издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый поворот "трубы"

"Транснефть" определилась с приоритетным маршрутом трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Проектировщики предпочли варианту, который лоббировали власти Иркутской области, заинтересованные в прокладке большей части трубы по территории региона, вариант в интересах нефтяных компаний. Он оказался длиннее на 100 километров, но, как утверждают проектировщики, дешевле.

Во вторник в администрации Иркутской области прошла презентация декларации о намерениях строительства «Расширение трубопроводной системы ВСТО». ОАО «Транснефть» обозначило ориентировочные точки, через которые пройдёт трасса нефтепровода в обход Байкала. Впрочем, в обход Байкала — это мягко сказано. Если предыдущий вариант, прошедший все госэкспертизы, но забракованный на финише президентом Путиным, предполагал прокладку нефтепровода в 800-метровой близости от Байкала, то новый маршрут уходит на северо-восток от Байкала более чем на 400 километров. Техсовет «Транснефти» на своём заседании 22 мая определил северный вариант участка нефтепровода ВСТО по маршруту Усть-Кут — Ленск — Тында — Сковородино как приоритетный.

Он и был в деталях представлен иркутской общественности. Его протяжённость от Усть-Кута до Тынды составляет 1920 км. Из них по территории Иркутской области пройдёт более 400 км, по Республике Саха (Якутия) — более 1,3 тыс. км, Амурской области — более 100 км. Строительство участков Тайшет — Усть-Кут (Иркутская область) и Тында — Сковородино (Амурская область) будет осуществляться в рамках первоначального проекта. На данный момент, по словам гендиректора ООО «Востокнефтепровод» («дочка» «Транснефти», инвестор проекта ВСТО) Михаила Чемакина, строительные работы уже начаты на территории Иркутской области, от Тайшета в сторону Братска проложено более 3 км трубы. «Транснефть» привлекла кредит в Сбербанке России на сумму 20 млрд. рублей. Привлечённые средства — это первые необходимые ресурсы для начала строительства нефтепровода, сказал Чемакин.

Разработчики проекта говорят, что стоимость расширения нефтепровода будет определена при разработке ТЭО, однако уже сегодня можно сказать, что она превысит 1 млрд. долл. В ценах декабря 2004 г. затраты по участку от Тайшета до Сковородино по южному варианту оценивались в 6,95 млрд. долл. Ввод в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО на участке Тайшет — Сковородино запланирован на декабрь 2008 г.

Явно лоббируемый властями Иркутской области промежуточный вариант, проходящий от Усть-Кута через Бодайбо к Таксимо (Республика Бурятия), был отвергнут. Несмотря на важное преимущество — он короче северного почти на 100 километров. Не стало аргументом в его пользу и то обстоятельство, что в Бодайбинском районе отчасти имеется инфраструктура для подобных проектов. В частности, не загружена на полную мощность Мамаканская ГЭС. По словам гендиректора ЗАО «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа» Виктора Краскова, промежуточный вариант предполагал прохождение по зоне с сейсмичностью до 10 баллов, пересечение нескольких рек. К тому же на всём протяжении трасса проходит через горные хребты с перепадом высот более 1 тыс. метров, что ведёт к повышению давления в трубе и необходимости утолщения её стенок с 10-14 мм до 20 мм и более. А увеличение на 1 мм ведёт к удорожанию 1 км трассы ориентировочно на 2,5 млн. рублей. Уровень высокой сейсмичности ведёт к удорожанию и при этом повышает уровень экологических рисков проекта. Помимо природных факторов, на отказ от данного маршрута повлияло плохое качество автомобильных дорог и даже «повышенный уровень преступности в золотодобывающем Бодайбинском районе».

Вариант Усть-Кут — Ленск — Тында, в свою очередь, проходит по территории с относительно низкой сейсмичностью (не более 6 баллов по 12-балльной шкале), имеет всего одну крупную водную преграду — реку Лена и два пересечения железной дороги. При строительстве данного участка трассы Лена рассматривается как транспортная магистраль для доставки грузов, также будут задействованы БАМ и система местных автодорог, часть из которых будет расширена. Несмотря на общее удлинение трассы трубопроводной системы ВСТО примерно на 370 км, удельная стоимость строительства значительно снижается по сравнению с предыдущими вариантами.

Трасса перепроектируемого участка нефтепровода пройдёт на северо-восток от Усть-Кута по левому берегу реки Лены, вплотную приблизится к Талаканскому месторождению, обойдёт севернее город Ленск, пересечёт реку Лену в районе Олёкминска, затем повернёт на юго-восток до Алдана, пройдёт через Тынду и выйдет к Сковородино, где присоединится к утверждённому маршруту ВСТО. В рамках строительства второй очереди нефтепровод пройдёт дальше на восток, до одной из бухт Тихого океана.

По мнению разработчиков, особое удовлетворение от данного варианта должен испытать «Сургутнефтегаз», поскольку им уже не придётся вкладывать средства в строительство нефтепровода от Талакана до Усть-Кута, стоимость которого изначально была заявлена в сумме 1 млрд. долларов. Спроектированный СНГ и согласованный со всеми государственными инстанциями маршрут и стал, по сути, основой для северного варианта «Транснефти», что в дальнейшем позволит существенно сократить срок проведения проектно-изыскательских работ и строительства в целом. «Это очень важный момент, — подчеркнул Виктор Красков, — поскольку срок реализации ВСТО остаётся неизменным — до конца 2008 года». Для обеспечения потребности в сырье для нефтепровода ВСТО — 80 млн. т нефти в год — планируется задействовать в том числе месторождения в Якутии, Иркутской области и Красноярском крае — Талаканское, Средне-Ботуобинское, Юрубчено-Тохомское, Верхне-Величанское, Чаяндинское, Ярактинское, Верхнечонское, Отраднинское и ряд других.

Выяснить, насколько обрадовал нефтяников перенос маршрута нефтепровода непосредственно к промыслу, не удалось. В «Сургутнефтегазе», весь прошлый год активно завозившем материалы для строительства собственного нефтепровода Талакан — Усть-Кут протяжённостью 600 километров и мощностью 26 млн. тонн нефти в год, заявили, что руководство компании не будет официально комментировать проект ВСТО до тех пор, пока его ТЭО не будет утверждено. В компании «Верхнечонскнефтегаз» (владеет лицензией на Верхнечонское месторождение, расположенное в 100 км от Талакана) сказали, что не намерены отказываться от строительства собственного полевого нефтепровода Верхнечонское месторождение — Усть-Кут, по которому планировали прокачивать в 2007 году до 1 млн. тонн нефти. «А обо всём остальном говорить пока рано», — подчеркнул наш собеседник в компании.

Однако некоторые эксперты не исключают, что при выборе северного варианта был использован лоббистский ресурс нефтяников. Как отметила аналитик компании «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко, при выборе нового маршрута фактор безопасности, был, безусловно, важным, но и нефтяные компании могли сыграть свою роль. В частности, по её мнению, купившие недавно активы в Восточной Сибири ОАО «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» могли использовать своё влияние, чтобы максимально приблизить трубопровод к новым месторождениям. Она отметила, что отклонённый в конце апреля маршрут ВСТО «давал шансы компании отбить инвестиции в проект, а нынешний делает его неокупаемым». Однако Дмитрий Мангилев из ГК «Проспект» считает, что «Транснефть» действовала вполне самостоятельно, исходя из того, что удлинение маршрута трубопровода не должно было сказаться на увеличении маршрута перекачки нефти, а следовательно, спровоцировать рост тарифа для нефтяных компаний. Он и без того будет высоким из-за дальних расстояний.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры