издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефтяной "размен"

  • Автор: Ирина АЛЕШИНА, Петр КАНАЕВ

Можно ли сдержать рост цен на нефтепродукты? Минэкономразвития предлагает освободить 50% прибыли нефтяных компаний от налогов, если нефтяники будут инвестировать средства в нефтепереработку. Таким способом чиновники рассчитывают сдержать рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Правительство продолжает экспериментировать с налогообложением в нефтяной
сфере. На пятницу запланировано заседание межведомственной группы, на котором
будут заслушаны предложения по совершенствованию налогообложения в «нефтянке».

Как сообщил глава Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) Сергей
Оганесян, в соответствии с одним из этих предложений нефтяным компаниям будут
предоставляться налоговые льготы при условии, что они возьмут на себя
обязательства по инвестированию части прибыли в нефтеперерабатывающий
комплекс.

«Одним из возможных вариантов, — сказал Сергей Оганесян, — может
стать освобождение до 50% прибыли нефтяных компаний от налогов
при условии ее инвестирования в нефтепереработку».

По словам чиновника, это сориентирует компании на увеличение производства
нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Высокие мировые цены на нефть, с одной стороны, дают правительству
беспрецедентную возможность наполнить казну, но с другой — стимулируют рост цен
на нефть и нефтепродукты внутри страны.

Кабинет столкнулся с необходимостью одновременно решать прямо
противоположные задачи: чтобы получить наибольшую отдачу в
бюджет, «нефтяные» налоги надо повышать, но, чтобы сдержать
цены на российский бензин, нефтяным компаниям нужно создать
условия для выгодной торговли на внутреннем рынке.

Цены на бензин на внутреннем рынке в 2005 году продолжают расти. Снижение
налоговой нагрузки в обмен на вложения в нефтепереработку в этом свете выглядит
целесообразно, считают эксперты. Но одного снижения налогов на прибыль будет
явно недостаточно.

«В России структура нефтепереработки оставляет желать лучшего. До 70%
продукции НПЗ — это мазут. Производство бензина требует более дорогостоящих
технологий. Модернизация НПЗ, с тем чтобы они производили больше бензина,
потребует больших финансовых вложений от нефтяных компаний. С этой точки
зрения 50-процентные льготы по налогообложению прибыли выглядят серьезным
аргументом в пользу того, чтобы пойти на такие инвестиции», — говорит начальник
аналитического отдела банка «Зенит» Евгений Суворов. Однако этот «серьезный
аргумент» может оказаться недостаточным, чтобы перебить нынешнюю тенденцию:
при нынешней структуре налогообложения нефтяной отрасли компаниям гораздо
выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее в России.

По расчетам Института финансовых исследований, более половины стоимости
бензина на российском рынке составляют налоги: налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% стоимости бензина, налог на прибыль — около
10%, НДС — 15,25%, на акциз приходится 17,64% стоимости. При этом рост налогов
на нефтепродукты напрямую связан с ростом цены на нефть на внешнем рынке. С
прошлого года за основу расчета НДПИ принимается цена нефти на международных
рынках, и поэтому этот налог постоянно растет: повышение цены на мировом рынке
на 1 доллар приводит к повышению НДПИ примерно на 50 рублей, подсчитали в
Российском топливном союзе.

В правительстве понимают сложность ситуации — министр
промышленности и энергетики Виктор Христенко уже давно настаивает
на отмене привязки НДПИ к мировым ценам. Однако эта идея не
находит поддержки у финансовых властей.

Министр финансов Алексей Кудрин на одном из заседаний правительства заявил,
что, пока у нефтяников не изымается 100% сверхприбыли, они получают выгоду от
высоких мировых цен, и снижать нагрузку нельзя. А Центробанк выступил с идеей
более оперативно — раз в месяц, а не в два, как сейчас, изменять (в нынешних
условиях читай — повышать) экспортные пошлины на нефть.

Чтобы насытить внутренний рынок бензином, нужен комплекс мер, подчеркивает
Олег Максимов из компании «Тройка Диалог». «У Минэкономразвития задача — сбить
рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, но делает это министерство
странным способом — увеличивая налоговую нагрузку: ведь наряду с предложением
по льготе на налог на прибыль есть и другие идеи. Одна из них — довести до 100%
изъятие сверхприбыли по линии экспортных пошлин. В обмен на это предлагается
установить фиксированную ставку НДПИ», — говорит эксперт.

О.Максимов подчеркивает, что эти нововведения могут повредить нефтяной отрасли:
«В сфере налогообложения «нефтянки» правительство должно действовать крайне
осторожно. Особенно в том, что касается экспортных пошлин. Их увеличение, по
мысли правительства, должно перенаправить потоки нефти с внешнего на
внутренний рынок. Но, чтобы это произошло, требуется время. Компании должны
подготовить заводы. На это требуются значительные деньги, а бюджет компаний уже
расписан».

В «ЛУКойле» положительно оценивают инициативу МЭРТ. «Компания понимает
необходимость развития отечественной нефтепереработки, — сказали в пресс-
службе концерна. — Хорошо бы МЭРТ расшифровало, какой механизм контроля
будет использоваться в работе с нефтяными компаниями, получающими льготы. Так
как в процессе доработки проекта самая хорошая идея может быть
скомпрометирована». На вопрос, какой объем средств освободится после введения
налоговых льгот для нефтяников, представитель «ЛУКойла» ответил: «Это огромная
сумма».

Эксперты уверены, что нефтяные компании не станут применять предлагаемые
льготы для ухода от налогов.

«Политический климат таков, что никто не рискнет пользоваться
схемами оптимизации налогообложения. В условиях высоких цен на
нефть в этих дополнительных рисках нет никакого смысла», — считает
аналитик «Интерфинтрейд» Ариф Зейналов.

«Даже без новых льгот компании могут сэкономить на налогах, инвестируя средства
в строительство НПЗ: в зачет идет НДС, и многие затраты списываются в качестве
амортизационных издержек», — отмечает Валерий Тутыхин, партнер юридического
бюро «Джон Тайнер и партнеры».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры