издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не на тех поставили

  • Автор: Дмитрий ТАЕВСКИЙ, Член оргкомитета Байкальского движения

К перспективам развития массового туризма на Байкале стоит относиться осторожно. Сделанная ставка на «классического» туриста может оказаться бесперспективной. Чиновники и туроператоры ошибочно обделяют вниманием экстремалов и любителей этнического туризма. Сегодня имеются основания для того, чтобы развеять миф о большом будущем туристической отрасли Приангарья.

С виду все предпосылки для развития туризма в Приангарье имеются: есть большой и более-менее комфортабельный исторический Иркутск, есть хоть и криво-косо, но работающая туристическая инфраструктура, имеются и дороги — ничуть не худшие, чем в остальной России. И, главное, есть Байкал. Куда, как видится в мечтах чиновникам и туроператорам, должны слетаться и российские, и зарубежные туристы, как мухи на мёд. В тех же самых мечтах — не просто использовать существующий туристический потенциал, но и всемерно его развивать. К примеру, построив около Листвянки гостиничный комплекс с пропускной способностью в целый миллион туристов в год. Это, как известно, больше, чем побывало иностранных туристов во всей России в 2005 году.

На самом деле всё обстоит гораздо хуже. Начнём с того, что туристы бывают разные. Одни — «классическая» группа — (пенсионеры с деньгами, бизнесмены в отпуске, деловые молодые люди в поиске интересных партнёров в широком смысле слова) ездят и летают по миру с немаленькими деньгами, предпочитают комфорт и уют, приправленные местной экзотикой, и терпеть не могут опасности. Именно о таких гостях и мечтает любой глава местной администрации. Второй тип туриста — студенты, молодёжь из рядов среднего класса, журналисты в поисках «горячей» темы. Проживание в комфортабельных гостиницах для них не представляет интереса, им нужны трудности жизни, иногда даже тёмные закоулки и риск. Эти ребята деньги экономят, едут к знакомым или по чьим-то отзывам, иногда — на место скандально известное, иногда — просто куда глаза глядят. Они не приносят больших доходов, и на них в нашем регионе, как правило, не обращают внимания, о чём говорит дефицит гостиничных мест эконом-класса.

Не ошибусь, сказав, что сам Иркутск как город мало привлекателен для туристов — как иностранных, так и российских. Таким его делают неудобная транспортная система, жара и пыль летом, холод и гололёд зимой. Его окраины заполнены криминальной молодёжью, а центр — ещё более криминальными взрослыми и бомжами. Всё это при практически полном отсутствии милиции, которая даже в бедных арабских странах, хотя бы в центральных туристических частях городов, присутствует в немалых количествах. Именно таким наш город оказывается в рассказах путешественников.

Магнитом для туристов является Байкал. Да, Байкал красив. Но он холодный и ветреный и никогда не станет центром массового пляжного туризма. А для составляющих основу иностранных гостей на берегах священного моря экстремалов, которые деньгами как раз и не сорят, а очень и очень их экономят, нет и не будет в ближайшие годы никакой туристической инфраструктуры. Разваливающиеся турбазы с удобствами во дворе и совершенно запредельными для такого уровня сервиса ценами — вот реальность современного байкальского туризма. Средняя цена пребывания одного человека на такой турбазе — от 20 до 30 долларов в день. Этих денег более чем достаточно, чтобы снять комфортабельное бунгало на берегу моря в Греции, Болгарии или Турции.

Тем не менее благодаря навязчивой мантре «Байкал — это туризм», повторяемой изо дня в день на всех уровнях власти, и уменьшению возможностей для наших сограждан «культурно отдохнуть» на Чёрном море на берега озера хлынули тысячи отдыхающих из Иркутска, Ангарска и Улан-Удэ. В 2005-2006 годах на Байкале началось настоящее паломничество «выходного дня» — огромное количество автомобилей заполонило буквально все доступные места. Ольхон, Малое море, Голоустное, Бугульдейка, Выдрино, Байкальск — в выходные дни в этих местах попросту негде припарковать автомобиль. В сочетании с милыми повадками наших соотечественников, предпочитающих на природе вещи покрепче и погромче, это нашествие мгновенно превратило когда-то красивые места в сплошную помойку. Уже сейчас на Ольхон и Малое море просто стыдно привезти иностранца — все доступные берега острова покрыты кучами мусора.

Проблема замусоренности коснулась даже проекта Кругобайкальской железной дороги, создававшегося в лучших традициях западного туризма. Сотни людей, обрадованные лёгкой доступностью желанного отдыха на «священных берегах», радостно оседлали специальный турпоезд и покатили, чтобы посмотреть многочисленные туннели, построенные «итальянскими рабочими по древнеримским чертежам» (цитирую экскурсовода. — Авт.). Людей периодически выпускают из поезда, демонстрируют достопримечательности. В местечке под названием Половина можно скушать домашние пирожки и переночевать за скромные, по европейским меркам, суммы. Но уже к середине лета по запаху на дороге можно легко определить, что поезд с туристами не снабжён биотуалетами. А последствия пребывания человека никто не поспешит убрать.

Любопытно, что в соседней Монголии смогли на южном берегу озера Хубсугул организовать отдых многочисленных гостей иным образом. Там туристы тоже живут в деревянных домах или вообще в юртах, варят себе еду на костре или едят в небольших ресторанчиках. Отличий от берега Байкала лишь несколько, но они весьма существенны.

На южный берег Хубсугула просто так попасть крайне сложно. Придётся проехать через кордон, заплатить за каждый день пребывания и подвергнуться достаточно суровому контролю всё время проживания. Жить можно либо на турбазе, либо в палатке — но для палаток отведены совершенно конкретные места, с готовыми кострищами, с мусорными баками, туалетами (нормальными тёплыми туалетами с проточной водой и белым унитазом). Причём за место для палатки тоже придётся заплатить. Турбазы оборудованы всеми удобствами, включая душ, ванну, Интернет, телефон. А главное — на Хубсугуле есть чем заняться. Десятки монголов с удовольствием будут катать туриста на лошади хоть весь день, и это будет именно вежливый и совершенно трезвый монгол. Десятки катеров стоят наготове, чтобы отвезти туриста на рыбные места, на охоту, просто посмотреть окрестности, само собой, всё за деньги, но далеко не запредельные. Расчёт при этом делается именно на многочисленных экстремалов и любителей дикой природы, а не на единичных толстосумов и их избалованных дамочек. Отдых обходится в 25-35 долларов на человека. Вот и всё, собственно. Но количество туристов на Хубсугуле ежегодно удваивается. А на Байкале — нет.

Поэтому идея о туристическом будущем Приангарья в нынешней ситуации является большим мифом. И она будет оставаться мифом до тех пор, пока изменения в этой сфере не окажутся радикальными. Однако радикальные решения требуют, во-первых, высокого уровня компетентности, а во-вторых, большого гражданского мужества. Ни того, ни другого у нынешних властей нет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры