издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Слабое звено

  • Автор: Алина ЛАВРОВА

Именно так сегодня можно назвать оптовых перепродавцов электроэнергии (посредников), которые неэффективно взаимодействуют с потребителем и поставщиком. Большей части населения далеко не безразлично, кто отвечает за электроснабжение конкретного города (района), кому и за что мы платим деньги и с кого спрашивать в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обычно сложно найти ответственное лицо, и решение проблемы затягивается на неопределенное время, до тех пор, пока она не выходит на административный уровень. И только тогда, когда об этой проблеме узнает не только президент, но и почти вся страна, начинается "глобальное" ее решение. Именно так работает перепродавец электроэнергии ГУЭП "Облкоммунэнерго".

Ярким примером работы ГУЭП «Облкоммунэнерго» может послужить ситуация в
Усолье-Сибирском, где веерные отключения стали обычными мерами по борьбе с
задолженностью населения. Отключениям стали подвергаться и социально значимые
объекты (школы, детские сады, больницы). Отсюда возникает вопрос: что вынудило
перепродавца применять столь крайние меры и существовали ли другие пути решения
данной проблемы? Можно сделать вывод, что ранее перепродавец не проводил работу
со своими потребителями-должниками и задумался об этом только в критической
ситуации, когда поставщик электроэнергии ОАО «Иркутскэнерго» также был вынужден
пойти на крайние меры, но по отношению к самому перепродавцу.

Возникновение данной ситуации может говорить о многих аспектах работы ГУЭП
«Облкоммунэнерго». Прежде всего, очевидно, что если перепродавец регулярно
наращивает свои долги перед поставщиком, значит, он имеет достаточное количество и
собственных дебиторов. Видимо, плановая работа с населением по сбору средств и
ликвидации долгов ГУЭП «Облкоммунэнерго» не проводилась либо была
неэффективной. В конечном счете добросовестные плательщики стали заложниками
недобросовестных потребителей. Также выяснилось, что электросетевое хозяйство
Усольского подразделения АЭС ГУЭП «Облкоммунэнерго», о затратах на модернизацию
которого так часто упоминает перепродавец, оставляет желать лучшего. Надо заметить,
что и в целом состояние энергообъектов, не входящих в состав иркутской
энергоснабжающей организации, а состоящих на балансе перепродавцов, муниципальных
предприятий, предприятий ЖКХ Иркутской области, на сегодняшний день не
блестящее. Это только принято на каждом популярном совещании каждому
ответственному говорить громкие слова о своевременной модернизации и
удовлетворительной работе электро- и теплосетей. А на самом деле частые аварии,
приводящие к перерывам в энергоснабжении и вредящие потребителям, ярко говорят об
обратном: затраты на модернизацию неэффективны, впрочем, как и управление
жилищной-коммунальной сферой Иркутской области.

В то время как потребители оплачивают электроэнергию по установленным
региональной энергетической комиссией (РЭК) тарифам, «Облкоммунэнерго» существует
за счет разницы между этим тарифом и отпускной ценой. Посредник постоянно
наращивает затраты на техническое обслуживание своих сетей, тем самым у него
появляется весомый аргумент перед поставщиком, чтобы тот в свою очередь снизил
отпускной тариф. А в конечном счете это может сказаться на росте энерготарифа при
очередном его утверждении.

На том же усольском примере ясно видно, как ведет себя перепродавец в
чрезвычайной ситуации, снимая с себя всю ответственность и пытаясь найти виновных.
Так какова же истинная функция перепродавца? Просто существовать за счет населения и
поставщика, ловко манипулируя ими, или эффективно работать с населением, выполняя
договорные обязательства перед поставщиком? Нужен ли конечному потребителю, то
есть населению Иркутской области, такой поставщик энергоресурсов, который лишь
расстраивает простую цепочку «производитель — товар — потребитель — деньги?» Тем более
что в этой цепочке общими силами администрации Иркутской области,
энергоснабжающей организации можно уничтожить все слабые звенья во благо
потребителя, ради которого, собственно говоря, и производится электрическая энергия.
Но, по всей видимости, повышение качества предоставляемых населению услуг по
энергоснабжению будет напрямую зависеть от ликвидации слабых звеньев, а также от
состояния жилищно-коммунального сектора, которое на сегодняшний день оставляет
желать лучшего.

Кроме этого, само существование этого неэффективного звена весьма затратно —
содержание собственного электрохозяйства, многочисленных административных зданий,
заработная плата и прочие затраты так или иначе учитываются региональной
энергетической комиссией при рассмотрении вопроса о повышении энерготарифа.
Конечно, ГУЭП «Облкоммунэнерго» не единственное звено в цепочке «производитель —
потребитель», но, как показывает многолетняя практика, одно из самых слабых. И
ставить эту проблему на самотек всем заинтересованным сторонам, наверное, уже не
стоит, нужно серьезно задуматься и, возможно, принять самое оптимальное решение,
которое нам подсказывает известная телевикторина: «Вы слабое звено. Прощайте!».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры