издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Музыка -- загадка и услада..."

Строго говоря, музыке не нужны стены -- она разлита и звучит повсюду. Но филармония -- то место, где музыка слышна всем. Меломаны идут сюда насладиться любимыми произведениями, а робкие новички, раскачав наконец "тормозные колодки души", погружаются здесь в совершенно другой мир, далекий от инерции будней.

Филармония притягивает и тех, и других волшебством, которое
не вдруг осознается. Вместе с музыкой ты начинаешь
слышать здесь собственную душу! Ее настигает буря эмоций.
Ее терзает смена чувств: от легкой грусти и печали до
тягостной тоски и страдания, за собственное ли несовершенство
или за все несовершенства мира — не понять.

Но, странное дело, сплав всего пережитого при смене
мелодий оборачивается радостью. Той самой, которая окрыляет
и заново тебе напоминает, как прекрасен все-таки мир.
Каждый ощущает это по-своему, но из филармонии люди
выходят с просветленными лицами и словно погруженные
в себя. Они как будто боятся расплескать особое состояние
души, столь редко посещающее нас, о котором замечательно
сказал Виктор Астафьев: «Музыка возвращает человеку
все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле».

У Иркутской областной филармонии есть, по его же слову,
преданная ей «работница и заботница», чье имя давно известно
в Приангарье. И не только на здешней земле. Это Марина
Токарская — директор и художественный руководитель,
кандидат искусствоведения, лауреат премии губернатора
Иркутской области, один из талантливых популяризаторов
музыки и музыкальной культуры. С ней и ведем разговор
о завершившемся концертном сезоне.

— Марина Николаевна, у вас, опытного музыковеда, лексика
особая, возвышенная. А мне позвольте спросить приземленно:
каково было нести сразу два чемодана? Ведь это первый
ваш сезон, хотя по счету он 66-й, когда вы от начала
до его конца совмещали две ипостаси.

— Тяжесть двух этих шестерочек сезона-66 ощущаю. Но
я благодарна комитету по культуре нашей области за доверие,
поддержку и помощь (смеется). Я не суеверная. А то упомянула
бы и цифру 13, поскольку именно 13 лет возглавляю филармонию
как художественный руководитель. Директорский «чемоданчик»
по весу не легче. Я все более убеждаюсь, что руководство
— это один из самых высоких видов творчества. Ведь
любой художник — обязательно личность, и все они не
похожи друг на друга, поэтому управлять творческим процессом
такого крупного коллектива, как филармония, — это,
я считаю, огромная ответственность. И в большой степени
— служение. Потому что времени на что-либо иное в жизни
просто не остается. Это точно. Служение, как раньше
военные говорили, — это очень высокое слово, я только
сейчас начала это понимать. Работа чрезвычайно сложная,
но доставляет мне огромное удовольствие.

— «И если один говорил из них «да», «нет» говорил другой» —
кстати вспомнилась песенка про двух служивых товарищей.
А внутри вас не возникали похожие коллизии между директором
и худруком?

— Я открыла, что если раньше, в бытность только художественным
руководителем, мне не всегда удавалось доказать директору
творческую необходимость какого-то проекта, особенно
заведомо убыточного, но важного для перспективы или
для престижа филармонии, то теперь я экономлю на этом
массу энергии. И у меня освободилось огромное количество
времени для важных и неотложных дел, чтобы никому ничего
не доказывать, а брать всю ответственность на себя.
Внутренние диалоги меня пока что к разладу с собой,
слава Богу, не приводили. Чувствуешь себя машинистом
локомотива, который тянет множество вагонов по уже проложенным
путям, где то и дело глаз выхватывает развилки. Знаете,
как в сказках: налево ли, направо ли, прямо ли поедешь —
все одно несдобровать (смеется). Надо выбрать и
принять решение. Но это помогло и в себе открыть так
много нового! Я вообще не предполагала в себе столько
силы, что ли.

— Подобное открытие любого осчастливит.

— Меня оно и радует, и удивляет. Ведь устаешь каждый
день, часто уходишь буквально последней из филармонии,
поскольку хочется во все вникнуть и соучаствовать во
всем. Но вопреки этой усталости позитивный настрой несешь
домой.

— Разговор наш начался с необычного ракурса, Марина
Николаевна, но как раз в силу двуединства вашей нелегкой
миссии. Впрочем, тяжесть ее публике неведома…

— И упаси Боже! Незачем публике знать, насколько тернист
для артиста творческий путь, каких сомнений, разочарований
и слез он стоит, как велика доля черного, рутинного
труда.

— Тогда самое время перейти к праздникам, которые филармония
дарила нынче своим землякам. «Шпаргалка» в виде разбухшего
гроссбуха, который вы держите в руках, по-моему, уже
представляет музейную ценность. Вы здесь фиксируете
музыкальные события буквально подневно, и текущие, и
будущие. Я уже видела ваши карандашные записи планируемых
концертов следующего сезона. Но, думаю, вряд ли эта шпаргалка
вам сейчас понадобится, чтобы дать обзор главных событий.
Слишком свежи еще они в памяти.

— Главные события всегда те, которые запомнила публика.
Два пика, каждый по-своему, определяют этот сезон. Первый
из них, по общему мнению, — Международный фестиваль
академической музыки «Звезды на Байкале». И вот примечательно,
слово «академическая» никого не пугало, а ведь оно означает,
что музыка будет сложная, серьезная. В программе активно
участвовал наш Губернаторский симфонический оркестр.
Впервые был такой ошеломляющий «звездопад», это событие
даже не только всего сезона, а нескольких, пожалуй,
десятилетий иркутской музыкальной жизни! Знаете, сколько
людей благодаря ему заново привлечено в филармонию
и увлеклось музыкальной классикой? Зал у нас, к сожалению,
невелик — спасибо музыкальному театру им. Н. Загурского
за гостеприимство. Инициатор и художественный руководитель
этого беспрецедентного десанта исполнителей мирового
уровня Денис Мацуев замыслил проводить подобные встречи
раз в два года. А слушатели уже теребят нас звонками:
вдруг этой осенью надо ждать гостей!? (Смеется). Боятся
без билетов остаться.

— Марина Николаевна, для многих (и я, не буду скрывать,
в их числе) музыкой звучат сами имена великих маэстро,
выступающих здесь. Однако об их концертах подробно и
неоднократно писали в газетах, говорили по радио и телевидению…

— Да, я только добавлю, что Денис Мацуев, победитель
Международного конкурса им. П.И. Чайковского, который
раньше не каждый год и приезжал-то к нам, в этом сезоне
трижды порадовал земляков своими визитами. После фестиваля
он наведался еще раз и выступал на сцене филармонии
с Бориславом Струлевым — все так полюбили этого
обаятельного виолончелиста.
И он же к нам привез еще Михаила Симоняна,
скрипача, они здесь объединились в трио. Между прочим,
11 июня Денису Мацуеву 30 лет исполнится. И в этот же
день отметит свое 50-летие наш солист — заслуженный
артист России
Борис Изаксон, а в октябре 60-летний юбилей еще одного
великолепного нашего солиста, тоже заслуженного
артиста России,
— Михаила Клейна. Прямо год пианистов какой-то!

— Уверена, поклонники не преминут поздравить своих
любимцев. А мы давайте вернемся в концертный зал филармонии.
Ведь «Звезды на Байкале» были хоть и уникальным, но
не единственным фестивалем сезона?

— Безусловно. Мне кажется, даже простое их перечисление
позволяет представить масштаб филармонической деятельности.
Одним из ее достоинств мы полагаем следование добрым
традициям участия в фестивалях, ставших широко популярными.
Например, «Сияние России» заставило навсегда запомнить
ансамбль «Русичи» из Москвы. Как замечательно они пели
и сами себе аккомпанировали, совершив омовение святой
байкальской водой! С агитпоездом этого фестиваля проехали
по всей области ансамбль русских народных инструментов,
который возглавляет Борис Бигбов, и Александр Чудновский,
наш несравненный виртуоз-аккордеонист, ставший совсем
недавно, к радости всех его знающих, заслуженным артистом
России.

А фестиваль Иркутского отделения Всероссийского музыкального
общества, посвященный 100-летию Дмитрия Кабалевского,
собрал в стенах филармонии рекордное количество хоровых
коллективов.

— Боюсь, мы так и не успеем взобраться на второй «пик»
сезона, Марина Николаевна!

— Ну что вы, ему же столько всего посвящено было —
имею в виду, понятно, юбилей Победы. Лучше, чем сказал
Евгений Колобов, вряд ли кому удастся. Цитирую по сути:
слезы на глазах зрителей, когда музыка смолкает, —
вот потрясающий гонорар для художника! Такие слезы мы
видели знаете где? На фестивале органной и камерной
музыки для ветеранов Великой Отечественной. Они, к слову,
весь сезон могли свободно посещать любой
концерт, и многие даже облюбовали
себе постоянное местечко в зале, уже как в родной дом
идут. Это было здорово, скажу вам. Играла известная
органистка Лидия Янковская, блистательно выступила Наталья
Головина, в этом сезоне филармония отметила 30-летие
неповторимой творческой деятельности певицы. Хорошо
приняли и молодую солистку Ирину Сараеву.

Ну, а 9 Мая — это вообще был великий праздник.
Похожего еще раз нам уже вряд ли дождаться… Мы
готовились к нему таким образом, что все коллективы,
все абсолютно — от Губернаторского симфонического
оркестра до групп «Чародеи» и «Солнышко» —
выступили. Кто в разных городах области,
кто здесь, на месте, кто в сибирских
регионах, сотрудничество с которыми
стало новшеством этого
сезона, подарив и публике, и нам ряд открытий.

— Приятных, надо полагать?

— Исключительно приятных! Назову хотя бы ансамбль
«Биг Бенд» из Улан-Удэ, солистку Бурятского
академического театра оперы и балета Марину
Коробенкову, ансамбль «Инсула магика» из
Новосибирска, «великолепную шестерку» из Кемерова в
русских народных костюмах и с репертуаром того же
стиля, два ансамбля горлового пения из Тывы… Это
сотрудничество концертных организаций Сибири
расширило рамки и для иркутских виртуозов
инструментальной музыки, вообще для солистов разных
жанров.

Со слезами благодарности подходили ветераны после
исполнения специально в их честь подготовленной
композиции из песен о Великой Отечественной войне к
60-летию Победы. Губернаторский симфонический оркестр
под управлением дирижера Евгения Волынского выступил
в этой программе с большим хором молодежи и студентов
г. Иркутска, а солировал Владислав Калашников,
специально приглашенный из Бурятского академического
театра оперы и балета. Мощное впечатление было.

— Новым был фестиваль «Воинское братство», в отличие
от уже привычных слуху фестивалей «Музыкальная весна»
или «Французская весна в Иркутске», чьи афиши
украсили и разнообразили сезон. «Воинское братство»,
судя по всему, тоже было приурочено к юбилею Великой
Победы?

— Вы не ошиблись. Это областной фестиваль военной и
патриотической песни, который проходил в воинских
частях, великолепный заключительный концерт
состоялся. Прежде такого никогда не было, это
действительно новое начинание. И очень удачное.

— Коли уж мы ведем беседу по принципу «галопом по
Европам», пропуская массу интереснейших концертов и
программ, прошу вас совсем коротко о визите под
занавес сезона в Швейцарию и Германию.

— Этот визит стал довольно серьезным испытанием для
Губернаторского симфонического оркестра во главе с
художественным руководителем и главным дирижером,
заслуженным деятелем искусств России Олегом Зверевым.
Экзамен выдержан достойно. Прозвучали две программы в
трех городах за рубежом, где аплодировали иркутским
музыкантам, вдохновенно игравшим русскую музыку —
Чайковского и Рахманинова. А я пожизненно буду
помнить немецкий город Ансбах с монументом возле
собора, в котором играл маэстро Иоганн Себастьян
Бах…

— К месту, мне кажется, будет завершить беседу
словами того же Виктора Астафьева: «Музыка, быть
может, самое дивное создание человека, его вечная
загадка и услада». Вот почему любой разговор о музыке
воспринимаешь как незаконченный. Тем более — о
музыке и ее служителях, подвластных, как и сама муза,
по слову поэта, «совести и Богу».

На снимке: Марина Токарская

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры