издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Операция: антитоллинг

Администрация Иркутской области решила избавить российскую алюминиевую промышленность от применения толлинговых схем. Идеологом этой борьбы называет себя вице-губернатор Сергей Воронов. Комментируя создание объединённой алюминиевой компании, он отметил, что бюджет Иркутской области ежегодно теряет на применении толлинга алюминиевыми заводами на территории региона около 6 млрд. рублей. Экспертное сообщество недоумевает относительно этой реакции на объединение имеющих активы на территории Приангарья РУСАЛа и СУАЛа, полагая, что в результате процесса слияния алюминиевых компаний иркутские власти попытаются выторговать преференции для региона.

Инициатива с мест

Курирующий в администрации Иркутской области вопросы бюджетной политики вице-губернатор Сергей Воронов во вторник, отвечая на вопросы журналистов, заявил о том, что администрация Иркутской области с тревогой наблюдает за процессом создания компании «Российский алюминий». Обеспокоенность властей главным образом вызывает порядок формирования платежей в бюджет. Воронов подчеркнул, что область от применения РУСАЛом на Братском алюминиевом завода толлинга (предприятия СУАЛа на территории региона не применяют эту схему. — «Конкурент») теряет 6 млрд. рублей. В числе своих союзников Сергей Воронов назвал министра финансов Алексея Кудрина. «Региональные власти в настоящий момент занимают достаточно ясную позицию, требуя от федеральных чиновников либо отменить толлинг, либо компенсировать Иркутской области выпадающие доходы из федеральной казны», — подчеркнул он.

Толлинг, позволяющий минимизировать таможенные платежи, налоги на добавленную стоимость и прибыль, представляет собой разновидность операций с давальческим сырьём. Он относится к категории внешнеэкономических операций и активнее остальных используется в алюминиевой отрасли. При применении толлинговых схем сырьё и получаемая из него продукция не облагаются налогами в стране, в которой осуществляется переработка. Налоги уплачиваются лишь с услуги по переработке. Толлинг был узаконен в России в 1993 году, в период падения мировых цен на металл и разрыва производственных связей между предприятиями алюминиевой промышленности бывшего СССР.

На протяжении последних лет попытки запретить толлинг оканчивались ничем, встречая сопротивление алюминиевого лобби. В этой связи Сергей Воронов считает, что законодательная инициатива об отмене толлинга должна исходить от президента либо от правительства. Один из депутатов Государственной Думы отметил, что отмена толлинга — вопрос компетенции федеральных властей, поскольку именно федеральная казна несёт основные потери в виде выпадающих таможенных платежей и НДС. Вероятно, в результате создания объединённой компании вопрос о его применении отпадёт сам собой, поскольку «Российский алюминий» достигнет баланса сырья и перерабатывающих мощностей, предположил он. «Говорить о том, что Иркутская область теряет 6 млрд. рублей от применения толлинга на БрАЗе, по крайней мере, некорректно, поскольку такой объём прибыли не может быть сформирован предприятием в регионе», — сказал наш собеседник. В РУСАЛе вовсе оставили слова Сергея Воронова без комментариев.

Хотя депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козьмин убеждён, что предмет вмешательства областных властей всё же имеется. И касается как раз вопроса формирования центра прибыли от продажи алюминия. «В Красноярском крае в результате переговоров с РУСАЛом удалось добиться того, что налоговые платежи с тонны производимого алюминия в соседнем регионе стали существенно выше, чем в Приангарье», — заявил Козьмин. Между тем он связал антитоллинговый спич вице-губернатора с началом нового политического сезона, а отнюдь не с созданием объединённой компании.

Только цифры и ничего личного

В беседе с корреспондентом «Конкурента» Сергей Воронов пояснил, что его подсчёты выпадающих доходов региональной казны базируются на структуре цены на первичный алюминий. Цена металла на Лондонской бирже составляет около 2,5 тыс. долл., а себестоимость тонны алюминия, произведённого Братским алюминиевым заводом, по оценкам вице-губернатора, с учётом сырья и транспортных расходов, может колебаться от 1 до 1,5 тыс. долл. «Учитывая объёмы производства на БрАЗе в год 970 тыс. тонн, прибыль может составлять 970 млн. долл., а налог на прибыль несложно высчитать, зная ставку налога, которая составляет 24%», — заметил Воронов. В связи с чем и возникла озвученная им цифра 6 млрд. рублей. По словам Сергея Воронова, в настоящее время БрАЗ платит в бюджет Иркутской области налог на прибыль 600 млн. рублей, при этом использует дешёвую электроэнергию, человеческие ресурсы, однако регион налоговую отдачу не получает, констатирует он. «Налоговый потенциал Иркутской области выше, чем поступления, и в Минфине нас винят в том, что мы плохо собираем налоги», — сказал Сергей Воронов.

Торг уместен

Причём вице-губернатор поспешил заявить, что толлинг — «это не проблема РУСАЛа: «Как должен вести себя Дерипаска, если государство позволяет ему не платить налоги?» Сергей Воронов уверяет, что у областных властей «с РУСАЛом и Дерипаской нет противоречий». «Мы ни на кого не наезжаем, мы говорим правду», сказал Сергей Воронов и признался, что после вторничной пресс-конференции «от Дерипаски уже звонили». «Это не политика, это экономика, — говорит он. — Мы сегодня никому не хотим создавать проблем. Мы просто с правительством разговариваем на языке цифр и фактов. Толлинг — норма рудиментарная, но позволяет многим группам иметь гиперприбыль. Александр Тишанин уже общался по этому поводу с Владимиром Путиным». Сергей Воронов считает, что толлинг прекратит своё существование уже в 2007 году.

Аналитики, напротив, склоняются к мнению, что законодательно толлинг вряд ли будет отменён в ближайшее время. В случае падения мировых цен на алюминий до 1740 долл. производство этого металла в рамках отечественного налогового и таможенного законодательства выпадает за уровень рентабельности, отметил аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфёнов. Валерий Вайсберг из ГК «Регион» считает, что вопросы формирования налоговой базы объединённой компании «Российский алюминий» будут обсуждаться при подготовке постановления Федеральной антимонопольной службы. «Конечно, место регистрации, а также порядок уплаты налогов мирового производителя алюминия — предмет консультаций и договорённостей с федеральными чиновниками, влиять на разультат которых хотят и власти Иркутской области», — заключил аналитик.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры