издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"ИркАЗ-II" расправляет крылья

  • Автор: Беседовал Сергей ПРЕДЕИН

В 80-х годах прошлого века Иркутская область гремела на всю страну: в регионе возводились крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса, лесопромышленной отрасли, цветной металлургии, машиностроения. Это был последний индустриальный всплеск экономики Советского Союза. Последующий развал государства привел к длительному застою. Двадцать лет мощнейший промышленный потенциал Восточной Сибири не получал должного развития, а большинство перспективных предприятий бились за выживание в новых условиях.

ХХI век принес новую надежду. Жесткий курс
президента Владимира Путина на двукратное увеличение
ВВП изменил приоритеты российской экономики в
сторону крупных промышленных предприятий, чья
продукция имеет устойчивый спрос на мировом рынке. В
Прибайкалье активизировалась работа по таким
перспективным направлениям, как газодобыча, глубокая
переработка леса, химическая промышленность, но
первыми на стадию реализации вышли производители
алюминия. В частности, в г. Шелехове запущен проект
«ИркАЗ-II».

О крупнейшем за последние 20 лет промышленном
строительстве мы попросили рассказать Игоря ГРИНБЕРГА,
председателя совета директоров ОАО «СУАЛ»,
генерального директора Иркутского алюминиевого завода.

— Игорь Самсонович, что представляет собой проект
«ИркАЗ-II»?

— По сути, мы возрождаем проект, задуманный еще в Советском
Союзе, а именно — строительство пятой серии Иркутского
алюминиевого завода, которая обеспечит увеличение
мощностей по производству алюминия на ИркАЗе на 166 тыс.
тонн в год. Производительность каждого электролизера пятой
серии составит 2,2 т алюминия в сутки, что в два раза больше
среднего показателя действующих. Предусмотрена
организация собственного производства анодной массы.
Благодаря установке современного комплекса газоочистки
будут снижены выбросы загрязняющих веществ.

Можно с абсолютной уверенностью говорить о том, что
«ИркАЗ-II» — один из крупнейших инвестиционных проектов
СУАЛа и, пожалуй, всей металлургической отрасли на
постсоветском пространстве. Подчеркиваю, из действительно
реализуемых, а не планируемых проектов. Строительство
будет вестись в течение трех лет. Выпуск первой продукции
намечен на 2007 год, выход на проектную мощность — на
2008 год.

— При таком масштабном строительстве какие будут
соблюдаться приоритеты?

— Главный приоритет — экологическая безопасность. Раньше
требовали как можно быстрее построить завод и как можно
больше выпустить металла.

Такой подход был распространен не только в Советском
Союзе. Промышленный бум сопровождал сумасшедшую
гонку вооружения. Мир стоял на пороге новой мировой
войны. От масштабов производства, в том числе от количества
выпущенного алюминия, зависела обороноспособность
страны. Войны удалось избежать, но теперь над нами нависла
угроза глобальной экологической катастрофы. Пора понять,
что человек не хозяин природы, а ее ребенок, который, если не
будет слушаться, если не исправит допущенные ошибки,
будет жестоко наказан. Именно поэтому в мире развернута
беспрецедентная борьба по уничтожению грязных
производств.

— В какой мере это коснулось алюминиевой
промышленности?

— В самой полной. Уровень допустимых выбросов резко
сокращается с каждым годом. Предприятия, которые не
вкладывают средства в безопасность производства,
облагаются крупными денежными штрафами, а в ближайшем
времени просто не будут допущены на цивилизованный
рынок.

Вот почему на всех предприятиях Группы СУАЛ
действуют специальные программы, минимизирующие
влияние производства на окружающую среду и здоровье
людей. Исправить годами копившиеся экологические
проблемы крайне сложно. Необходимо внедрять современные
технологии, и мы это делаем. Не так давно на Уральском
алюминиевом заводе был осуществлен запуск нового
экспериментального участка электролиза, состоящего из
шести электролизеров на 300 кА с обожженными анодами.
Данные электролизеры — наиболее передовые и с точки
зрения воздействия на окружающую среду, и с точки зрения
производительности, поэтому именно такие электролизеры
выбраны для проекта «ИркАЗ-II».

Другой пример. Раньше Иркутский алюминиевый завод
сбрасывал стоки в реку Олха. Наверное, можно было
ограничиться фильтрами, но мы решили исправить ситуацию
кардинально. На заводе создан замкнутый цикл оборота воды.
Построен специальный пруд-аккумулятор. Очищенная вода
вновь направляется в производство. Да, на это потребовались
огромные средства, но теперь заводских стоков в Олху нет
абсолютно.

— А выбросы в атмосферу?

— Сокращены практически в шесть раз, а реализация проекта
«ИркАЗ-II» позволит свести их к минимуму.

— Это при увеличении выпуска металла на ИркАЗе на
60%?

— «ИркАЗ-II» будет оснащен современными
электролизерами и новейшими системами сухой газоочистки.
Эта технология «обратной волной» распространится на все
корпуса, логично завершив цикл модернизации всего завода.
Сейчас Иркутский алюминиевый завод входит в тройку
лучших по экологической безопасности предприятий СУАЛа,
занимая при этом первое место по объемам продукции. Через
три года наш завод должен стать лидером по выпуску металла
во всех отношениях — количеству, качеству, безопасности.

— Увеличение выпуска алюминия потребует и
увеличения поставок электричества. Сможет ли наша
энергосистема выдержать «ИркАЗ-II»?

— Понятно, что алюминиевое производство само по себе
возможно только при условии бесперебойной работы
энергосистемы, и мы, естественно, заинтересованы в развитии
региональной энергетики.

СУАЛ является акционером ОАО «Иркутскэнерго». А в
рамках проекта «ИркАЗ-II» предусмотрено строительство
новых энергопередающих мощностей, которые обеспечат
стабильную работу энергосистемы не только в Иркутской
области, но и в Республике Бурятия.

Нужно помнить, что о проблемах энергетиков Москвы и
Подмосковья заговорили после аварии и последующего
кризиса. Согласитесь, не очень хороший повод. Наверное,
лучше заняться реальной модернизацией энергосистемы
Восточной Сибири, осуществляя крупные промышленные
проекты. Не забывайте, что именно для решения таких
масштабных задач создавался знаменитый Ангарский каскад
гидроэлектростанций. Мы должны помогать развивать
энергетический потенциал Приангарья, который, я уверен,
будет востребован на новом уровне в ближайшие годы.

— Игорь Самсонович, насколько проект «ИркАЗ-II»
важен для жителей Шелеховского района?

— В стратегии социально-экономического развития
Шелеховского района роль данного проекта можно назвать
определяющей. Это новые рабочие места, увеличение налогов
в бюджеты всех уровней, инвестиции в социальную сферу.
Вместе с реализацией проекта «ИркАЗ-II» растет престиж и
влияние Шелеховского района в Иркутской области. Мы
получаем существенные дополнительные возможности
улучшить жизнь всех шелеховчан.

— На каком этапе сейчас находится реализация проекта
«ИркАЗ-II»?

— Начались работы по подготовке строительной площадки, на
которой будут возведены новые корпуса электролизных цехов
и других сооружений. Дирекция по строительству заканчивает
выбор подрядных организаций. Предпочтения отдаются
предприятиям, действующим в Иркутской области, имеющим
опыт и возможности для выполнения поставленных задач. Мы
привлекаем к работе строителей, монтажников,
машиностроителей, энергетиков, мостостроителей,
железнодорожников, связистов и многих других специалистов
из Ангарска, Иркутска, Мегета, Усолья-Сибирского,
Черемхова, Шелехова. Мы создаем дополнительно более двух
тысяч рабочих мест.

— Это дань памяти ударным стройкам?

— Память остается навсегда в наших сердцах. А это
стратегическая программа внутрирегионального
сотрудничества, которая призвана объединить научный и
промышленный потенциал Иркутской области для решения
масштабных сложнейших задач. «ИркАЗ-II» — это площадка,
на которой концентрируются самые передовые технологии. Я
уверен, что опыт совместной деятельности по реализации
данного проекта будет в последующем крайне востребован в
Восточно-Сибирском регионе.

— Игорь Самсонович, а у вас есть личная мечта,
связанная с новым проектом?

— Я хочу, чтобы основными потребителями нашего
металла вновь стали российские предприятия, чтобы именно в
экономике России алюминий в первую очередь снова
называли «крылатым металлом».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры