издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Utair приземлился в Усть-Куте

Тюменская авиакомпания «Utair» увеличила свою долю в уставном капитале ОАО «Аэропорт Усть-Кут» с 51% до 76,6%. Руководство авиакомпании заявило, что аэропорт будет использоваться в качестве основной базы «Utair» в Восточной Сибири. Аналитики, успевшие оценить приобретение авиакомпании в «несколько миллионов долларов», заявляют о тенденции — крупные российские авиакомпании интересуются пакетами в акционерном капитале локальных аэропортов. Однако круг потенциальных инвесторов будет достаточно узок, это связано с невысокой ценностью местных аэропортов как обособленных инвестпроектов.

ОАО «Аэропорт Усть-Кут» имеет сертификат соответствия на техническое обслуживание воздушных судов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-76, Як-40. Но сейчас предприятие нельзя назвать успешным: за 15 лет штат работников аэропорта сократился с 450 до 80 человек, убытки составили 15 млн. рублей, объёмы перевозимых грузов сократились в 10 раз. За последние несколько лет контрольный пакет ОАО «Аэропорт Усть-Кут» несколько раз менял собственника.

В 2003 году судоходная компания «АЛРОСА-Лена» приобрела его у администрации Усть-Кутского муниципального образования. 1 августа прошлого года актив был продан материнской компании — АК «АЛРОСА» — в счёт погашения задолженности дочернего предприятия. В начале нынешнего года собственником 51% акций стала тюменская авиакомпания «Utair». В конце февраля у менеджмента аэропорта, которому ранее принадлежало 49% акций, был выкуплен пакет в 25,6%.

Тюменская авиакомпания работает с 1967 года, занимает второе в России месте по количеству перевезённых пассажиров. В 2006 году их число составило почти 2,5 млн. человек. Собственный авиапарк компании состоит из 123 региональных и магистральных самолётов, а также вертолётов. Помимо пассажирских перевозок имеет несколько смежных бизнесов, в числе которых и обслуживание «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР, осваивающих крупнейшие месторождения в Восточной Сибири. Сразу же после покупки акций усть-кутского авиапредприятия руководство «Utair» сообщило, что аэропорт Усть-Кут должен стать базовым для нового региона нефтедобычи и масштабного трубопровода к Тихому океану.

«Авиакомпания намерена инвестировать в инфраструктуру предприятия средства, необходимые для его функционирования на уровне современных стандартов», — говорится в официальном сообщении по итогам сделки. Сумма инвестиций в аэропорт Усть-Кута не называется, но говорится о том, что на реконструкцию взлётно-посадочной полосы аэропорта Ноябрьск, который принадлежит «Utair», в 2005 году затрачено более 140 миллионов рублей. Сейчас в собственности авиакомпании находятся ещё четыре аэропорта: в Берёзово, Игриме, Мысе Каменном и Тазовском. Авиакомпания планирует дальнейшие приобретения небольших аэропортов на севере России и в Восточной Сибири, после чего собирается объединить их в холдинг.

Начальник отдела продаж Иркутского филиала ИК «Компания Брокеркредитсервис» Александр Воронов полагает, что «Utair» рассматривала возможность приобретения локального аэропорта в Республике Саха (Якутия), но предпочла усть-кутский потому, что «он дешевле». Аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский оценил ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в «несколько миллионов долларов». Он отметил, что крупные российские авиакомпании (КрасЭйр, Utair, Аэрофлот) интересуются крупными пакетами в акционерном капитале локальных аэропортов. Они интересны им в первую очередь как способ диверсификации бизнеса и развития смежных сфер деятельности. «К тому же они позволяют существенно сократить издержки обслуживания и эксплуатации самолётного парка», — отметил эксперт. Александр Воронов считает, что местные аэропорты будут пользоваться популярностью, только если они располагаются неподалёку от разрабатываемых месторождений.

Сергиевский прогнозирует, что локальные аэропорты будут пользоваться существенным спросом. Однако круг потенциальных инвесторов будет достаточно узок, речь идёт о крупных и средних авиакомпаниях. «Это связано с тем, что ценность локального аэропорта как обособленного инвестпроекта невысока. Наиболее эффективное использование активов локальных аэропортов достигается при их интеграции в масштабный авиационный бизнес», — пояснил эксперт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры