издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Второе дыхание Ленского флота

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Впервые за последние десять лет предприятиям
Верхнеленского речного бассейна удалось остановить падение
объемов перевозок. Лидером роста стал Осетровский речной
порт. С начала года предприятие в три раза увеличило объем
перевалки и перевозки грузов. Ключевыми факторами,
повлиявшими на показатели активности речных перевозчиков,
по мнению экспертов, стало получение местными компаниями
регионального заказа на поставку грузов в рамках северного
завоза, а также появление крупного партнера — ОАО
«Сургутнефтегаз».

С начала навигации предприятиями области — ОАО
«Осетровский речной порт» (ОРП), ООО «Осетровская
судоходная компания» (ОСК), ОАО «Алексеевская РЭБ
флота» (АРЭБ) и ОАО «Киренская РЭБ флота» (КРЭБ) —
перевалено и перевезено более 310 тыс. тонн грузов. Из них
126 тыс. тонн пришлось на долю Осетровского порта, 43 тыс.
тонн — на долю Киренской РЭБ и 91 тыс. тонн — Алексеевской РЭБ.
Созданная в прошлом году ОСК, как сообщили в иркутском
офисе компании, доставила потребителям около 50 тыс. тонн.

Один из сотрудников департамента по развитию
коммуникационного комплекса администрации Иркутской
области в беседе с корреспондентом газеты отметил, что в
нынешнем году все региональные предприятия
Верхнеленского бассейна, кто в большей мере, кто в меньшей,
увеличивают грузооборот. «Но говорить об этом как об
устойчивой тенденции можно будет только по окончании
навигации», — сказал он. Толчком к позитивным изменениям на
предприятиях речного транспорта, которые на протяжении
нескольких лет снижали объемы перевозок, стало получение
ими всего госзаказа области в рамках северного завоза,
который составляет 40 тыс. тонн нефтепродуктов и 158 тыс.
тонн угля, считает чиновник. Кроме того, подряды у
региональных перевозчиков увеличились в связи с началом
реализации ОАО «Сургутнефтегаз» проекта строительства
нефтепровода с Талаканского месторождения в Якутии до
Усть-Кута, отметил он. Благоприятной обстановкой
воспользовались не все ленские речные предприятия, а лишь
те, где сумели преодолеть управленческий кризис.

В Осетровском речном порту навигацию нынешнего года
считают самой удачной за последние десять лет. По сравнению
с прошлым годом, компания увеличила производственные
показатели на 309%, рассказал заместитель генерального
директора порта Александр Дерун. По его словам, впервые за
несколько лет на предприятие были приняты новые
сотрудники. Сейчас в порту работает более 700 человек, сто из
которых были трудоустроены в нынешнем году. А. Дерун
подчеркнул, что компания планирует увеличить в 4 раза
перевозку угля, до 60 тыс. тонн. До конца навигации ОРП в
таком же объеме будут доставлены грузы для
«Сургутнефтегаза». В то время как в прошлом году в течение
всей навигации было перевезено всего 184,4 тыс. тонн грузов.

«Сегодня мы полностью задействовали собственный
флот и вынуждены арендовать судна у Киренской РЭБ», —
сказал А.Дерун. В компании не комментируют финансовую
составляющую своих контрактов. Но, как подчеркнул наш
собеседник, по итогам навигации планируется погасить 30%
налоговой задолженности, которая составляет около 350 млн.
рублей.

На 38% по сравнению с показателями прошлого года, до
91 тыс. тонн, увеличила перевозки Алексеевская РЭБ. С начала
навигации компания получила доходы в сумме 96 млн. рублей.
По словам генерального директора АРЭБ Николая Лотарева,
это позволит до 1 июля погасить задолженность по заработной
плате перед персоналом предприятия. Всего до конца
навигации планируется перевезти около 310 тыс. тонн и
выручить более 370 млн. рублей, что на 140 млн. превышает
выручку прошлого года и на 55 млн. выручку 2003 года. Из 83
судов, стоящих на балансе предприятия, задействовано 77,
отметил гендиректор.

Руководство компании считает реальным вывод
предприятия на уровень безубыточности и строит планы на
дальнейшее развитие. Хотя дефицит бюджета в 2005 году
превышает 70 млн. рублей и АРЭБ вынуждена брать кредиты,
однако сам факт кредитования предприятия говорит о том, что
Алексеевская РЭБ восстанавливает репутацию надежного
делового партнера. В настоящее время на обслуживание
займов предприятие имеет возможность ежемесячно отчислять
по 200 тыс. рублей, отметил Н. Лотарев. Важно то, что доходы
от флота получает сама компания, а не посторонние фирмы
— арендаторы судов. Это дает основание надеяться на скорейший
вывод предприятия из кризиса.

Гораздо более напряженной остается ситуация на
Киренской РЭБ. В прошлом году компания на 44% снизила
объемы грузоперевозок, с 302 тыс. тонн до 167,6 тыс. тонн.
Финансовым итогом стал чистый убыток в сумме 102,8 млн.
рублей. Генеральный директор предприятия Сергей Паульзен
признал, что сейчас предприятию тяжело справляться с
напором конкурентов, в числе которых и региональные
перевозчики — АРЭБ и ОРП. По его мнению, сейчас не
востребовано около половины Ленского флота. Положение
киренчан самое плохое: им пока удается задействовать не
более трети имеющихся судов. Обороты предприятия, по
словам С.Паульзена, не позволяют гасить задолженность по
заработной плате, составляющей сейчас 32 млн. рублей. Около
50% доходов приходится тратить на закупку топлива. Он не
стал распространяться о планах предприятия на год: «Сейчас
мы все еще заняты поиском партнеров для подписания
договоров на перевозку». Хуже всего то, что суда Киренской
РЭБ пока работают не столько на саму компанию, сколько на
фрахтующие фирмы.

Аналитик компании «Финам» Владислав Кочетков
отметил, что речные грузоперевозки развиваются на
протяжении последних трех лет. По данным Федерального
агентства морского и речного транспорта, в 2004 году в России
перевезено 112,9 млн. тонн грузов, что составляет 108,1% к
уровню 2003 года. Перевозки грузов во внутреннем
сообщении выросли на 9% и составили 81,2 млн. тонн.
Причем перевозки нефтепродуктов возросли до 3,9 млн. тонн, на
40,6%. По словам эксперта, в 2005 году по российским рекам
планируется перевезти 135 млн. тонн.

Но развитие идет главным образом в европейской части
России; для сибирских речных предприятий, перевозящих
около 10% всех грузов по стране, характерна стагнация,
отметил В.Кочетков. Он убежден, что наметившийся рост
объемов перевозки по Лене укрепится. Толчком к развитию
предприятий речфлота региона должны стать крупные
инвестпроекты, связанные главным образом со
строительством нефтепровода «Тайшет — Находка» и освоением
нефтяных месторождений в Якутии и на севере Иркутской
области. Он не исключает, что эти процессы будут
сопровождаться приватизацией. Было бы логичным
приобретение речных перевозчиков нефтяниками, считает
А.Кочетков. К тому же на Лене уже имеются примеры
создания корпоративного флота. Так, транспортное
предприятие компании «Алроса» в прошлом году перевезло
370 тыс. тонн грузов, на 60 тыс. тонн больше, чем ленские
РЭБы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры