издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Радиан": наука управлять

Национальная премия Российской академии бизнеса и предпринимательства "Дарин" в номинации "За внедрение современных эффективных форм менеджмента и управления" - на такой мажорной ноте завершает 2005 год иркутская группа компаний "Радиан" и ее президент Валерий Николаевич Труфанов.

«Дарин», по словам бывшего президента Российского союза промышленников и
предпринимателей Аркадия Вольского, — самая честная бизнес-премия России. Идея
ее основана на старой легенде. Два с половиной века назад Екатерина Вторая
преподнесла российскому предпринимательскому сословию роскошный подарок — редкий
по красоте алмаз, добытый уральскими рудокопами. Его назвали «Дар Екатерины» —
Дарин. Премией отмечается элита делового мира — лучшие организации, компании,
бизнесмены, ученые и общественные деятели. В их числе были Ю. Лужков, Е.
Примаков, Г. Греф, С. Собянин и другие. Торжественная церемония награждения
проходит в Москве на сцене Большого театра России.

«Радиан» — первая за Уральским хребтом фирма, а Валерий Труфанов —первый
сибиряк из глубинки, «засветившийся» на российском предпринимательском
небосклоне за десять лет существования «Дарина». Как, каким образом они
оказались в компании лауреатов престижной премии, и пойдет речь в беседе нашего
корреспондента с президентом группы компаний «Радиан» В. Н. ТРУФАНОВЫМ.

Труфанов Валерий Николаевич, 44 года, женат, воспитывает троих сыновей. Коренной
иркутянин, новоленинец. Здесь родился и вырос, пацаном бегал по территории
завода, когда тот еще строился. Учился в ново-ленинской школе N45, закончил
Иркутский авиационный техникум, пришел на завод. Служил в артиллерийских войсках
в Монголии. Возвратившись на предприятие, работал мастером, начальником цеха,
первым заместителем генерального директора. Сейчас — президент группы компаний
«Радиан». Окончил политехнический, второе высшее образование получил в Санкт-Петербургском институте экономики. В настоящее время готовится к защите
кандидатской диссертации по теме «Финансово-промышленные группы, их влияние на
экономику России». Считает себя человеком состоявшимся, счастливым. Коллеги и
подчиненные добавляют, что их «генерал» всегда хотел не плыть по течению, а
создавать волну. И это ему удавалось как никому другому, что и подтвердила
премия «Дарин».

— Валерий Николаевич, хотелось бы, если не
возражаете, немного коснуться истории предприятия. Как могло случиться, что в
годы так называемых реформ и перестроек когда-то мощный завод электронной
промышленности оказался на краю пропасти?

— Вы правы в том, что завод наш действительно был крупнейшим за Уралом и самым
восточным предприятием в СССР по электронной промышленности. Это был завод-
красавец, работать на котором считалось весьма престижным: передовые технологии,
вакуумная гигиена, производство современных деталей… Мы гордились тем, что в
кабинете руководителя любого ранга могли найти свою продукцию. Если там имелся
телефон, телевизор, радиоприемник, обязательно стояли резисторы и конденсаторы
нашего завода. Это было здорово!

Плохо то, что завод не выпускал готовую продукцию и не мог влиять на рынок.
Поэтому в годы реформ очень быстро, практически за 11 месяцев, потерял до 90%
своих объемов. Лет шесть государство решало, нужна ему наша продукция или нет.
Лишь в 1997 году был снят оборонный заказ, и тогда стали думать о
новых вещах.

Хочу подчеркнуть, что люди, которые работали до меня, сделали все возможное для
спасения предприятия. Но они не могли отвечать за макроэкономические вещи всей
страны, не могли предвидеть падение рубля, галопирующую инфляцию и др. Потом они
ушли в большую экономику и политику, а я остался на посту и.о. генерального
директора, а через полгода акционеры избрали и генеральным.

— В чем заключается новизна вашего подхода и личный вклад в менеджмент и
маркетинг?

— Тогда, в 97-м, мы задумались: каким путем идти дальше? И, как ни странно,
выбрали не какой-то конкретный товар, а идеологию. Она заключалась в том, чтобы
сохранить имя завода «Радиан» как историческое. В тот период я заканчивал высшее
экономическое образование, начитался умных книг, в которых шла речь о
послевоенном восстановлении Японии, Германии, Италии, других европейских стран.
Обнаружил парадоксальную вещь: многие компании, воевавшие на «той стороне»,
приняли решение сохранить свои имена. «Да, — говорили они, — в нашей жизни была
черная полоса — изготовление танков и самолетов. Но были и светлые, когда
изобрели «Мерседес», «Ауди»… Это наша история, и мы решили сохранить имя своей
фирмы».

У нас тоже были эти полосы, и мы тоже решили сохранить имя и выстраивать свой
бизнес от «Радиана». В первую очередь принялись за структуру. Решили выстроить
ее по принципу пирамиды. Единый стержень и грани — бизнесы, которые придают
устойчивость всему предприятию, — не меньше трех направлений.

Еще один из наших постулатов 97-го: отвечаем за тех людей, которые будут
трудиться под флагом «Радиана». Обязаны их обеспечить качественной, интересной
работой и современными подходами. Эта тактика себя оправдала, и мы сегодня имеем
достаточно серьезное влияние в среднем бизнесе.

— Вы сказали, что начинали строительство бизнеса с трех направлений…

— Сегодня их значительно больше. Это называется диверсификация производства. А
начинали с упаковочных программ — создания Центра тары и упаковки «Радиан»,
который на данный момент признан лучшим за Уралом. Иркутянам теперь нет
необходимости ехать на выставку в Москву или Европу, наши менеджеры могут не
только рассказать все, что связано с упаковкой продукции, но и поставить
упаковочное оборудование, смонтировать его, научить им пользоваться, поставить
расходные материалы. В настоящий момент по всем нашим программам мы работаем в
Бурятии, Забайкалье, Монголии, вышли на Якутию.

Следующим направлением было рекламно-полиграфическое.
Оно стандартное, как у всех: услуга на рынке рекламы.
Все эти годы работаем стабильно, надежно. Подготовлена большая программа
инвестиций в реконструкцию машинного парка по полиграфической продукции.

— А правда, что наибольшей востребованностью
пользуются ваши программы, связанные с энергетикой?

— Иначе и быть не могло, так как в нашем
энергонасыщенном регионе прописано немало солидных энергетических компаний,
включая крупнейшего по технологиям и услугам заказчика — ОАО «Иркутскэнерго».

Начинали свою работу с обучения специалистов за рубежом. Отобрали несколько
человек и направили в Европу в мировые компании для освоения новых технологий.
Результат — на электромонтажном направлении в Иркутске нам удалось внедрить
десятка полтора новейших мировых технологий по энергетике.

— Многие до сих пор говорят об уникальной технической операции на Байкале —
прокладке подводного кабеля по дну озера, которая позволила подключить остров
Ольхон к «большому электричеству». Вы сами как оцениваете сей проект?

— Во-первых, самые добрые слова следует сказать в адрес нашей областной
администрации. Без инициативы областной администрации просто ничего бы не было.

В самом проекте заслуга наших иркутских ученых,
в частности, директора Лимнологического института
Михаила Грачева и его команды. Это была их идея, их детище, и они посчитали, что
компания «Радиан», как инновационная, сможет эту технологию внедрить.

Это был экономический подвиг энергетиков ОАО «Иркутскэнерго», решивших в ущерб
себе профинансировать такой проект.

Это была героическая работа коллектива
«Востоксибэлектросетьстроя» по сооружению опор ЛЭП и подстанций.

Подвиг водолазов фирмы «Аква-Эко», укрепивших кабель на 40-метровой глубине.

Подвиг всех участвующих в строительстве компаний.

«Радиан» являлся генподрядчиком, отвечающим за весь комплекс вопросов по
прокладке электрического кабеля по дну Байкала. Два года были посвящены этому
проекту. В период монтажа я не мог усидеть в кабинете — поехал на стройку и на
некоторых этапах работал там бригадиром. Это настоящее, отменно выполненное
мужское дело. Могу абсолютно точно сказать, что прокладка подводного кабеля
обошлась вообще без всякого воздействия на экологию моря-озера: мы ни одну рыбку
не задавили, ничего не замутили, кабель лежит в дополнительной оболочке, никаких
облучений не происходит. Словом, все, что изначально было поставлено перед нами
экологами, выполнено на «пятерку».

— Вернемся к другим направлениям деятельности компании. Насколько верны
утверждения, что самую быструю отдачу в России сегодня дают природные ресурсы и
туризм? Ваша компания в них как-то участвует?

— Естественно, мы тоже работаем в этих направлениях. Имеем два россыпных
месторождения в Бурятии — добываем золото. Это, так сказать, наш первый шаг по
разработке природных ресурсов.

А теперь что касается туризма. Я считаю, что большие деньги могут прийти в
регион от дорогого туризма. Конечно, самое лучшее для Байкала — поставить вокруг
вышки с автоматчиками и никого не пущать. А уж о нефтяных трубах по его берегам
и говорить не приходится. Но это утопия. Что может сохранить наше чудо-озеро?
Управляемый дорогой туризм. Великие американские озера, Средиземное, Черное моря
сохранились оттого, что люди платят деньги, отдыхают, кто-то за ними там убирает
и все снова становится чистым.

Дорогой — это иностранный туризм, но он, в отличие от нашего палаточного, себя
оправдывает.

Во многих странах слово «Россия» ассоциируется с озером Байкал, так же
как Монголия — с озером Хубсугул. Мы сделали нестандартные шаги, начав объединять
озера-братья в одну цепочку. Хубсугул большой, длиной в 140 км, водоем.
Интереснейшие места, по сути, сохранен XII век. Мы построили там гостиницу. А
это уже XXI век по обслуживанию. Наши партнеры с монгольской стороны строят в
районе Монд международный переход, а мы пока не начинали. Это правительственная
программа, и ее финансирование следует более энергично продвигать в коридорах
власти. В областной администрации обозначено понимание этих программ, идет их
активное продвижение.

— Какое из перечисленных направлений работает более эффективно, является более
стабильным и надежным, ближе вам по душе?

— Отвечу, как многодетный отец: не могу выделить никого. По большому счету все
эти направления — «дочки» и «сыночки». Самое успешное, в котором максимально
прослеживаются наши идеологические подходы построения бизнеса, — это
энергетическое.

Также мы предвидим, что в ближайшее десятилетие будем склоняться и к
экологическим программам. В регионе будет строиться большая транспортная
инфраструктура, в которой страна сегодня особо нуждается. Хотим, чтобы у нас
здесь были большие туристические рекреационные зоны. И тут есть экологические
вопросы.

Экологическими проблемами плотно занимаются сегодня и наши энергетики. Недавно я
имел беседу с руководством Иркутскэнерго, в частности с генеральным директором
Сергеем Владимировичем Эмдиным. Он предложил «Радиану» заняться отходами ТЭЦ.
Представьте, только на девяти иркутских ТЭЦ скопилось 17 млн. тонн золы, в
которой имеется все — от золота до цемента. И никто толком не
знает, что с этой золой делать. Когда я поведал об этом в Японии, куда недавно
ездил с экологической программой железных дорог, японцы долго не могли понять, о
чем речь. Они из отходов острова себе делают, строят на них города подобно
нашему Иркутску, а у нас лежит 17 млн. тонн готового стройматериала мертвым
грузом!

Туризм, решение экологических проблем, монтажные технологии в энергетике — вот
наша ближайшая перспектива. Сегодня идет реформирование РАО ЕЭС, «Бурятэнерго»,
«Читаэнерго». В ближайший период времени потребуется масса программ по их
реконструкции. «Радиан» в них намерен участвовать настолько, насколько наши
друзья и коллеги сочтут нас своими партнерами.

— Валерий Николаевич, ваше мнение о сегодняшнем российском предпринимательстве
и предпринимателях, социальной ответственности бизнеса?

— У меня ко всему этому двоякое отношение. Мелкое предпринимательство свою функцию
выполнило: страна накормлена, появились услуги, о которых мы еще недавно и не
мечтали.

Что касается крупного, то оно не обеспечило ту функцию, которую мы ожидали, —
создание качественного продукта, который бы производился и продавался во всем
мире, а люди могли бы работать, получать зарплату, покупать необходимое.

Социальная ответственность бизнеса заключается в его эффективности, создании
рабочих мест, своевременной выплате зарплаты, спонсорской деятельности…

«Радиан» вот шефствует над гимназией N3, где директор — лучший в свое время
учитель Иркутской области и России Александр Александрович Сопин. Мы с ним
сделали, на мой взгляд, уникальный проект — «Ты — лучший». В нем несколько
нестандартных вещей, в том числе денежные премии. У нас там шесть номинаций,
первая премия — 5 тыс. руб. Кстати, существовало мнение: «…Нельзя давать
деньги детям, вы их коммерциализируете». Но люди или не понимают, или не хотят
понять, что страна ушла от социалистических подходов в воспитании, и если
родители пытаются оградить свое дитя от рыночности в жизни, они преступники по
отношению к ребенку. Потому что завтра этому ребенку входить в этот рынок, а он
не будет готов.

В заключение хотелось бы сказать, что национальная премия «Дарин» — это заслуга
всего коллектива «Радиана». И вся команда, которая со мной работает, является
лауреатом этой премии. То, что наши подходы к построению многопрофильного
бизнеса на когда-то обанкротившемся предприятии признаны нестандартными,
заслуживающими в условиях России внимания, нас вдохновляет и радует. О чем я и
сказал в Москве со сцены Большого театра. А еще о том, что известная истина о
прирастании России Сибирью устарела. Могущество России давно уже приросло и
продолжает прирастать налоговыми платежами компаний, добывающих нефть и золото,
производящими алюминий и целлюлозу…

— Спасибо, Валерий Николаевич, за интересную беседу. Успехов вам и процветания
на всех направлениях.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры