издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальные правила. В системе ЖКХ областного центра создаются четыре муниципальные управляющие компании

Депутаты Думы Иркутска провели слушания, на которых рассмотрели и одобрили концепцию реформирования жилищно-хозяйственного комплекса города. О том, какие принципы заложены в концепции и как, собственно, будет проходить реформа в Иркутске, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель председателя городской Думы, председатель комиссии по ЖКХ и транспорту Александр Ханхалаев.

— Разрабатывая концепцию реформирования ЖКХ, мы исходили из того, что этот процесс должен быть подконтрольным. Я объясню, почему. Не так давно страна пережила монетизацию льгот. Все помнят, как трудно она нам далась, сколько было проблем с её реализацией. Но эта реформа коснулась лишь части населения. Другой пример — маршрутки. В своё время город открыл этот рынок и самоустранился от его регулирования. Нужно признать, ничего хорошего из этого не получилось. Проблема маршруток всплывает постоянно. Последняя акция, которую устроили водители, — яркий тому пример. Частные перевозчики пытаются диктовать городу свои условия, устраивают пикеты. А страдают люди, причём задета уже более значительная доля населения, чем при той же монетизации. Но если безоглядно запустить реформу ЖКХ, открыть рынок для всех желающих, это будет чревато серьёзными последствиями уже для всего населения.

Когда мы говорим о подконтрольности реформы, мы не имеем в виду подконтрольность самих управляющих компаний. Они, естественно, должны быть самостоятельными в своих действиях. Но город должен чётко обозначить правила игры.

— Какие конкретные шаги вы намерены предпринять, чтобы сделать процесс реформирования управляемым?

— В рамках концепции мы предполагаем создать четыре управляющие компании — по числу административных округов. Это будет четыре открытых акционерных общества со 100%-м муниципальным уставным капиталом. Совет директоров решено сформировать на паритетных началах, 50 на 50 — представители администрации и представители депутатского корпуса. Процесс уже запущен, потому что нужно форсировать события. Мы провели депутатские слушания, на которых одобрили концепцию и приняли решение вынести программу на рассмотрение городской Думы. Сейчас идёт формирование программы. Она будет представлена если не на мартовской, то на апрельской сессии обязательно.

— Похоже на возвращение к системе трестов…

— Нет, конечно. Тресты были именно муниципальными предприятиями. А управляющие компании будут свободными игроками на рынке ЖКХ, самостоятельными юридическими лицами. Это уставный капитал будет муниципальный. Жилым фондом компании будут управлять через подрядчиков, тех самых частных предпринимателей, которые уже работают в городе или захотят прийти в ЖКХ. Ныне существующим муниципальным предприятиям, РЭУ и ЖЭУ тоже отводится роль подрядных организаций по обслуживанию жилого фонда. Но их судьба в их же руках. Сумеют доказать свою эффективность, встроиться в рынок — будут работать. Нет — значит, нет.

Опять же, для четырёх компаний легче найти управленцев, чем для двадцати. Тем более в городе управляющие компании уже есть. Мы объявим конкурс на замещение должностей руководителей муниципальных компаний. Отбор будет проводить совет директоров.

— Получается, число посредников растёт и кормить их будут жильцы.

— Не совсем так. Возникнут совершенно иные финансовые взаимоотношения. Предприятия будут должны до минимума сократить свой управленческий состав, провести ревизию кадров на низовом звене. Более жёсткими станут требования к качеству услуг, более гибкой и эффективной система взаимоотношений между звеньями структуры. Плюс ко всему все финансовые потоки будут проходить через управляющую компанию. Сейчас у действующих РЭУ, ЖЭУ идёт расщепление платежей. Кварт-плата, по сути, транзитом уходит на «Теплоэнерго», «Водоканал» и так далее. У предприятия сейчас нет возможности варьировать финансовыми потоками в сторону более эффективного использования этих денег. А у новых компаний такая возможность появится.

Ещё один аргумент в пользу создания укрупнённых компаний. По расчётам, для того, чтобы компания работала с прибылью, обслуживаемый жилой фонд должен составлять не менее миллиона квадратов. Тогда появляется возможность заниматься инвестиционной деятельностью. Это очень важный момент. После перехода на новую систему все проблемы по содержанию жилья ложатся на управляющие компании. Это и капитальный ремонт, и содержание сетей, и так далее. Маломощная компания будет только сводить концы с концами. Она обеспечит текущее обслуживание, вывоз мусора, поддержание чистоты в подъездах, косметический ремонт. Но нам нужно думать о будущем. Жильё у нас, чего греха таить, не в лучшем состоянии и требует серьёзных вложений. Существовавшая система показала свою несостоятельность и оставила тяжёлое наследство. Так вот, мелкие компании с ним просто не справятся.

Думаю, тогда начнут внедряться энергосберегающие технологии, будет производиться ремонт сетей. Потому что частник не захочет платить за воду, которая из дырявой трубы уходит в землю. Можно будет призадуматься и о капитальных ремонтах. Государство отдаёт ЖКХ в частные руки, потому что понимает, что рынок намного эффективнее муниципального управления.

— А муниципалитет, таким образом, будет свободный рынок контролировать…

— Создание этих компаний ни в коей мере не исключает вхождение на рынок других игроков. Муниципальные компании будут действовать в рамках, оговорённых Жилищным кодексом, как и все остальные участники рынка. Они точно так же будут завоёвывать рынок, проводить собрания, убеждать людей. Но городу, безусловно, доверять будут больше. Кстати, и в концепции заложено, что управляющие компании на определённом этапе будут переданы в частные руки. Но только в том случае, если докажут свою состоятельность. Тогда город сможет ещё и заработать, продав пакет их акций.

Муниципалитет по закону тоже имеет право участвовать в реформе. Точно так же как и муниципальные предприятия, работающие в ЖКХ, могут принимать участие, если они способны перестроиться и работать как управляющие компании. Когда говорят, что в Иркутске процесс тормозится или даже саботируется, это не совсем так. Но Иркутск подходит к реформе осторожно, мы этого не скрываем. Принципы реформирования начали внедряться по городу ещё года два назад, когда нашим муниципальным организациям было предоставлено право привлекать к работе частных предпринимателей. Им отдавали небольшую часть жилого фонда, несколько домов, заключали договор на их обслуживание. Это и есть зачатки управляющих компаний. Таких ростков в городе много. Больше других ими охвачен Свердловский район. И работают они эффективно.

Так что никакого саботажа. Пожалуйста, приходите, работайте с населением, завоёвывайте его доверие. В рамках закона. Но всё это не так просто. Можно завоевать несколько домов, но при таком подходе мелкие компании обречены. Они просто будут нерентабельны. Исходя из всех вышеперечисленных соображений, мы посчитали, что компании должны быть укрупнёнными.

— Как известно, правительство перенесло пуск реформы с 1 марта 2006 года на 1 января 2007-го. А если бы оно этого не сделало, Иркутск был готов начать реформу ещё весной?

— Честно говоря, я обрадовался, когда правительство решило отложить старт. Нет, город был не готов, население не готово. Да и вся страна не готова. Если запустить реформу сейчас, начался бы хаос.

У нас есть примеры эффективных мелких компаний. Но имеется и отрицательный опыт. Сталкиваясь с руководителями иных управляющих компаний, которые уже вышли на рынок, я только лишний раз убеждаюсь, что не все они готовы отвечать за безопасность населения. Буквально вчера была у меня директор управляющей компании. Она пришла со своими проблемами, ей трудно закрепиться на рынке. В частности, она просила помочь с арендой помещения под офис. Как город может помочь коммерческой структуре в её частных организационных вопросах? Но главное, эта компания просто дискредитирует само понятие управляющей компании. Она, по сути, не управляющая компания, а подрядчики, которые оказывают жильцам платные услуги. Моют площадки, чинят сантехнику и электрику за определённую сумму. При этом жители, как и прежде, платят квартплату муниципальному предприятию. К сожалению, таких компаний в городе много.

— А что будет с ветхим и аварийным жильём? Вряд ли желающие управлять им станут выстраиваться в очередь.

— Здесь есть проблема. Частная управляющая компания, естественно, будет в первую очередь выбирать наиболее лакомые куски. Вряд ли найдутся охотники до ветхого жилья. А его тоже нужно обслуживать. Так вот, перед компаниями с муниципальным уставным капиталом будет поставлена задача охватить весь жилой фонд, в том числе ветхое и аварийное жильё. Там живёт приличная часть населения, которую нельзя бросать.

Беседовала Елена БАТУТЕНЕ, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры