издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Концессионный бум

  • Автор: Марина СОЛОМИНА

В начале этого года муниципалитеты обратили внимание на концессии как новый инструмент управления собственностью. Местные власти увидели в нём дополнительные возможности привлечения инвестиций. На первом этапе в концессии предполагается сдавать объекты коммунальной сферы региона. В будущем за ними должны последовать автодороги, мосты и путепроводы.

Пионеры и разведчики

Первый шаг к новой форме взаимодействия с частными инвесторами ещё в прошлом году сделала мэрия Иркутска, объявив конкурс на право заключения концессионного соглашения об использовании и реконструкции объектов муниципальной собственности по производству, передаче и распределению тепловой энергии. Победителем тендера было признано ЗАО «Байкалэнерго» (стопроцентная дочерняя структура «Иркутскэнерго». — «Конкурент»). В целом список получаемых компанией теплосетей, тепловых пунктов и котельных занимает четыре страницы. Непосредственно договор о передаче в концессию на 25 лет всех этих объектов планируется подписать уже на следующей неделе.

Администрация Тулуна в настоящее время подготовила пакет документов для проведения весной этого года конкурса на передачу в концессию четырёх котельных. В дальнейшем местные власти планируют передать в управление сети по тепло- и водоснабжению. А к лету планируется заключить договор на обслуживание нескольких путепроводов и участков дорог. В Братске, Ангарске, а также Черемхове проводят организационные мероприятия по оценке объектов ЖКХ, разработке конкурсной документации и концессионных соглашений.

Заместитель председателя городского комитета по ЖКХ Иркутска Светлана Щепина отметила, концессия позволяет не только сохранить муниципальную собственность, но и за счёт средств и сил концессионеров провести замену, реконструкцию и ремонт объектов. К этому способу управления муниципалитеты имеют ещё и другой интерес: они собираются сдержать рост тарифов и обеспечить его на уровне инфляции. Концессия должна заменить в некоторых случаях арендные отношения в сфере муниципальной коммуналки. «Концессия позволяет избежать так называемой скрытой приватизации, — сказала Светлана Щепина. — Порой частники берут в аренду муниципальную собственность, пользуются ею, не проводят усовершенствований и реконструкций, одновременно строят аналогичные собственные объекты».

Между тем многие муниципалитеты пока не готовы воспользоваться законом о концессионных соглашениях. В частности, в администрации Нижнеилимского района отметили, что существует много пока ещё не решённых вопросов по налогообложению и процедуре оформления концессионных соглашений. Власти Слюдянки и Слюдянского района в этом году собирались, но не станут передавать объекты ЖКХ в концессию потому, что «жители района в ходе опроса отрицательно высказались о предлагаемом нововведении».

Интересный бизнес

В ОАО «Иркутскэнерго» отказываются пока рассказывать о своей дальнейшей стратегии в вопросе приобретения муниципальных объектов в концессию и об ожидаемых от неё выгодах. Но, по мнению Светланы Щепиной, благодаря этому инструменту для инвесторов создан относительно прозрачный механизм вхождения в отрасль, и новый управляющий муниципальной собственностью — концессионер — сразу получает в своё распоряжение готовый бизнес и стабильный доход.

Эксперт инвестиционной компании «ФИНАМ» Екатерина Заведенская считает, что данный сегмент рынка привлекателен прежде всего крупным компаниям, заинтересованным в инвестициях в ЖКХ для получения дохода и укрепления своего влияния в регионе. При этом ЖКХ — достаточно капиталоёмкий сегмент, который представляет интерес для игроков, имеющих долгосрочную стратегию развития. Пока в этот сегмент вкладывались два игрока — «Интеррос» и «Ренова». Скорее всего, в ближайшее время круг инвесторов будет расширяться, в частности, за счёт газовых компаний и компаний электроэнергетики.

Без гарантий нет концессий

По мнению директора департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области Петра Воронина, основной проблемой и препятствием для развития концессионных отношений в ЖКХ является то, что эта сфера относится к разряду регулируемых. Причём в настоящее время на территории региона действует предельное значение индекса стоимости водоснабжения на уровне 16%, остальных услуг ЖКХ — 15%. Кроме того, существует система возмещения разницы между тарифом, установленным для населения, и фактической стоимостью жилищно-коммунальных услуг.

Так, в Усть-Куте разница между фактической стоимостью коммунальных услуг (58 руб. за 1 кв. м) и тарифом для населения (40 руб. кв. м) составляет в год 223 млн. руб. Тогда как в муниципальном бюджете на покрытие этого разрыва заложено только около 31 млн. руб. Чтобы привлечь инвесторов, от муниципалитетов и областных властей требуются гарантии возмещения этой разницы, а дать эти гарантии никто не может. Кроме того, сам концессионер должен прийти не просто для пользования этим имуществом, а на условиях инвестирования средств в ремонт и модернизацию получаемых объектов.

По словам Петра Воронина, в департаменте в настоящее время разрабатываются концессионные предложения. В частности, в Усть-Куте предлагается передать в частное управление на 10-15 лет две котельные. В соглашении планируется прописать условие, при котором концессионер возьмёт на себя работу по объединению, модернизации котельных и переводу их с жидкого топлива на твёрдое. По предварительным подсчётам, срок окупаемости проекта составит два-три года.

Среди факторов, тормозящих распространение концессий, Заведенская называет также и то, что в законодательстве не прояснены все инвестиционные риски. «Например, оговорка о неизменности в течение семи лет налогового и таможенного режимов для концессионеров может плохо приниматься судами, — считает аналитик. — Кроме того, она одновременно является возможным способом для налоговых злоупотреблений».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры