой
стороне, а на низовой выполнена гранитная облицовка
цоколя и выставлен каркас для армирования стойки.

При сооружении обоих ростверков и стойки центральной
русловой опоры N10 рабочие и специалисты МО-125
под руководством зам. главного инженера Виктора
Ляшенко трижды демонстрировали уникальную технологию
подачи бетонной смеси по системе бетоноводов общей
протяженностью 230 метров в неспокойном русле Ангары
при одновременном задействовании трех мощных импортных
бетононасосов. Операции по непрерывной подаче
монолитного бетона на такое расстояние по водной
акватории, а на стойку еще и с подъемом на 16 метров,
были проведены в Сибири впервые.

На опоре N12 в начале декабря закончено сооружение
буронабивных свай под оба направления, а накануне
Нового года забетонирован ростверк по верховому
направлению.

На стадии завершения извлечение шпунта и
направляющего каркаса на опоре N9 с переустройством их
для последней в русле опоры — N11.

В октябре мостостроители приступили к
бетонированию «птички» на опоре N9 по верховой
стороне. На сегодня здесь забетонировано по две
захватки в обоих направлениях.

Несомненным достижением мостоотряда N125 является и
то, к чему мы готовились и стремились все эти годы:
практическое решение вопросов и осуществление основных
задач по освоению технологии навесного бетонирования
«птичек» и сооружения неуравновешенных частей
неразрезных русловых пролетных строений.

— Много осталось недовыполненным из запланированного
на 2004 год?

— Нет. Все, что планировали под лимит 404 млн.руб.,
сделано. Более того, сверх плана сделали 2,5 пролета по
левобережной эстакаде, 4 захватки «птички» на девятой
опоре по верховой стороне, стойку на десятой опоре,
фундаменты под неуравновешенную часть в пролете
12-13, шкафную часть на нулевой береговой опоре и
частично заезд на левобережную часть моста.

— В своих ответах вы то и дело прибегаете к прошедшему
времени: «демонстрировали», «велась разработка», «шло
бетонирование»… Что, сегодня не демонстрируют, не
бетонируют?

— На многих конструктивах работы с ноября
приостановлены. Почему? Перечисленных в декабре 29
млн. руб. хватило лишь на выплату зарплаты за
сентябрь-октябрь и погашение долгов за часть
материалов. Проблема в том, что непрерывность процесса
сооружения пролетных строений требует полугодовой
предоплаты за поставку импортных материалов (анкеры,
высопрочные канаты, опорные части), а с
финансированием то и дело возникают проблемы.

С каждым годом средств выделяется все меньше и меньше.
Нынешний не исключение. Из бюджета области
планировался лимит финансирования 404 млн. рублей. На
сегодня много работ выполнено уже и сверх этого лимита, а
выплачено только 314 млн.руб. Долг дирекции своим
подрядчикам по лимиту финансирования составил 90 млн.
руб. Это не считая 56 млн.руб., потраченных на
бетонирование пролетных строений левобережной эстакады,
работы по которым выполнены в 2004 году за счет
собственных оборотных средств подрядчиков в надежде
на оплату в первом квартале 2005 года.

Прекращение задним числом (18 ноября) запланированного
на 2004 год финансирования и
приостановка части работ может повлечь негативные
технические последствия в наступившем зимнем периоде.
Это и нарушение технологической последовательности по
бетонированию, натяжению высокопрочной арматуры и
инъецированию каналов при сооружении пролетных
строений. Это и резкое охлаждение бетона на
выполненных захватках третьей «птички» на опоре N9 и
надопорном блоке. И затопление котлованов из
шпунтовых ограждений на опорах N10 и N12… И, как
следствие, снижение надежности и долговечности,
которые невозможно уже будет компенсировать никакими
мероприятиями. В целях предотвращения таких
последствий мостостроители и продолжают работы.

Не стоит забывать и о моральных последствиях
приостановки строительства для 280 рабочих и
специалистов, отправленных до 15 января 2005 года в
вынужденные отпуска. Оживить строительство, вернуть
людям работу — наша первейшая обязанность.

— Специалисты говорят, что «замороженный» объект
плохо сохраняется в неизменном виде, больше того,
начинает быстро разрушаться.

— Да, это так — коррозия не щадит ничего. В этом
плане большую тревогу вызывают забетонированные в 2001
— 2003 гг. пойменные пролетные строения моста общей
протяженностью 1 км. Незакрытая плита проезжей части
подвержена таким же разрушениям, как при десятилетней
эксплуатации моста. Ежегодно возобновляемое временное
покрытие битумным лаком неэффективно, так как его
быстро «съедает» солнце. Необходимо в 2005 году
приниматься за гидроизоляцию, водоотводы на
разделительной полосе, асфальтирование, барьерные
ограждения. К тому же это трудоемкая и затратная
работа, которую не выполнишь за один летний сезон.

Еще один момент: чем дольше тянется «недострой», тем
дороже в условиях непрекращающейся инфляции обходятся
работы. Вот простая арифметика: первоначально, в 2001
году, стоимость строительства мостового перехода
определялась в 6 млрд. руб, через три года эта сумма
возросла до 7 миллиардов. И хотя три четверти объемов
по мосту, на которых мы сэкономили 20% проектной
стоимости, уже позади, оставшиеся работы при нынешнем
уровне цен потянут еще на 1,8 млрд. рублей. Это не
считая подходов и развязок, стоимость которых
с нынешних 2 млрд. руб. через три-четыре года
может удвоиться. Поэтому для ввода моста в 2007
году подходы правого берега могут быть выполнены
только по первой очереди с осуществлением движения
всех видов транспорта из центра города. При этом на оба
подхода левого и правого берегов можно будет уложиться
в 700 млн.руб.

— Сергей Григорьевич, на что можно рассчитывать в
2005 году?

— В связи с резким снижением финансирования трудно
говорить о чем-то конкретно. Последним протоколом
о наборе работ на 2005 год планировали завершить работы
по трем русловым опорам (10,11,12) и левобережной
эстакаде (забетонировать оставшиеся три пролета),
забетонировать три «птички» на опорах девять и десять,
начать «птички» на опоре N12, а в теплый период
приступить к устройству мостового полотна
правобережной эстакады и соорудить опоры путепровода
через ул. Верхняя Набережная на правобережной развязке.
Закончить, наконец, после предстоящего вскоре
переселения жильцов и сноса ветхих домов
археологические работы и по проведению тендера
приступить к сооружению левобережных подходов.

Чтобы выполнить вышеперечисленное, нужно
как минимум 800 млн.руб. Если же из областного бюджета
вместо 400 млн.руб., реально планировавшихся на 21
декабря, выделят лишь половину (на чем настаивают
некоторые депутаты Законодательного собрания), тогда
произойдет по существу замораживание стройки, так как
из этой суммы в первую очередь необходимо будет отдать
156 млн. руб. за работы, выполненные в 2004 году. Пока
окончательного решения нет.

— То есть вы утверждаете, что, если ежегодно
выделять на наш мост по 800 млн. рублей, его
строительство (с подходами первой очереди) можно завершить
в 2007 году?

— Вполне реально. Есть программа, есть уникальная
техника и оборудование, есть люди, настоящие
профессионалы своего дела — ответственные,
добросовестные, инициативные. Я уже не веду речь о
фронте работ. Сегодня мостостроители могут трудиться
непрерывно и круглосуточно на шести-семи
конструктивах: возводить опоры, бетонировать пролетные
строения, устраивать мостовое полотно, монтировать
перильные ограждения…

К сожалению, пока ни на что нет денег. Отсюда серьезный
сбой в отлаженном механизме строительного конвейера.
В сложившейся ситуации рассчитывать на какие-либо
дополнительные деньги из областного бюджета не
приходится. Надо продолжить работу с правительством и
Госдумой. Приложить все усилия, чтобы федеральная
составляющая, официально узаконенная правительством
России при открытии стройки, вернулась в нее. Нужно
также немедленно решать вопрос о привлечении кредитных
займов на окончание строительства у государственных
или частных инвесторов под гарантии области и города.
Почему-то простые люди, организации берут кредиты и
осуществляют строительство объектов под сдачу, а мы не
в состоянии. Ведь народно-хозяйственный эффект от
ввода мостового перехода составит не менее 300 млн.
рублей в год. Но это при том, что мост заработает.

Мостовики верят, что депутатский корпус, администрация
области, губернатор Борис Говорин найдут
выход из создавшегося положения, как находили его в
прежние годы. Вера эта и подвигает мостостроителей
продолжать работы на объекте, как бы трудно ни
приходилось.

Спасибо, друзья и коллеги, за ваш труд, за вашу веру и
верность нашему общему делу. С наступающим вас Новым
годом! Здоровья и благополучия вам и вашим семьям,
всего самого наилучшего!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры