издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Каникулы и срочные реформы

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Устали от отдыха. Вот такая антитеза родилась в результате официальных рождественских
каникул, о которых еще полгода назад никто и не помышлял. Да еще месяц до них все только
и гадали, успеет ли президент подписать закон о новых российских праздниках. В общем,
большинство иркутян просто не смогли как следует подготовиться к десятидневным
выходным, спланировать их, скопить немножко деньжат и достойно потратить скопленное в
эти дни. Не хотелось опускаться до банальностей, но без этого, видимо, никак не обойдешься:
русские долго запрягают.

А в череде последних изменений праздничная реформа самая невинная. Вот и к вступлению в
силу закона N122 о замене льгот на денежное довольствие тоже не успели подготовиться.
Одним из первых сюжетов программ новостей в наступившем году я увидела сообщение о
первых результатах социальной реформы. Результаты, скажу вам, в духе черномырдинского
«хотели как лучше, получилось как всегда». Доходило до локальных конфликтов, участниками
которых становились льготники, люди, как правило, пожилые, и кондукторы общественного
транспорта.

Многие ветераны труда, труженики тыла и реабилитированные граждане, всегда
пользовавшиеся правом на бесплатный проезд, и в этом году отказываются платить за услуги
муниципальных транспортников. В отличие от большинства федеральных льготников они еще
не получили денежные компенсации. Их предполагается предоставить только 12-15 января.
На мой взгляд, кондукторы, которые не несут никакой ответственности за монетизацию,
достойны сочувствия за оскорбления, всякий раз сыплющиеся в их адрес от
стариков.

Не менее пикантные ситуации возникают на железнодорожных станциях. Некоторые
пассажиры только от кассиров узнают, имеют ли они право на бесплатные билеты. Это
обстоятельство подвигло Российские железные дороги на организацию телефонных «горячих
линий». Полагаю, вопрос о том, почему коммерческая организация должна вести
информационную кампанию относительно реализуемой властями реформы по монетизации
льгот, здесь уже не уместен.

В Иркутской области льготы помимо федерального законодательства регулируются
пятнадцатью региональными законами. Федералы гарантируют «монетезированные» льготы около 200 тысячам
жителей области. Более 300 тысяч оставлены на попечение областного бюджета.
Агентство «Сибирские новости» приводит данные о количестве жителей области,
претендующих на натуральные льготы или денежные компенсации из местной казны. В
частности, это труженики тыла (41,9 тыс. человек), ветераны труда (234,9 тыс.),
реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий (11,5
тыс.). Очевидно, что до всех донести суть изменений враз не удается. В итоге крайними в ходе
реализации реформы оказываются кондукторы и кассиры.

В связи с этим не может не вызывать опасений вышедший с этого года в активную фазу ход
муниципальной реформы, которая предусмотрена федеральным законам «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ». С 1 января 2005 года вступают в силу 35 законов об установлении статуса
и границ муниципальных образований Иркутской области. Вместо 37 муниципалитетов в
течение года в области будет создано 390. Причем перестанут существовать Нижнеудинск и
Нижнеудинский район, Тайшет и Тайшетский район. Из них, несмотря на сопротивление
местных чиновников, будут образованы объединенные Нижнеудинский и Тайшетский
муниципальные районы. Как ни странно, но именно дележ земли (то есть определение границ)
получил серьезный общественный резонанс, стал самым острым вопросом при подготовке
реформы. Но уже сейчас видно, что изменившееся в связи с ней налоговое законодательство
может сделать бессмысленной всякую реформу местного самоуправления, потому что
муниципалитетам распоряжаться собственно и нечем.

К примеру, фактический дефицит бюджета г. Зимы на 2005 год составляет 300%. Собственные
доходы городского бюджета составят 62 млн. рублей. При этом прогнозируемые расходы
равны 245 млн. рублей. Учитывая то, что Бюджетный кодекс не позволяет принимать
бюджеты с дефицитом выше 10%, «единственное рациональное решение в сложившейся
ситуации — принять бюджет на следующий год в размере 1/12 от расходной части бюджета
2004 года», передает «Телеинформ» со ссылкой на мэра
г. Зимы Николая Пенюшкина.

Причем не такой уж это нетипичный случай. И тут, чтобы рассказать населению о преимуществах
грядущих изменений, чиновники и законодатели вряд ли смогут обойтись простой
информационной кампанией. Впереди нас ждут выборы глав этих самых 390
муниципалитетов. Эксперты давно и всерьез обеспокоены дефицитом квалифицированных
управленцев, способных возглавить органы местного самоуправления. Новый год срочных
реформ еще принесет много, как говаривал классик, «открытий чудных».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры