издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дрейф на грани

  • Автор: Максим СТРЕЛЬЦОВ

Киренский флот уже давно подает сигналы SOS. И спасения требует не только имущественный комплекс, но и люди, которые отдали предприятию годы своей жизни. Сегодня они оставлены один на один со своими проблемами. Они могут быть решены только вместе с проблемами крупнейшего в Киренске предприятия, которое сейчас дрейфует на грани разорения, подавая лишь слабые признаки экономической жизни.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

После того как «Восточно-Сибирская правда» начала публикацию материалов о
ситуации в ОАО «Киренская РЭБ флота», в редакцию стали поступать отклики на
них наших читателей. На днях было получено несколько писем из Киренска от
бывших и настоящих работников предприятия. Наши читатели просят защитить их
конституционное право на вознаграждение за свой труд.

«На собрании трудового коллектива 30 декабря 2004 года исполняющий
обязанности директора общества С.П. Паульзен и его заместитель В.М.
Перетолчин докладывали, что за навигацию заработано более 160 миллионов
рублей, — говорится в одном из писем, которое было также продублировано на
имя прокурора Иркутской области. — Но до работников предприятия в виде
заработной платы не дошли, зато были выплачены дивиденды и вознаграждение членам
совета директоров».

Оказывается, с июля 2004 года в течение пяти месяцев на предприятии не
выплачивалась заработная плата. К новогодним праздникам персонал получил
авансы по 4 тысячи рублей. При этом руководство предприятия перевело
Киренскую РЭБ на сокращенную рабочую неделю. Авторы письма, а под ним
поставили подписи более двух десятков жителей Киренска, нынешние или бывшие
работники Киренской РЭБ, задаются вопросом: так где же заработанные деньги и
почему до сих пор не выплачивается заработная плата? Люди не могут уехать в
больницу, заплатить за обучение детей, купить продуктов. «За время правления
С.П. Паульзена и В.М. Перетолчина положение на предприятии не улучшилось, а
ухудшилось», — жалуются люди.

Вот другое обращение, которое свидетельствует о том, что навигация, о которой
рапортовало руководство, была организована не так удачно, как об этом говорят
руководители предприятия. «Мой муж и сын работали в Киренской РЭБ флота
на танкере ТО-1521, который был поставлен на отстой 3 августа 2004 года из-за
отсутствия грузов, — пишет жительница Киренска Н.А.Князева. — Мы уволены всей
семьей в ноябре. Кроме того, в ноябре мне был сделан вызов на операцию в
«Микрохирургию глаза» в г. Иркутске, где я стояла на очереди с февраля. Но я не
смогла поехать, потому что не выплачивают деньги».

Все походы женщины к руководству предприятия за расчетом заканчивались так
же, как и у другой нашей читательницы, неудачей. П.В. Никифорова, бывшая работница
Киренской РЭБ флота, не может получить свой расчет в размере 15 тыс. рублей. С
15 октября она ушла в отпуск с последующим увольнением в связи с переездом на
другое место жительства, но до сих пор не может расстаться с Киренском и РЭБ
флота.

«Неоднократно обращалась на предприятие к исполняющему обязанности
гендиректора Паульзену, главному бухгалтеру. Но постоянно отказывали: нет
денег, — пишет она. — Работала на танкере поваром. Прошу разобраться в
данной ситуации и помочь мне. Я уже не знаю, что делать, как жить. В ближайшее
время не обещают рассчитать, а в конторе только грубо разговаривают». «Не могу
получить свой расчет в размере 60 тыс. рублей, — говорится в письме Г.Л.
Бердючина, уволившегося с РЭБ 19 октября. — Мне постоянно отказывали,
мотивируя тем, что нет денег».

Капитанский мостик пока свободен

Специалисты увольняются с Киренской РЭБ, коллектив разваливается. И
последствия этого, конечно, скажутся на качестве проведения навигации в
будущем году. Работа речника и без того полна трудностей, чтобы выполнять ее
бесплатно. В целом задолженность по заработной плате на предприятии
составляет, как сообщает агентство «Сибирские новости», более 28
миллионов рублей. Руководство компании в вопросе задержки выплаты заработной
платы уже превзошло своих предшественников. И главным образом — изгнанного с
позором предшественника Александра Артамонова, в отношении которого за
невыплату жалования персоналу в течение трех месяцев прокуратура завела
уголовное дело.

Вероятно, это обстоятельство мало беспокоит нынешнее руководство Киренской
РЭБ флота, которое, как известно, без денег не сидит и без всяких церемоний
получает сотни тысяч рублей. Мы уже писали о том, что после того как Александр
Артамонов покинул свой пост, Владимир Перетолчин и Сергей Паульзен первым
делом решили свои финансовые вопросы. Первые лица компании не гнушались
деньгами за работу в совете директоров, которая в некоторых крупных и более
благополучных компаниях, к примеру ОАО «Иркутскэнерго», выполнялась на
общественных началах. Зато Сергей Паульзен получил только по этой статье 188
тыс. рублей. Владимиру Перетолчину было выдано за работу в совете директоров
94,4 тыс. рублей и дивиденды за 2002 год в сумме 536 тыс. рублей.

Выступая с интервью в районной газете, он предложил всем тем, кто интересуется
этим вопросом, перестать считать деньги в чужом кармане. Дело, действительно,
неблагодарное. Но ведь и Паульзен, и Перетолчин, взяв на себя обязанности, а
значит, и ответственность за управление Киренской РЭБ флота, стали публичными
людьми. Сергей Паульзен и вовсе выдвинут на должность генерального директора
предприятия, которая накладывает на него еще и некоторые этические
обязательства. Более того, его фамилия уже была внесена для голосования по
этому вопросу в повестку дня собрания акционеров, назначенного на 30 декабря.
Только проведение этого мероприятия было запрещено прокуратурой в связи с
серьезными нарушениями при его подготовке.

Но это не помешало акционерам собраться и вместо собрания провести
конференцию трудового коллектива. И, как сообщают региональные
информационные агентства, на ней было принято решение обратиться с письмом в
адрес президента РФ Владимира Путина и поставить его в известность
относительно сложной ситуации на предприятии, особо выделяя вопрос отсутствия
легитимного руководства на предприятии. Последний избранный на общем
собрании акционеров 4 июня 2004 года генеральный директор Евгений Гольберг
решением суда признан незаконным.

Этот вердикт еще в ноябре подтвердила апелляционная инстанция Арбитражного
суда Иркутской области. Такое решение сделало бессмысленными попытки
Центральной топливной компании из Якутска, владеющей около 10% акций
Киренской РЭБ флота, сохранить на посту главы речного предприятия своего
гендиректора Евгения Гольберга. И ему на замену был предложен Сергей
Паульзен. Но голосование по его кандидатуре так и не состоялось.

Претензии по организации собрания 30 декабря возникли у представителей
крупнейшего акционера — государства, которое владеет контрольным пакетом
акций Киренской базы. Росимущество, инициировавшее собрание, не согласилось с
тем, как старый совет директоров предприятия (полномочия которого закончились
более полугода назад после избрания нового совета) сформулировал вопрос для голосования: «избрание генеральным
директором Сергея Паульзена». А также вопреки всякой логике планировалось еще
и прекратить полномочия действующего генерального директора. И это несмотря
на то, что уже есть решение суда о признании выборов главы компании 4 июня
недействительными, следовательно, на предприятии сейчас генерального директора
нет. Понятно, что включение этого вопроса автоматически легализовало бы
Гольберга как гендиректора, а значит, все, что делалось на Киренской РЭБ по его
приказу, также пришлось бы признать законным.

Те, кто включал этот вопрос в повестку, рассчитали точно: государство наверняка
откажется от такой повестки, и собрание 30 декабря не состоится. Паульзену и
Перетолчину, посаженным Гольбергом в руководство предприятия, можно будет
«порулить» еще пару-тройку месяцев.

И, чтобы уж совсем отлучить государство от проведения собрания, был
задействован последний ресурс: Росимуществу не дали возможности опубликовать
собственное объявление о собрании в газете «Ленские зори». Государство
попросту лишили права самостоятельно сформулировать вопросы повестки дня.

Представители государства намеревались провести альтернативное голосование по
кандидатуре генерального директора. Но совет директоров, как позже пояснил
Владимир Перетолчин, счел целесообразным вписать одного Паульзена на том
основании, что его якобы поддерживает трудовой коллектив. Зная о наличии
огромного долга по заработной плате на предприятии, который скопился как раз в
то время, когда Сергей Паульзен исполнял обязанности генерального директора
Киренской РЭБ флота, нельзя быть уверенным в том, что это большая часть
работников предприятия. Хотя выданные накануне собрания 4 тысячи рублей,
может быть, и вселили в кого-нибудь оптимизм.

Опасный курс

В связи со всем вышесказанным начинаешь верить в версию о том, почему для
нынешних управленцев так важно сохранить на посту генерального директора
своего человека — Сергея Паульзена. Его легализация в качестве главы предприятия
может избавить все высшее руководство предприятия от многих неприятных
процедур. Иначе придется отчитываться за 160 миллионов рублей, полученных в
виде доходов от навигации. А также объяснять, почему, как утверждают
правоохранительные органы, 40 миллионов рублей, оплаченных за услуги
Киренской РЭБ флота, поступили не на счета предприятия, а на личные счета
заместителя главного бухгалтера.

Кроме того, вопросы могут возникнуть и по договорам с китайской фирмой,
которая за 6 миллионов рублей купила у Киренской РЭБ флота лес. Именно из этих
денег был заплачен аванс работникам предприятия (а не из средств от основного
вида деятельности). Поскольку никто из нынешних руководителей Киренской РЭБ
флота не имеет юридического права подписи под финансовыми документами,
любые договоры, включая и контракт на вывоз леса, в случае прихода новых людей
к управлению предприятием будут подвергаться жесткой ревизии на предмет
обоснованности цен и прочего.

Надо будет ответить не только за долги по заработной плате и налоговым
отчислениям, но и в целом по обязательствам перед кредиторами. При этом
недоимка в бюджет уже достигла 300 млн. рублей. Она ежемесячно увеличивается.

Несмотря на то, что Евгений Гольберг в последнее время устранился от публичных
действий, Сергей Паульзен все-таки считается его человеком в руководстве
Киренской РЭБ флота. Ведь именно якутский бизнесмен, покидая Киренск,
продвинул его по карьерной лестнице, назначив и.о. генерального директора. Его
фамилия была внесена в требование ЦТК о проведении внеочередного собрания
акционеров.

Принадлежность к группе Гольберга дает основания опасаться, что Сергей Паульзен
повторит попытки продажи нефтеналивных судов. Основанием для такого
прогноза является тот факт, что в сентябре 2004 года Евгений Гольберг уже
пытался продать 8 судов. Однако государственным контрольным органам удалось
пресечь сделку на том основании, что Гольберг — нелегитимный директор.

Наличие приличного парка нефтеналивных судов до сих пор позволяло Киренской
РЭБ флота оставаться высококонкурентным и достаточно эффективным
речным предприятием. Ведь перевозка ГСМ и нефти на данный момент является одной из
самых выгодных. В настоящее время на Лене предприятие может диктовать
условия по ценам на перевозку, доминировать в числе других предприятий
речфлота.

Власти Иркутской области уже давно высказывали предположения о том, что ЦТК,
поддерживаемая правительством Якутии, может действовать в интересах Ленского
объединенного речного пароходства, которое могло бы самостоятельно
обеспечивать движение по Лене, если бы ей доставало судов. Кроме того, сам
Евгений Гольберг как-то говорил о планах создать совместное частное
предприятие с компанией «Якутуголь», взносом в уставный капитал которого,
вероятнее всего, был бы речной флот.

Киренской РЭБ так или иначе придется рассчитываться по долгам кредиторов. Под
этим благовидным предлогом суда могут выводиться из-под контроля предприятия
в пользу конкурентов. И базе будет положен конец. А поскольку это предприятие
обеспечивает работой подавляющее количество жителей Киренска, можно только
предполагать, к какому итогу приведут манипуляции с собственностью.

Каким образом будут решаться проблемы Киренской РЭБ флота, безусловно,
зависит от того, кто возглавит предприятие. Очевидно, что это должен быть
порядочный человек, свободный от обязательств перед коммерческими
структурами. 18 января собрание акционеров предприятия примет кадровое
решение. И уже избранному собственниками человеку предстоит выбрать
оптимальный маршрут, который определит будущее старейшего предприятия на Лене. Что это будет —
выход из кризиса или дорога к дальнейшему разорению, — станет ясно очень скоро.

От редакции. Когда верстался номер, стало известно, что прокуратура Иркутской
области начала проверку ОАО «Киренская РЭБ флота» в связи с задержками по
выплате заработной платы. Она проводится на основании жалоб работников
предприятия и материалов, опубликованных в средствах массовой информации.

Следует отметить, что сегодня государство уделяет серьезное внимание борьбе с
таким явлением, как невыплата заработной платы. Руководителям, виновным в
том, что работники предприятий вовремя не получают заработанные деньги,
грозит уголовная ответственность. Не далее как в начале декабря силовые
структуры Свердловской области завели уголовные дела на высших менеджеров
Ивдельского гидролизного завода. А бывший исполнительный директор
предприятия Наталья Малыхина была арестована.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры