издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И сила, и хрупкость

  • Автор: Изольда ЦАХЕР, музыковед

Программа музыкального вечера, состоявшегося 10 марта в зале Иркутской филармонии, была построена по принципу контраста: в первом отделении исполнялся Фортепианный концерт Шопена (ми минор), во втором - Пятая симфония си-бемоль мажор Прокофьева. В качестве солиста выступил лауреат международного конкурса Константин Сероватов, дирижировал оркестром Евгений Волынский.

Интерпретация произведений Шопена, казалось бы, хорошо известных, доступных широкой публике, на деле ставит перед музыкантом сложные задачи. Искусству Шопена свойственно соединение несоединимого: воли, твёрдости, силы — и хрупкости, утончённости, изысканности. По словам французского пианиста Альфреда Корто, много игравшего сочинения великого поляка, «в хрупком Шопене жила энергия бойца. Его природа — застывшая сталь». Романтику Шопену чужда романтическая неистовость.

Он сдержан и строг. Шуман именовал его преемником Бетховена. Перевес одного из начал, что нередко встречается у исполнителей Шопена, вуалирует неповторимость его художественной индивидуальности. Цель музыканта — достижение органического синтеза.

Константин Сероватов — пианист, находящийся в постоянном творческом поиске, открывший для себя и слушателя новые пласты фортепианной музыки, ищущий адекватную трактовку сочинения — как авторскому замыслу, так и ментальности человека нового времени. Почтение Сероватовым Концерта ми минор Шопена, чуждое внешней аффектации, предстало убедительно и впечатляюще.

Три части Концерта раскрыли разные стороны художественного мира композитора. В первой части — это обречённость, граничащая с покоем, «на который способны только печальные и остывающие сердца» (А. Ивашкевич); это образ романтического идеала в его немыслимой, запредельной красоте, абсолютной чистоте. Лирика второй, медленной, части интеллектуализирована. (Классическая логика, логика старых мастеров обычно отмечается в творчестве Шопена). Пианист раздвигает рамки привычного «ноктюрна». Здесь поёт не только чувство, но и мысль. Выразительная, «говорящая» интонация, в принципе свойственная исполнительскому стилю К. Сероватова, приобретает порой черты речитации. В финале Концерта картина народного празднества (если следовать его расхожей трактовке) дана пианистом опосредованно, отмечена отстранённостью, иллюзорностью. Она сплошь и рядом разрушается эмоциональными диссонансами. Комментируя игру Сероватова, нет нужды вспоминать о технике. Она совершенна. И всё же хочется сказать об особом качестве звука, найденном пианистом, его специфической красоте, посредством которой раскрывается духовный аристократизм Шопена.

Оркестр — важнейшая составляющая Концерта — образовал ансамбль с фортепиано. Дирижёр (Е. Волынский) и пианист были едины в преподнесении музыки — в «дуэтах», взаимодействии, развитии драматургических линий.

Симфония № 5 Сергея Прокофьева — сочинение масштабное по размерам и замыслу (создано в годы Великой Отечественной войны) — требует для её воспроизведения солидной профессиональной базы. Она была освоена музыкантами в целом на должном уровне. Оркестр звучал ярко, слаженно, подчиняясь творческой воле дирижёра. Симфония воспринималась с интересом от начала до конца во многом благодаря оригинальной трактовке её Е. Волынским. Дирижёр живо откликнулся на характерную черту инструментального стиля Прокофьева — театральность: присутствие актёрского жеста, узнаваемость персонажей из сценической музыки самого Прокофьева. Образность симфонии, решённой в этом ключе дирижёром, обрела особую рельефность, броскость. Симфония же в целом — дополнительную красочность, многомерность.

Лирически насыщенный вальс (3-я часть) невольно ассоциировался с балетными адажио. Остро юмористическая тема финала — с клоунадой Меркуцио из балета «Ромео и Джульетта». Драматический диалог (середина 3-й части), эпика среднего эпизода финала, — с военными сценами из оперы «Война и мир». Реприза Скерцо (2-я часть), восходящая к живописному жанру «плясок смерти», — со сценой смерти Меркуцио.

Характер каждой части симфонии, линии развития были чётко прочерчены дирижёром.

Впечатление, оставшееся от концерта, можно определить как радость — радость от общения с крупными мастерами, от знакомства с глубокой, неординарной интерпретацией музыки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры