издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Олег Геевский: "Не считаю Иркутск градом обречённым"

Депутат городской Думы Иркутска, предприниматель Олег Геевский - человек в Иркутске известный. Как правило, он закрыт для прессы, однако события, которые разворачиваются сегодня в Иркутской области, не оставили его равнодушным. В начале встречи с нашим корреспондентом ДМИТРИЕМ ЛЮСТРИЦКИМ Олег Геевский попытался определить амплуа, в котором он сегодня выступит.

-Я депутат городской Думы, но проблемы, которых я хочу коснуться в нашем разговоре, несколько шире обычной городской тематики. Давай договоримся так: я иркутянин, который занимается бизнесом и одновременно является депутатом городской Думы.

На письменном столе перед Олегом Геевским свежая газета. Когда он говорит, его левая рука совершает пассы над газетным листом, словно он обращается к невидимому собеседнику, скрывшемуся между строк.

— Сегодня в центре внимания — заявление о проекте объединения Иркутска, Ангарска и Шелехова в единый мегаполис. Безусловно, крупная городская агломерация — проект перспективный. Но, прежде чем говорить об объединении, считаю необходимым проанализировать происходящее в областном центре. Выражаясь языком бизнеса, насколько эта площадка сегодня конкурентоспособна по сравнению с другими? Знаю, что сегодня есть точка зрения, что проблемы, стоящие перед Иркутском, принципиально неразрешимы. Я не считаю, что Иркутск — это град обречённый.

— Может, беда в том, что проблемы городского хозяйства сегодня видны невооружённым взглядом?

— Вероятно, главная проблема в том, что мы до сих пор не можем выбраться из психологии кризисного управления. Раньше нам говорили: ребята, смотрите, у нас всё в порядке, зимой нет аварий, городское хозяйство функционирует. И это срабатывало. В самом деле, перед глазами были примеры других территорий, размороженный Усть-Кут и Владивосток без воды и света. Сегодня наличие воды и тепла уже не подвиг, а норма, и мы вправе ждать от городской власти новых шагов.

— Городская власть утверждает, что она не бездействует. Много говорится о программе социально-экономического развития Иркутска…

— Программа социально-экономического развития мне, как депутату, хорошо знакома, я её с карандашом в руке читал. В ней есть действительно интересные вещи, например, целевые городские программы. В частности, уже 25 мая на Думу будет вынесен принципиальный вопрос о создании полноценных управляющих компаний, акционерных обществ со 100-процентным муниципальным капиталом. Для нас это серьёзная новация, поскольку раньше мы имели дело, по сути, с переименованными ЖЭУ и РЭУ, а с появлением в городе реальных крупных управляющий компаний они смогут взять на обслуживание не только жилой фонд, но и внутридворовую территорию, внутриплощадочные сети, внутримикрорайонные дороги. Кстати, немцы начали переделывать ГДР под стандарты ФРГ именно с создания управляющих компаний, которые вернули восточным немецким городам облик, привычный для западных муниципальных стандартов. Ведь это длинная цепочка: когда у двора появляется хозяин, он начинает думать об экономии, а значит — о сохранности установленного оборудования и сооружений, неизбежно доходит до вопросов безопасности, а значит — об освещении дворов, о взаимодействии с органами охраны порядка, и так далее.

Каждый согласится, что доведена до абсурда ситуация с городскими дорогами. Сегодня дело сдвинулось с мёртвой точки, в 2006 году на эти цели выделена беспрецедентная сумма — 250 млн. рублей, и обсуждается вопрос об изыскании дополнительно ещё 100 — 200 миллионов. Мы с трудом преодолели психологию латания дыр, и теперь наша общая задача — сделать этот процесс необратимым. Я, как строитель, утверждаю: если аккумулировать ежегодно 400 — 500 млн. рублей на эти цели и чётко контролировать выполнение работ, то за четыре года можно привести ситуацию на дорогах в норму. Другое дело, что нелегко изыскать такие средства в городском бюджете. Нам нужно переходить к перспективному мышлению, а для этого необходима некая идея, идеология развития города, которая уже потом может обрасти конкретными планами и финансовыми ресурсами.

— Идеология, планы — это возвращение к советским временам?

— Скорее, наоборот, приход к нормальным деловым стандартам. Обратите внимание: для того, чтобы регион получил что-то в Москве, нужны концепция, проектное решение, точное видение перспектив. Это мышление, характерное для предпринимателей. 14 апреля, когда состоялся отчёт мэра города, на нём впервые присутствовал губернатор области. Это шаг к сотрудничеству города и области. Считаю, что мы можем, в свою очередь, сделать шаг навстречу областной власти и закрепить наметившуюся тенденцию. Например, представить губернатору своё видение перспектив развития областного центра, чётко прописать цели и смысл вложения тех или иных инвестиций.

— В чём же сущность потенциального иркутского проекта?

— Давайте рассуждать вместе. Как промышленный центр, Иркутск уже в прошлом. Для крупных промышленных предприятий сегодня нужна совершенно другая конфигурация населённых пунктов, это маленькие города при больших заводах, в которых муниципальная власть выполняет, в сущности, функции заместителя генерального директора по социальным вопросам.

Зато Иркутск конкурентоспособен по целому ряду направлений, и в первую очередь — это мощный коммуникационный и сервисный центр. Коммуникации? В Иркутске мощнейший транспортный узел. Навскидку: четверть всего экспортного леса Иркутской области проходит через Иркутск, а это примерно 1,5 млн. кубов в год. Раз мы говорим о коммуникационном центре, значит, приоритетным направлением является аэропорт. И не только реконструкция существующего, но и строительство нового крупного аэропорта. Сегодня за этот проект с нами борется Красноярск, но существуют серьёзные доводы в пользу Иркутска. Надо бороться, потому что, если Иркутск проиграет, это будет серьёзная, как говорят в шахматах, «потеря качества» для всей области.

Сервисную функцию Иркутска я понимаю, прежде всего, как выполнение обязанностей регионального центра, и не только с банальной административной точки зрения. Иркутск — крупный медицинский и научный центр, место, где сконцентрирована высшая школа. Это перекрёсток торговых коммуникаций, крупная оптовая торговая площадка и развлекательный комплекс. А заодно — и финансовый центр, представленный крупными российскими банками. То есть областной центр как бы обслуживает всю область, предоставляя ей самые разнообразные услуги. А между тем, за последние восемь лет город ни разу не получал в полном объёме средства из областного бюджета на исполнение функций областного центра. Это значит, что эти расходы либо ложились бременем на городской бюджет, либо те или иные функции исполнялись не полностью.

— Поставлена чёткая задача: пре-одолеть планку города-миллионника…

— Наверное, город-миллионник — это всё же не самоцель. Иркутск может им стать, я в этом уверен, но преодолеть эту планку мы сможем только в результате реализации осмысленной политики развития. В первую очередь, для этого нужно разрешить ситуацию со строительством массового недорогого жилья. Сегодня только для того, чтобы расселить ветхий центр, необходимо изыскать 350 тыс. кв. м жилья. Кстати, примерно столько же вводилось в строй в советское время ежегодно. И я уверен, что эта цифра достижима: в конце концов сегодня город сдаёт по 150 тыс. кв.м и подбирается к рубежу в 200 тыс. кв.м.

Большим шагом вперёд было бы превращение городского УКСа из конкурента на рынке строительства в ведущую организацию по подготовке строительных площадок, обеспеченных микрорайонными ген-планами, пакетом согласований и инженерными сетями. Кстати, несмотря на то, что сегодня основная проблема Иркутска — это «точечная застройка», я прямо сейчас могу назвать несколько потенциальных площадок для развертывания микрорайонного строительства, где без дорогостоящих работ по подводу коммуникаций можно разместить 2,5 — 3 млн. кв. м жилья. Но для этого необходимо связать на одной площадке интересы не только местной администрации, но и региональных и федеральных органов власти.

В конечном итоге мы упираемся в проблему сотрудничества. Уверен, что сегодня Иркутск должен являться площадкой, на которой областная, городская власть и бизнес могли бы сотрудничать. Области нужен город-витрина, город-символ? Крупный бизнес, интересы которого разбросаны по всей области, тоже не может вести миллиардные переговоры в огороде за баней. Как только будут обозначены магистральные направления развития, объявлены правила — подтянется малый и средний бизнес, в котором занята почти половина активной части населения. И который напрямую заинтересован в развитии города, поскольку обустроенный город — это залог высокой ликвидности любого бизнеса.

— Ваш призыв к сотрудничеству адресован коллегам-бизнесменам, мэру и думцам, или это обращение лично к губернатору Иркутской области?

— Считаю, мы должны создать на городской площадке структуру корпоративных отношений, которые приведут к социально полезным результатам. В какой-то степени, город — единая корпорация со сложным управленческим механизмом, с большим оборотом. Отношения в городе — это отношения, которые строятся на расстоянии вытянутой руки, мы все знаем друг друга, друг от друга зависим. И если мы хотим поступательно развиваться, то у нас должно быть больше взаимопонимания и больше сотрудничества.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры