издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В традициях вестерна

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

В стремительном темпе начал свой юбилейный 65-й сезон Иркутский музыкальный театр им. Н. Загурского. С начала сезона прошло чуть больше месяца, а на сцене театра уже представлены две премьеры -- лирическая оперетта Имре Кальмана "Фиалка Монмартра" и мюзикл Джула Стайна "В джазе только девушки".

Что касается оперетты, то к ней периодически обращаются
все театры с музыкальным уклоном, и на сцене нашего
театра «Фиалка» ставится не в первый раз. Кстати, я с удовольствием
напоминаю нашим читателям и зрителям, что в труппе Иркутского
музыкального работает последняя на сегодняшний день блистательная
Нинон — народная артистка России Елена Константиновна Волошина.
После нее, к сожалению, в этой роли устойчиво прогрессирующая
актерская тишина. Но мы не о «Фиалке Монмартра», да простит
нас Имре Кальман!

К мюзиклам нас приучили. Во-первых, они принесли с собой
на сцену тексты классических произведений (вспомним того
же Бернарда Шоу); во-вторых, нередко мюзиклы писали талантливые
композиторы (тот же Ф. Лоу, или К. Паркер, или Э.Л. Уэббер);
в-третьих, мюзиклы позволяли разнообразить художническую
палитру (сюда я включаю и режиссерские устремления, и
сценографию, и технические новации) без хирургического
насилия над произведением и над зрителем.

И вот — «В джазе только девушки». Кинолюб и киноман
тут же всплеснет руками и, быть может, скептически отнесется
к самому факту повторения на сцене сюжета известного
одноименного американского фильма. И сделает это зря!

Да, сюжет остался тот же, что и разыгрывали в фильме
Билла Уайлдера Мэрилин Монро, Тони Куртис и Джек Леммон.
Да, советский вариант названия фильма сохранен в театральной
постановке. И все же смею всех уверить, что новая премьера
театра — это самостоятельное оригинальное произведение,
сохранившее родственные связи со своим американским первоисточником.

Я думаю, что постановочный коллектив понимал опасность
зрительской предубежденности, но тем не менее предоставил
возможность зрителям сопоставить (если захочет!), а
главное — увидеть оригинальность собственного решения.

А преимущества иркутской постановки неоспоримы. Режиссер-постановщик
лауреат международных и всероссийских премий Сусанна
Цирюк создала яркое зрелище в духе современных вестернов,
приумножив кинематографичность либретто театральной зрелищностью,
тонко и убедительно использовав актерские возможности,
отчего со сцены ощутимо веет свежий ветер актерской искренности,
молодой энергии, увлекательного динамично развивающегося
действия. Чтобы придать этому зрелищу большую привлекательность,
в музыкальную канву мюзикла вплетены популярная «Чуча»
Д. Эллингтона, мелодии Глена Миллера, популярная «Бесаме
мучо», и зритель радуется этим знакомым шлягерам, не задумываясь
о их вставном характере. И этим всегда отличался
музыкальный театр!

Нужно отдать должное работе дирижера В. Ефремова, оркестр
под его управлением был достаточно разнохарактерным (такова
природа музыки мюзикла) и чутким к вокальным способностям
артистов.

Органично вошли в спектакль и танцы, поставленные балетмейстером
из Минска Е. Дмитриевой. Они привлекают зрителя не столько
балетмейстерским рисунком, сколько слаженностью, характерностью
и ярко подчеркивают типажность персонажей мюзикла. В
этом несомненное достоинство хореографии новой премьеры.

Удачное оформление создала художник-постановщик из Санкт-Петербурга
Т. Королева: двухъярусный станок, по ходу спектакля лишь
дополняемый деталями, легко создает атмосферу меняющихся
картин. Декорационный фон спектакля в духе излюбленного
во многих театрах черного задника, к счастью, сдобренный
многоцветием света (заслуженный работник культуры РФ Г. Мельник),
исключает какую-либо монотонность звучания.

Исполнители главных ролей — контрабасиста Джери (он же
в женском обличьи Дафна) и саксофониста Джо (в женском
варианте Джозефина) — молодые артисты театра А. Генин
и М. Вехов. Они прочно занимают ведущее место в актерской
труппе и по крупицам совершенствуются от роли к роли.
В нынешней премьере радует то, что режиссер сумела совместно
с актерами представить зрителям индивидуальности, не
претендующие на какие-то глубокие откровения, но каждый
артист, каждый образ по-своему привлекателен.

Необыкновенно мила и обворожительна А. Рыбникова в роли
солистки джаз-бенда Шугар Кейн. Мне кажется, что перед
актрисой все время была Мэрилин Монро, это ощущается,
как и ощущается искреннее желание и стремление актрисы
вырваться из этого плена. В большей части это удается,
и тогда образ Шугар принадлежит только А. Рыбниковой,
окрашивается ее индивидуальностью.

Приятно отметить, что Сусанна Цирюк с народным артистом России
В. Яковлевым сумели найти более человеческие краски для
образа миллионера Филдинга, убрав до минимума сценическую
яркость комических возможностей артиста, и все юмористические
ситуации, фразы и положения рождаются на сцене на полном
серьезе, это придает образу особую сценическую прелесть
и жизненную достоверность. Это все не ограничивает танцевальные
способности В. Яковлева, с помощью которых он передает
затененные нюансы драматического материала роли.

Характеризуя актерское воплощение мюзикла, важно отметить
полное слияние в ансамбле всех больших и малых, главных
и второстепенных исполнителей. Здесь все охвачены одним
стремлением, одним порывом, одержимы единой режиссерской
задачей — и артисты, и хор, и балет. Оттого мюзикл становится
убедительным, оттого не кажутся лишними и микрофоны,
и сидящий в зале оператор. Оттого и мюзикл как жанр становится
интересным и желаемым в афише музыкального
театра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры