издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Золотая переправа

  • Автор: Константин ТОЧИЛИН

Или о том, во что обходится одним предпринимателям самоуправство других Для чего существуют мосты, известно всем. Эти дорожные сооружения разной длины, высоты и конфигурации призваны выполнять одну и ту же роль - соединять берега. Именно с этой целью в свое время и был построен мост в Усть-Илимске.

Широкий, собранный из прочных металлических
конструкций красавец мост раскинулся над водной гладью
Ангары, соединив две части города — старую и новую. Не менее
важную роль переправа через реку сыграла и в обеспечении
Усть-Илимского лесопромышленного комплекса сырьем для
производства. Только по этому мосту коммерческие
предприятия, заготавливающие древесину для переработки,
могут доставлять продукцию с лесных делян, расположенных в
Красноярском крае.

До поры до времени мост исправно выполнял свою
непосредственную роль транспортного сооружения, с помощью
которого можно добраться с правого берега на левый и
вернуться обратно.

Точнее — можно было.

В 2002 году мост из государственной собственности
перешел в муниципальную. Его владельцем стала Усть-
Илимская администрация, получившая право распоряжаться
переправой как ей вздумается. Правда, вместе с этим правом
на администрацию легли и определенные и весьма серьезные
обязанности. Главная среди них — поддерживать мост в
безопасном для движения транспорта состоянии, производить
текущий и капитальный ремонт. Как говорится, собственность
обязывает.

Однако администрация Усть-Илимска решила пойти
другим путем. Местные власти не стали обременять себя
излишними заботами и сдали мост и прилегающие к нему
дороги в аренду коммерческой организации, именуемой ООО
«Сиблеском». Условиями контракта было предусмотрено, что
указанное ООО и будет заботиться о сохранности моста и
оплачивать его аренду. Получилось как в сказке: никаких
беспокойств и доход для бюджета.

Но сказка превратилась в суровую действительность, как
только договор вступил в силу.

Овладев железной переправой, ООО «Сиблеском»
предложило всем предприятиям, которые занимаются
заготовкой леса и перевозят свою продукцию, заключить
договор на пользование мостом. Договор получился нехитрый:
хочешь, чтобы лесовозы оказались на другом берегу, — плати
деньги. Не заплатишь — проезд запрещен. Плату установили не
за проезд отдельного автомобиля, а исходя из объема груза — 12
рублей за кубометр леса.

С этого времени для ООО «Сиблеском» настала райская
жизнь. С каждого груженого лесовоза предприимчивое
общество стало получать доход в среднем по 360 рублей. Тех,
кто пытался преодолеть мост без выполнения предписанных
условий, бдительная охрана останавливала решительными
способами. В случае сопротивления под колеса автомобилей
летели железные шипы или дорога перекрывалась другими
транспортными средствами. Дошло до того, что владельцы
переправы фактически присвоили себе функции
госавтоинспекции, соорудив контрольный пункт и проверяя
документы на провозимую лесопродукцию.

Предприниматели стонали от дополнительных расходов,
а новые владельцы моста считали выручку.

Чтобы представить себе масштабы доходов ООО
«Сиблеском» от «возмездного владения» переправой,
достаточно сказать, что только один лесопользователь за 4-5
месяцев текущего года должен перечислить в кассу
«Сиблескома» более 2 миллионов рублей. Если умножить эту
сумму на количество предприятий лесозаготовки, которым не
обойтись без переправы, масштабы обогащения арендаторов
муниципальной собственности возрастут в десятки раз. Для
полноты картины надо учесть, что из своих доходов
«Сиблеском» ежегодно перечисляет в бюджет только 420 тысяч
рублей в качестве платы за «владение и пользование
муниципальным имуществом», как сказано в договоре аренды.
Любопытно, что и эти деньги должны будут вернуться
«Сиблескому» в качестве возмещения расходов по
капитальному ремонту.

Возникшая ситуация не беспокоит местную
администрацию. Власти, призванные всячески заботиться о
вверенной ее попечениям территории, не обращают внимания
на то, что львиная доля дохода, которая могла бы пополнять
местный бюджет, остается в карманах частных
предпринимателей. Власть считает, что у нее нет права
вмешиваться в хозяйственную деятельность частного
предприятия.

А между тем все происходящее на железной переправе
противоречит закону. Да не одному, а нескольким, в том числе
Конституции Российской Федерации и Налоговому кодексу.

Начать с того, что после сдачи в аренду мост через
Ангару фактически превратился в платную переправу.
Создание платных дорог в условиях рыночной экономики
приветствуется. Но только в том случае, если существует
альтернативный вариант проезда, которым можно
воспользоваться без денег. Поскольку другого моста через
Ангару в городе и районе не существует, препятствовать
перемещению по переправе предпринимателям, которые не
хотят платить, является нарушением закона.

Кроме того, договоры, которые вынуждены подписывать
лесопользователи, служат не чем иным, как ограничением их
конституционного права заниматься предпринимательской
деятельностью. Ведь заготовленный ими лес добыт на
законных основаниях, а стать товаром и принести прибыль он
может только тогда, когда доставлен на другой берег
покупателю. Но довести дело до конца мешают владельцы
железной переправы. Их не волнуют убытки, которые понесет
лесопользователь, если его продукция сгниет на корню, так и
оставшись невывезенной.

Что касается налогового законодательства, то им
установлены определенные виды сборов, которые может
вводить и осуществлять местная власть. Плата за проезд по
мосту среди них не значится. И хотя взимает ее не
администрация, а коммерческая организация, часть дохода в
виде арендной платы опосредованно попадает в местный
бюджет. Это и позволяет считать ее незаконной.

Как же можно назвать действия лиц, благодаря которым
стали возможными все эти очевидные нарушения?

В законе есть ответ и на этот вопрос — самоуправство.
Именно так квалифицировала происходящее сейчас в Усть-
Илимске районная милиция и возбудила против директора
ООО «Сиблеском» Евгения Липендина уголовное дело.

Железная переправа продолжает действовать. Плата за
проезд по мосту продолжает взиматься. Как и прежде, действует
контрольно-пропускной пункт и бдительная охрана встречает
каждого, кто пытается воспользоваться мостом.

А бразды правления у попавшего в поле зрения
правоохранительных органов директора подхватил Андрей
Сергеев, который является депутатом Усть-Илимской
городской Думы и ее же координатором.

Как может сочетаться все перечисленное с исполнением
обязанностей народного избранника, нам неизвестно. Ничего
не можем сказать и о том, что по этому поводу думают
остальные депутаты. Известно только, что говорят местные
жители, глядя с одного берега на другой.

— Мост только с виду железный. На самом деле он
золотой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры