издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Принять нельзя оставить

  • Автор: Николай СОБОЛЕВ

Региональной энергетической комиссии предстоит принять сложное решение о тарифах на следующий год После объявления Федеральной службой по тарифам предельных тарифов для Иркутской области перед региональной энергетической комиссией встала непростая задача - выполнить требования федеральных властей так, чтобы не ущемить интересы жителей Иркутской области. Напомним, что РЭК обязана уложиться в коридор, предложенный из Москвы. Причем в соответствии с действующим законодательством решения органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые на уровне ниже предельного минимального или выше предельного максимального значений тарифов, утвержденных ФСТ России, подлежат отмене. На 2006 г. для городского населения установленные ФСТ рамки составляют от 37 до 40 копеек за киловатт-час электроэнергии.

В прошлом году РЭК «ослушалась» федеральный центр, оставив тарифы на уровне
прошлого года (тогда для городского населения предлагалось установить стоимость
киловатт-часа на уровне не ниже 34 копеек, а фактически остались 32 копейки). Однако в
этом году ситуация вряд ли повторится. «С точки зрения развития экономики,
неправильно, когда предприятия оплачивают издержки и несут расходы, не связанные с
их основной деятельностью и производственным процессом. Более рациональным
является решение проблемы повышения доходов населения, а для малообеспеченных
граждан должна вступить в действие система адресных субсидий», — считает
руководитель ФСТ России Сергей Новиков.

То есть если раньше крупные предприятия, потребляющие значительную часть
вырабатываемой энергии, субсидировали других потребителей, прежде всего население и
бюджетную сферу, то теперь подобная практика уходит в прошлое, и РЭКу придется
следовать указаниям Москвы. Это означает, что и в этом году, и в ближайшем будущем
тарифы для населения будут расти более быстрыми темпами, чем для предприятий. На
практике это означает, что если для наиболее крупных потребителей рост составит 4-5% в
год, то для средних и мелких предприятий — 10-11% ( в рамках инфляции), а для
населения — около 15%, что в итоге оставит средний тариф в рамках инфляции.

При этом РЭКу предстоит найти важный баланс, который бы не осложнил бюджетные
взаимоотношения. Заметим, что «Иркутскэнерго» является крупнейшим
налогоплательщиком области, и при увеличении тарифов автоматически должны вырасти
поступления в областную казну, что позволит частично снять проблемы с оплатой
энергопотребления бюджетных организаций. В то же время тариф для промышленников
на уровне инфляции позволит сохранить конкурентоспособность выпускаемой в области
продукции, что сохранит рабочие места и позволит дальше
наращивать объемы производства.

Что касается населения, то сейчас рассматривается возможность введения так называемой
социальной нормы потребления. Это значит, что для граждан будет установлен
определенный лимит, который будет оплачиваться по льготному тарифу, а потребление
сверх этого лимита будет оплачиваться по расценкам, близким к рыночным. Это
положение, кстати, закреплено постановлением правительства РФ, и полномочия по
определению уровней социальной нормы переданы контролирующим органам — ФСТ
и РЭК.

Необходимость этой социальной нормы обусловлена и грядущей реформой
электроэнергетики, и возможным разделением «Иркутскэнерго» на несколько
составляющих. Дело в том, что если сроки не изменятся, то с 1 апреля в Иркутской
области должны заработать три отдельные компании, отвечающие за генерацию,
электрические сети и сбыт. А это значит, что населению придется полностью оплачивать
стоимость преобразования электроэнергии с высокого на низкое напряжение, доставку, в
том числе до самых удаленных уголков, — а это сетевой компании будет обходиться
едва ли не дороже и куда менее выгодно, чем содержание магистральных сетей. Именно
поэтому здесь контролирующим органам, и прежде всего РЭК, приходится быть крайне
аккуратными, чтобы не нарушить баланс между интересами населения и
экономическими реалиями.

Кстати, в последнее время депутаты и администрация области обратили пристальное
внимание на проблемы реформирования «Иркутскэнерго», и, судя по всему, у
региональных властей есть желание придержать реформирование, отложить
окончательное разделение энергокомпании. Учитывая, что заседание правительства по
вопросам окончательных сроков реформы пройдет лишь в начале декабря, можно понять
и осторожность региональной энергетической комиссии, которая пока не приняла
решение об окончательных тарифах на 2006 г. Как бы то ни было, об этом решении мы
узнаем до Нового года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры