издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обращение о проверке фактов нарушения законодательства в сфере управления муниципальной собственностью

Прокурору Иркутской области А.Н Мерзлякову. Копия: Прокурору г.Усолье-Сибирское В.Н.Степанову

Вынуждены повторно обратиться к Вам в связи с получением экспертного заключения
ТПП Восточной Сибири N166 от 17.08.2005 по Договору купли-продажи N RU/41002/00301 от
22.12.2004 г., заключенному между муниципальным унитарным предприятием города Усолье-
Сибирское «Производственное объединение «Тепловодоканал», РФ и Компанией Energo-
Management Anstalt, Лихтенштейн. Первое обращение по данному вопросу было направлено Вам
11.07.2005 г.

Согласно экспертному заключению Торгово-промышленной палаты, представленные
документы выполнены с серьезными юридическими изъянами, которые могут привести к самым
тяжелым экономическим последствиям для города Усолье-Сибирское. Название договора
«Договор купли-продажи» не соответствует его содержанию, так как в договоре присутствуют
отношения товарного кредита и подряда, а его условия определяют, что право собственности
покупатель получит лишь через 120 месяцев. По оценке экспертов ТПП, предварительные
платежи муниципального предприятия «Тепловодоканал» (в течение 6 месяцев выплачено почти
350 тысяч евро) являются рискованными, поскольку ни страховки, ни банковских гарантий по
обеспечению своих обязательств Energo-Management Anstalt не предоставлено. Финансовые
средства переводятся за рубеж без каких-либо гарантий их возврата. Проектного решения, на
основании которого и должен заключаться договор на поставку технологически сложного и
дорогостоящего оборудования, на момент подписания договора не существовало (декабрь 2004
г). Договор на выполнение проектных работ был заключен только в конце июня 2005 года, т. е.
через полгода после заключения договора купли-продажи, и находится только в стадии
разработки.

Таким образом, Договор купли-продажи заключался без разработанного и согласованного
с инспектирующими службами и утвержденного в установленном порядке проектного решения.
В договоре купли-продажи изначально и, на наш взгляд, умышленно не указаны стоимость
поставляемого оборудования и график его поставки. На сегодняшний день продавец в
одностороннем порядке перенес сроки поставки оборудования на начало апреля 2006 года (по
договору начало поставки гидротехнического оборудования — август 2005 года).

По информации, полученной от производителя гидротехнического оборудования — французской Компании «Flowserve», стоимость насосов, приобретаемых МУП ПО «ТВК»,
составляет нетто 904000 евро, а договор купли-продажи заключен почти на 7 миллионов евро.
Заложником такого договора стало население города Усолье-Сибирское, жители которого
вынуждены будут ежемесячно оплачивать в течение десяти лет повышенные коммунальные
тарифы, в которые будет включена оставшаяся стоимость оборудования.

Более того, во исполнение договора от 22 декабря 2004 г. те же стороны заключили договор
об ипотеке N Ю-300 от 19 января 2005 г., по которому МУП ПО «ТВК» заложило ЕМА
муниципальное недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, в
обеспечение исполнения своих обязательств по основному договору. Сделки совершены с
согласия комитета по управлению муниципальным имуществом города Усолье-Сибирское
(распоряжение N 8 от 18.01.05. N 74 от 23.03.05.).

Полагаем, что действия по заключению и исполнению договоров купли-продажи и ипотеки
не соответствуют закону, нарушают права муниципального образования города Усолье-
Сибирское и жителей города:

1. Договор купли-продажи насосов заключен на заведомо невыгодных для МУП ПО
«ТВК» условиях по цене оборудования, условиям его поставки и последующего обслуживания.
Завышение цены договора приводит к возникновению для МУП ПО «Тепловодоканал»
чрезмерных финансовых обязательств, что создает препятствия для осуществления уставной
деятельности по обеспечению жизнедеятельности города. Анализ финансового состояния МУП
ПО «ТВК» позволяет сделать вывод о реальности последующего банкротства предприятия в
связи с отвлечением средств на обслуживание контракта, а также возможности утраты
заложенного муниципального недвижимого имущества, которое представляет собой
значительную часть инженерной инфраструктуры города.

2. Договор ипотеки имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, заключен в
отсутствие надлежащего согласия собственника имущества, противоречит Федеральному закону
«Об ипотеке». В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», если
предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или
разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки
этого имущества, а имущество, отчуждение которого не допускается, не может быть предметом
ипотеки.

Распоряжениями N 8 от 18.01.2005 г. и N 74 от 23.03.2005 г. комитетом по управлению
имуществом города Усолье-Сибирское дано согласие на передачу в залог объектов недвижимого
имущества, закрепленного за предприятием, находящегося на праве хозяйственного ведения и
праве аренды земельных участков с находящимися на них объектами, для приобретения
гидротехнического оборудования, необходимого для модернизации водозабора «Ангара».

Согласно пункту 2.8 статьи 32 Устава города Усолье-Сибирское мэр города, как глава
администрации, управляет и распоряжается муниципальной собственностью. В соответствии с
пунктом 4.2. Положения «О порядке учета и управления муниципальной собственностью в
городе Усолье-Сибирское», утвержденного Решением городской Думы г. Усолье-Сибирское от
26 декабря 2002 г. N 82, создание, приобретение, преобразование муниципальной собственности
производится путем нового строительства из средств бюджета города и иных источников,
принадлежащих администрации города, хозяйственной деятельности муниципальных
предприятий и акционерных обществ с долей муниципальной собственности; осуществление
сделок купли-продажи, залога, дарения и т.д.; за счет преобразования иных форм собственности
в муниципальную в пределах компетенции органов городского самоуправления. Решение о
включении в муниципальную собственность, создании, реорганизации муниципальной
собственности принимает мэр города.

Таким образом, полномочиями по согласованию передачи недвижимого имущества
обладает мэр города. КУМИ города Усолье-Сибирское не обладало для этого достаточными
полномочиями. С учетом изложенного передача в залог имущества, закрепленного за МУП ПО
«ТВК» на праве хозяйственного ведения, по договору ипотеки произведена с нарушением части 3
статьи 6 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и влечет ничтожность договора.

С учетом вышеизложенного просим прокуратуру Иркутской области:

1. Провести проверку фактов, изложенных в настоящем обращении.

2. Обратиться в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании
недействительными указанных договоров от 22 декабря 2004 г. и 19 января 2005 г.
Принять меры к обеспечению требований путем наложения запрета на исполнение
условий договора.

3. Сообщить о результатах проверки и принятых мерах.

С уважением депутаты Усольской городской Думы:

Таюрский В.Ю., Шрейфогель А.Т., Кузнецов Е.Н.,
Крушинский А.В., Манохин И.Ю., Каморных Л.Ю.,
Етоев В.Б., Шаргародский Ю.А., Дорофеев Ю.И.,
Купаносов А.В., Червонин В.А., Востренков И.С.,
Полинкевич Р.Г., Сустов И.В., Фортунов А.В.,
Попов В.Н., Дмитриев В.В.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры