издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железная дорога станет дороже

  • Автор: Евгения ГАВРИЛЮК, RBC daily

Железнодорожники хотят самостоятельно устанавливать тарифы Президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) во вторник сообщил о решении Федеральной службы по тарифам (ФСТ) о доиндексации на 4% тарифов на грузовые перевозки. Это означает, что уже в первой половине августа после соблюдения всех необходимых формальностей стоимость грузовых перевозок по железным дорогам возрастет. Железнодорожников понять несложно: компании нужно компенсировать растущие издержки и падающие доходы от перевозок. Однако эффект от доиндексации тарифов может быть и отрицательным в случае, если экспортно-импортные грузы переключатся на порты. Но самое главное - подобные незапланированные повышения могут стать предпосылкой к частичной отмене госрегулирования железнодорожных тарифов, за которую так ратуют железнодорожники. Правда, решения этого вопроса придется подождать еще года два - до начала третьего этапа реформирования компании.

ОАО «Российские железные дороги» было образовано в октябре 2003 г. Единственным
акционером общества является Российская Федерация. На сегодняшний день это крупнейшая
транспортная компания страны, на долю которой приходится около 40% совокупного
грузооборота и около 40% пассажироперевозок. Результатами первого года работы ОАО
«РЖД» стало увеличение грузооборота на 8,4% (до 1,8 млрд. т/км) и пассажирооборота — на
2,6% (до 159 млрд. п/км). Доходы от грузовых перевозок в 2004 г. составили 529,5 млрд. руб.,
увеличившись по сравнению с 2003 г. на 13%. Прибыль РЖД до налогообложения составила
26,5 млрд. руб., чистая прибыль — 8,8 млрд. руб.

Во вторник на оперативном совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил
руководителям компании решение Федеральной службы по тарифам о доиндексации на 4%
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Ранее рост тарифов РЖД в 2005 г. был
запланирован на уровне 8,5%. Как в свою очередь пояснил журналистам глава ФСТ Сергей
Новиков в ходе всероссийского совещания «Вопросы тарифного
регулирования на 2006 г.», индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки,
скорее всего, произойдет после 1 августа. По его словам, соответствующее обращение РЖД
есть, но пока не рассматривалось на правлении ФСТ. В самих РЖД RBC daily сказали, что с
учетом соблюдения всех необходимых сроков и регистрации документов в Минюсте тарифы
будут повышены ориентировочно в середине августа. По словам Владимира Якунина,
решение о доиндексации тарифов позволит ОАО «РЖД» получить около 9 млрд. руб.
дополнительных доходов.

Причины стремления РЖД повысить тарифы на грузовые перевозки вполне понятны. «На
компанию давят два фактора: с одной стороны, увеличение издержек за счет роста цен
производителей, а с другой — замедление роста доходов от перевозок. Отсюда возникают
потери прибыли», — сказал директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург)
Рубен Тертерян. В самой компании говорят об усилившемся воздействии негативных внешних
факторов. «В последние годы тарифы индексируются исходя из потребительской инфляции, а
на издержки компании воздействуют прежде всего цены промышленных производителей,
которые растут опережающими темпами», — говорится в официальном сообщении пресс-
службы РЖД. В результате в прошлом году рост общего ценового давления на издержки
компании составил порядка 26%, более чем вдвое превысив индексацию. Кроме того, РЖД
несут миллиардные потери доходов (не предусмотренные утвержденным финансовым
планом) из-за изменения структуры перевозок.

Однако, по мнению экспертов, эффект от такого повышения может быть как положительным,
так и отрицательным. «При сохранении нынешних пропорций вагонной (самая большая),
инфраструктурной и диспетчерской тарифных составляющих и опережающем росте частного
вагонного парка рост тарифов даст краткосрочный эффект, — говорит Рубен Тертерян. — В то
же время это стимулирует рост частного подвижного состава. Частные операторы, наоборот,
смогут экономить на подвижном составе и делать грузовладельцам более интересные
предложения». Кроме того, как пояснил RBC daily анонимный источник, знакомый с
ситуацией в отрасли, тарифы на грузовые перевозки можно увеличивать долго, но есть
вероятность того, что экспортно-импортные грузы могут уйти в порты: эти грузы наиболее
чувствительны к повышению тарифов.

Мало того, аналитики не исключают, что сегодняшняя доиндексация — лишь один из первых
шагов на пути к частичной отмене госрегулирования железнодорожных тарифов. По закону о
естественных монополиях все тарифы РЖД устанавливает Федеральная служба по тарифам.
Железнодорожники не согласны с таким положением вещей, так как, в отличие от частных
перевозчиков, не могут регулировать свою тарифную политику и хотят самостоятельно
определять тарифы на перевозки отдельных товаров, в которых доля компании меньше 35%.
Однако, по мнению специалистов, этого придется еще подождать. «Просто так государство
РЖД тарифы не отдаст. Контроль РЖД над тарифами возможен только через систему
создания дочерних зависимых обществ, — сказал собеседник, пожелавший остаться
неназванным, близкий к ОАО «РЖД». — А это может произойти не раньше, чем через два года,
к концу второго — началу третьего этапа реформы».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры