издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сплав по расчёту

От нового алюминиевого гиганта Приангарье ждёт инвестиций и новых налогов

Слияние двух российских алюминиевых гигантов — компаний «СУАЛ» и «Русал» — аналитики считают практически свершившимся фактом. Даже несмотря на нежелание владельца «Русала» Олега Дерипаски выводить свою компанию на фондовый рынок, хотя это и является одним из условий сделки. В том, что удастся договориться, уверен и один из собственников «СУАЛа» Виктор Вексельберг, который в понедельник совершил рабочую поездку на Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Эксперты поспешили заявить, что компания, которая объединит активы «Русала», «СУАЛа» и швейцарского производителя глинозёма «Glencore», обречена стать одной из крупнейших в мире. На её долю придётся более 13% мирового производства металла. Чего ждать от «второй сделки года» Иркутской области, где работают Иркутский и Братский алюминиевые заводы и строится ещё один — в Тайшетском районе, выясняла корреспондент «Конкурента» ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

Протокол о намерениях по объединению «Русала», «СУАЛа» и швейцарской компании «Glencore» был подписан в конце августа, но официальные комментарии от фигурантов сделки появились недавно. 13 сентября совладелец «СУАЛа» Виктор Вексельберг встретился с президентом Владимиром Путиным, где сообщил, что в качестве одного из вариантов развития компании рассматривается возможность слияния. Стороны договорились, что 64,5% акций новой компании будет принадлежать Олегу Дерипаске, 21,5% — акционерам «СУАЛа», 14% — «Glencore».

Новый металлический король

Аналитики сразу же заявили, что Россия получит крупнейшего производителя алюминия в мире, на долю которого придётся свыше 13% производства металла. Капитализация мега-компании оценивается в сумму от 17 до 30 млрд. долларов. Оптимистичные прогнозы экспертов легко понять. «Русал» является третьей алюминиевой компанией в мире и производит более 2,7 млн. тонн первичного алюминия в год. «СУАЛ» — шестой, на его долю приходится свыше 1 млн. тонн металла. Не случайно участие в сделке и крупнейшего сырьевого трейдера «Glencore». Компания контролирует заводы по производству глинозёма на Ямайке и в Италии мощностью порядка 4,5 млн. тонн. Нехватку глинозёма сейчас ощущает «Русал», который обеспечен собственным сырьём только на 70-75%.

Представители Федеральной антимонопольной службы уже дали понять, что чинить препятствия на пути монополиста не будут, ведь сделка «способствует укреплению российских производителей на мировой арене». Она слишком значима для российской экономики, поэтому решающую роль здесь сыграет позиция Кремля, полагает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. «Вопросы по антимонопольному законодательству, скорее всего, будут решены», — сделал прогноз на пресс-конференции в Иркутске иркутский сенатор, заместитель председателя комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Валентин Межевич.

«Камнем преткновения» будущего слияния стал пункт о том, что в течение трёх лет компания «Русал» должна вывести на фондовый рынок 10% акций. Но эта перспектива не вдохновила Олега Дерипаску. Он не хочет, чтобы схемы, по которым работает компания, стали достоянием общественности, полагают аналитики. Одна из таких схем — толлинг — обработка иностранного давальческого сырья с последующим вывозом готовой продукции. Толлинг позволяет минимизировать налог на прибыль и не платить НДС.

Желание Виктора Вексельберга вывести объединённую компанию на фондовый рынок продиктовано тем, что он будет точно знать стоимость своей доли, а значит, сможет её продать, утверждают эксперты. Есть информация о том, что совладелец «СУАЛа» всё больше интересуется химическими и газовыми проектами. Кстати, в понедельник он специально прилетел в Иркутск, чтобы совершить рабочую поездку в Жигаловский район, где стартовало строительство газопровода «Ковыкта — Саянск — Иркутск». К мысли о том, что Вексельберг удачно продаст свои акции в объединённой компании, а деньги вложит в другие свои бизнесы, склоняется и заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов, который недавно общался с бизнесменом. Вексельберг считает, что с главой «Русала» удастся договориться по вопросу слияния, отметил наш собеседник.

Яркое инвестиционное будущее

Опрошенные «Конкурентом» региональные эксперты в целом позитивно оценивают возможное объединение и его влияние на экономику Иркутской области. Валентин Межевич считает, что оно ускорит строительство алюминиевого завода в Тайшете, которое ведёт «Русал». Предприятие мощностью 600 тыс. тонн алюминия в год планируется ввести в эксплуатацию в 2009 году. Не исключают эксперты и возможности ускорения темпов модернизации ИркАЗа, где сейчас производится около 300 тыс. тонн первичного алюминия. Там идёт строительство пятой серии электролиза, с пуском шестой серии к 2009 году мощность завода должна превысить 500 тыс. тонн алюминия в год. «Чем больше средств будет вложено в производство хоть «Русалом», хоть «СУАЛом», хоть объединённой компанией, тем лучше для Иркутской области», — уверен первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев.

Сергей Воронов полагает, что объединённая компания принесёт дополнительные налоговые платежи в бюджет. Сейчас в региональную казну ИркАЗ платит налоги на доход физических лиц, земельный налог и экологические платежи. «Мы понимаем, что налоговый потенциал БрАЗа и ИркАЗа намного выше, чем налоговая отдача, — отметил Воронов. — Если объединённая компания будет зарегистрирована в Иркутской области, то областной бюджет может рассчитывать на налог на прибыль в размере 5 млн. долларов в год».

Другой заместитель главы администрации Иркутской области, Владимир Третьяк, считает, что с новой компанией может быть заключено соглашение о социальном партнёрстве. Оно предполагает дифференциацию компанией налоговых платежей в зависимости от того, как предприятие представлено на той или иной территории. Владислав Кочетков полагает, что налоговые поступления увеличатся в случае улучшения финансовых показателей деятельности предприятий. Правда, первоначально средства будут реинвестироваться в модернизацию предприятий и развитие сырьевой базы. Реальный рост налоговых поступлений будет заметен через два-три года, отмечает эксперт.

Налоговые перспективы Иркутской области Сергей Воронов связывает и с вероятной отменой толлинга, которая может дополнительно принести в бюджет области порядка 6 млрд. рублей в год. В скорую отмену этой выгодной алюминщикам схемы работы не особенно верит Владислав Кочетков. Алюминиевые компании слишком давно используют толлинг для того, чтобы от него отказываться. Конечно, постепенно он будет сокращаться, но невысокими темпами, уверен аналитик.

… и туманное настоящее

Не торопиться с прогнозами предпочитает председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов. «О значении слияния для региона можно будет говорить только после того, как объединённая компания примет стратегию и озвучит её», — полагает спикер. А Юрий Параничев считает, что о том, как повлияла сделка на региональную экономику, можно будет сказать в отдалённой перспективе.

Осторожничает и генеральный директор «ИркАЗ-СУАЛа» Игорь Гринберг. По данным газеты «Ведомости», он наряду с Виктором Вексельбергом, Леонардом Блаватником, Владимиром Кремером и Евгением Ольховиком является совладельцем «СУАЛа». «Говорить конкретно сложно, потому что решение не принято. Потом будут разработаны планы развития, и можно будет сказать, что в них», — ответил он на вопрос нашего корреспондента о значении слияния для предприятия, которое он возглавляет.

Близкий к региональной администрации эксперт полагает, что после объединения могут возникнуть трудности, связанные с разницей в корпоративной культуре двух заводов, работающих в Приангарье. По его мнению, деятельность ИркАЗа более социально ориентирована. Поэтому «минусом» он считает то, что после объединения позиции СУАЛа в регионе будут несколько ослаблены, а «Русала» — усилены. Впрочем, последнее утверждение другие эксперты поставили под сомнение. «Будет одна компания. Просто пакет акций будет находиться в разных долях у разных людей», — говорит Владимир Третьяк.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры