издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В одной упряжке

  • Автор: Подготовил Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

работают профком и руководство ФГУП "Аэропорт-Иркутск" Совсем недавно, в середине декабря, в профсоюзной организации коллектива ФГУП "Аэропорт-Иркутск" состоялась отчетно-выборная профсоюзная конференция. Проходит она здесь раз в пять лет, так что событие это для коллектива хоть и не знаковое, как сейчас говорят, но и будничным его не назовешь: все-таки 5 лет - это для предприятия срок немалый.

Как и 5 лет назад, делегаты от всех служб, цехов и участков (а на каждом из них
до этого тоже прошли собрания) вновь избрали председателем профсоюзного комитета
Георгия Игнатьевича Чеховича, человека, о котором генеральный директор Алексей
Иванович Куликов говорил как-то в одной из бесед с корреспондентом «Восточно-
Сибирской правды»: «Это один из тех, с кем несколько лет назад пришлось
преодолевать немало проблем, с которыми коллектив столкнулся в 2001 году. Тогда
мы находились в предбанкротном состоянии, счета были заблокированы, аэропорт не
вылезал из долгов перед кредиторами, государством. Я очень благодарен Георгию
Игнатьевичу, возглавляемому им профкому, который сделал все, что мог, чтобы
вместе с администрацией, руководством предприятия помочь вывести его из кризиса.
Поверьте, это не просто красивые слова, это правда. И дело здесь, на мой взгляд,
прежде всего в том, что председатель профкома душой болеет за производство,
знает его «от корки до корки», знает людей: ведь он здесь в разных должностях
работает уже 43 года. И тот факт, что его на второй большой срок вновь избрали
председателем — совсем не лишнее тому доказательство».

(Кстати говоря, пока мы никак не могли начать разговор — в скромной комнатке
председателя все время раздавались телефонные звонки, заходили с различными
просьбами люди, — я на стене кабинета увидел еще одно подтверждение сказанному
Алексеем Ивановичем: в стандартной рамке на стене висела Почетная грамота
губернатора. В ней высоко оценивалась роль Георгия Игнатьевича на его очень
непростой (пусть поверит читатель пока на слово), я бы даже рискнул сказать
незавидной, но такой нужной должности председателя профкома, у которого ни денег
больших, ни прав административных — ничего нет! И еще один ехидный вопрос
напрашивается (так, в скобках): а много ли читатель знает примеров, чтобы
профсоюз сегодняшнего предприятия не то чтобы работал, а хотя бы существовал?

И уж поскольку эта тема «зацеплена» я ее слегка продолжу: пока Чехович
разговаривал по телефону, он мне пододвинул для ознакомления свой доклад на
конференции. Я заглянул в него и прочел такой абзац: «Не буду скрывать, у нас
тоже есть люди, которые склонны на всех углах возмущаться — дескать, а что он
мне дает, этот профсоюз? Не вступал в него и не буду».

Я прочел этот абзац и понял: вот оно, начало разговора с Чеховичем. А он и сам
не стал уходить от острой темы: «Критиков всегда хватает, и мы, похоже, мало
разъяснительной работы с ними ведем. Так вот, такому критику могу ответить прямо
«тут и сейчас»: профсоюз делает для тебя главное — заключает коллективный
договор, в результате которого ты пользуешься всеми льготами, порой не заработав
их и не пошевелив для этого даже пальцем. Но мы насильно никого в профсоюз не
тянем — пусть сам работник поймет, что, если он хочет, чтобы его права были
защищены, не обязательно бежать подавать заявление в суд. Ну, а ниже я попробую
убедить читателя, что наш комитет (а в нем всего лишь 19 человек) за пять лет (с
2001 года) не распался, хотя, разумеется, есть люди, которые ушли на пенсию, на
другую работу и т.д.

— Георгий Игнатьевич, если в двух словах буквально: чем для вас были эти пять
лет? Что бы вы назвали главным?

— Если коротко, то отвечу так: чтобы предприятие стабильно работало, а люди
получали заработную плату. В контексте сказанного это и значит забота о
человеке, но если предприятие «заваливается» набок, никакой профком ему не
поможет. Поэтому мы работаем в одной упряжке, стараемся все сделать, чтобы
помогать руководству, нашему гендиректору решать главную задачу по выполнению
намеченной программы, о которой, кстати, ваша газета устами многих руководителей
рассказывала в этом, юбилейном для Иркутского аэропорта, году, когда мы отмечали
свое 80-летие.

Конечно, все мы замечаем немалые — я бы назвал их значительными — перемены к
лучшему, что характерно особенно для последних лет. О них очень подробно, не
скрывая и проблем, и добрых перспектив, в ноябре этого года говорил Алексей
Иванович Куликов. Для аэропорта нет другой дороги — только расти, набирая силу,
выходить в число лучших, иначе нас задавят конкуренты. Посмотрите, как
обновились наши служебные и другие помещения, капитально меняются старый вокзал,
гостиница. Появляется новая техника, оборудование. Есть любители побрюзжать даже
на эту тему: зачем, дескать, перестраиваемся, деньги тратим, а зарплаты не
хватает. Ну что ж, не хватает! Хотелось бы побольше и почаще. Давайте раздадим
все деньги на премиальные, материальную помощь подбросим и т.д. — деньги тратить
ведь все мастера. И… вернемся туда, откуда пришли? Вы знаете, очень этого не
хочется. Может, пока потерпеть, нарастить мускулы?

— Я думаю, Георгий Игнатьевич, вы абсолютно правы в своих рассуждениях, и жизнь
доказывает, что аэропорт на правильном пути. Он в развитии, в перспективе, а
нам, иркутянам, совсем небезразлично, как у вас обстоят дела. Но ведь этим
занимаются руководство, службы, совет предприятия, не так ли?

— Совершенно верно. Но я как председатель профкома, участвую в работе совета,
более того, ежеквартально на совет приглашается весь профсоюзный комитет.
Большинство вопросов, таким образом, решаются коллегиально, открыто. А ведь так
было не всегда. Помню те времена, когда я ведал ветеранским советом. Чтобы
выпросить у начальника какую-либо копейку для стариков, приходилось идти на
всякие ухищрения. Нынче ежегодно неработающим ветеранам ко Дню Победы и ко Дню
воздушного флота даем хоть и небольшие, но обязательные премии. Ремонтируем по
три квартиры в год за счет предприятия. В колдоговоре решено на будущее выделять
беспроцентную ссуду родителям тех студентов, которые учатся на специальностях,
необходимых аэропорту. А ведь ветеранов неработающих у нас — 600 человек.

Дети ездят в пионерские лагеря по путевкам стоимостью в 30%, в спортивные
лагеря; нынче трое подростков даже были в «Орленке» на Черном море, а 29
ребятишек поехали в лагеря по своему выбору. Путевки для взрослых в санатории
сейчас, что называется, кусаются: их стоимость 21 — 24 тысячи. Конечно дорого,
но предприятие оплачивает половину такой путевки. Работают секции, спортивные
кружки, спортивный комплекс. К 80-летию провели конкурсы «Лучший по профессии» с
вручением дипломов и призов. Обязательно выделяем материальную помощь в
необходимых случаях.

— Георгий Игнатьевич, давайте откровенно: такова наша сегодня профсоюзная жизнь.
Ее либо нет, либо она есть. На мой взгляд, очень многое в такой постановке дела
идет от руководителя. Если он не захочет, то и самой профсоюзной организации не
будет (таких примеров тьма). Вы согласны?

— Еще бы! Я недавно был на областной профконференции в качестве делегата.
Выступления многих из них больше напоминали «плач Ярославны». Нам тоже есть о
чем поплакаться в жилетку, хотелось бы жить и лучше и богаче. Но одно дело,
когда твой «плач» руководитель слышит, и совсем другое, когда ему проще и
выгоднее «не слышать». Тем более такая ситуация может быть вполне объективной,
мы же знаем, где живем. Цены галопируют, жизнь дорожает. Вот сейчас думаем детям
новогодние подарки закупать. Так они подорожали в 5 раз! Что касается вопроса о
стиле работы руководства, то я не помню случая, чтобы Алексей Иванович Куликов
не поддержал нас, не прислушался к мнению людей. Колдоговор всегда обсуждается
детально и предметно, не было такого, чтобы он нарушался. Сказать, что мы все
живем и работаем душа в душу, не получится. Да и не надо этого вранья. Люди
разные, хватает и недовольных. Но что касается гендиректора, он готов с людьми
разговаривать, делиться наболевшим, убеждать, выслушивать, соглашаться с чужим
мнением. Ну, а главный показатель — дело. Четыре года назад мы были в долгах как
в шелках. Сегодня мы долгов не имеем.

Люди перспективу видят, и это убеждает лучше слов.

— Георгий Игнатьевич, сейчас самое время вернуться к началу нашей беседы, к тому
самому отрывку из вашего доклада, где вы приводите слова некоего скептика:
дескать, зачем мне ваш профсоюз, что он мне дает? Но мне кажется, что в основном
вы уже ответили. Есть предложение дополнить все сказанное вами (хотя бы
выборочно) цифрами и фактами из коллективного договора.

— Согласен. Вот вам копия договора — выбирайте сами, что интересно газете. Я же,
пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших членов профсоюза (и не членов
тоже) с наступающим Новым годом, пожелать счастья, здоровья, благополучия их
семьям. Думаю, к этому поздравлению безусловно присоединится и руководство
аэропорта: ведь мы, повторю, работаем в одной упряжке.

— «Восточно-Сибирская правда», которая в году 80-летия нашего аэропорта широко
освещала его жизнь, его людей, также присоединяется к этим поздравлениям.

Ну, а теперь — обещанные цифры и факты из колдоговора за 2004-2005 годы.

Пункты раздела «Улучшение условий работы и охраны труда» выполнены полностью.
Затраты по улучшению условий охраны труда составили: 2004 г. — 162600 руб., 11
мес. 2005 г. — 311152 руб. Работники с вредными условиями труда были обеспечены
всем необходимым, что положено по колдоговору.

Личный состав предприятия полностью обеспечен спецодеждой и средствами
индивидуальной защиты. Для улучшения условий труда, для проведения капитального
ремонта помещений служб предприятия было затрачено: в 2004 г. — 33276924 руб.;
за 11 мес. 2005 г. — 27500000 руб.

Отремонтированы помещения: ИАС, службы связи, техотдела, цеха АРБ, гостиницы,
СОПГП, МСЧ, помещения в международном вокзале.

На обучение и повышение квалификации работников предприятия было выделено: в
2004 г. — 677116 руб.; за 11 мес. 2005 г. — 628011 руб.

Для обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в
соответствии со ст. 134 ТК РФ индексация заработной платы производилась путем
ежегодного повышения должностных окладов: с 1 мая 2004 года — на 11%, с 1 июня
2005 года — еще на 10%.

Выплата заработной платы и отпускных производится в сроки, установленные
коллективным договором.

При увольнении работника по собственному желанию в связи с выходом на пенсию ему
выплачивается за счет собственных средств предприятия единовременное
вознаграждение в размере шести должностных окладов (при стаже работы на
предприятии «Аэропорт Иркутск» не менее 10 лет).

Дополнительно выделялись суммы на оказание материальной помощи работникам
предприятия и ветеранам для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение,
приобретение лекарств.

В 2001 г. выдано 55 путевок , из них 40 — в пансионат «Альбатрос»; в 2005 г. —
47, из них 15 — в пансионат «Альбатрос»; 13 путевок выдано для работников,
работающих с вредными условиями труда за счет соцстраха.

Организован детский отдых в летнее время: в 2004 г. — для 82, в 2005 г. — для 65
детей. Отказов в оплате путевок не было, все запросы удовлетворялись.

Материальная помощь на ритуальные услуги: в 2004 г. — 162500 руб., в 2005 г. —
204000 руб.

Материальная помощь на лечение и приобретение лекарств: в 2004 г. — 36250 руб.,
в 2005 г. — 27909 руб.

Представлено в виде ссуды на обучение работников предприятия и их детей: в 2004
г. — 50 чел., 971695 руб., из них: на детей — 38 чел., 737680 руб.; за 11 мес. в
2005 г. — 39 чел., 854164 руб.

Все заявления по выделению ссуд удовлетворялись полностью, отказов не было.

В соответствии с условиями колдоговора было выделено на льготный проезд
работников предприятия:

в 2004 г. — 5684000 руб.; за 11 мес. 2005 г. — 482900 руб.

Оказана материальная помощь ветеранам ВОВ предприятия: в 2004 г. — 393500 руб.;
за 11 мес. 2005 г. — 437500 руб.

На приобретение новогодних подарков и проведение детской новогодней елки было
затрачено: в 2004 г. — 441500 руб., из них: профсоюз выделил — 270000 руб.,
предприятие — 171500 руб.;

в 2005 г. — 506000 руб., из них: профсоюз выделил — 319000 руб., предприятие —
187000 руб.

Согласно коллективному договору на 2004-2005 гг. производится страхование
личного состава предприятия. К услугам работников аэропорта и их детей
представлен спортивный зал, стадион. Выделяется и обрабатывается земля для
посадки картофеля.

В период действия коллективного договора мероприятия и положения, утвержденные в
коллективном договоре, выполнялись. Возникшие разногласия регулировались в
рамках действующего коллективного договора, поэтому никаких требований со
стороны работников предприятия с приостановлением работы или забастовками не
выдвигалось.

По результатам проверок установлено, что все запланированные мероприятия
коллективного договора на 2004-2005 гг. выполнены. Комиссия также отмечает, что,
несмотря на большие финансовые затруднения, руководство предприятия изыскало
возможность проведения капитального ремонта помещений для улучшения условий
труда в 2004 г. на сумму 33276924 руб., в 2005 г. — на сумму 27500000 руб.
Приобретено оборудования более чем 200 наименований на сумму 20280000 руб.

Комиссия отмечает положительные результаты в совместной работе профсоюзного
комитета и руководителя предприятия и рекомендует продолжение сотрудничества.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры