издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Алюминиевое слияние: денег в регионах не станет меньше

В России создана крупнейшая в мире алюминиевая компания

  • Автор: Андрей ШАЛЫГИН

В двадцатые годы прошлого столетия Россия встала в ряд стран, производивших алюминий промышленным путём. До этого столовые приборы из этого металла находились только в коллекциях самых знатных европейских фамилий, в том числе в доме Романовых. Но с агрессивным ростом промышленности начались активные освоения залежей бокситов в России. Вскоре СССР стал одним из крупнейших производителей алюминия в мире. Однако с началом реформ мы в значительной мере утратили свои позиции. Ситуация в алюминиевой промышленности была далека от идеальной. Плановая экономика уступила своё место рыночным отношениям, но большинство предприятий ещё не адаптировались к новым условиям хозяйствования. Однако начиная с 1995 года наша страна стала возвращать себе рынки этого металла, наращивая свой потенциал. Именно в этом году в офисе СУАЛа появились тиманские бокситы. Как и кто смог довезти эти куски руды до Москвы с затерянного на просторах Республики Коми месторождения, открытого советскими геологами ещё в 1960-х годах, уже не вспомнит никто. И хотя природные особенности Средне-Тиманского месторождения бокситов уникальны, участие в их разработке на тот момент было авантюрой — к месту их залегания можно было попасть только на вертолёте. Но именно наличие собственного бокситового рудника гарантировало СУАЛу сырьевую независимость. Пожалуй, именно этот момент можно считать началом возрождения великой алюминиевой империи.

Новым этапом завоевания Россией своего места в глобальной экономике стало решение Федеральной антимонопольной службы по слиянию двух отечественных алюминиевых гигантов — «РусАл» и СУАЛ, в результате чего появился крупнейший игрок на мировом рынке алюминия (на его долю придётся свыше 10 процентов мирового производства этого металла). Слияние даст куда более широкие возможности для всех участников сделки. Причём, что является достаточно уникальным моментом, инициатива по слиянию исходила в том числе и от компании, которая уступала по объёму производства своему партнёру, а именно — от СУАЛа.

Объединение произошло, несмотря на то, что часть экспертов высказывала сомнения в том, что это произойдёт достаточно быстро и безболезненно. Хотя отсутствие оптимизма в прогнозах специалистов, скорее всего, объяснялось тем, что слишком велика оказалась инерция мышления: Россия — страна «дикого капитализма», где подобные соглашения до недавнего времени были практически невозможны без ущемления интересов партнёров. Тем не менее что-то значительно изменилось в стратегии отечественного бизнеса. И уже не крупные корпорации стремятся поглотить партнёров, но, напротив, идёт вполне осознанный процесс взаимной интеграции во имя общих интересов в глобальной экономике.

В создаваемой компании акционерам «РусАла» будет принадлежать 66% акций, акционерам СУАЛа — 22%, Glencore — 12%. Не будет большим преувеличением сказать, что российские предприниматели объединились под влиянием внешних факторов. Ведь и СУАЛ и «РусАл» постоянно сталкивались с одними и теми же проблемами в конкуренции с западным бизнесом, и эта борьба ослабляла российских гигантов. Создание единой компании внутри России даёт больше возможностей для развития вовне. Также решается вопрос с производственным сырьём, в котором компания Олега Дерипаски постоянно испытывала затруднения. «Синергия налицо по сырьевому обеспечению, в энергетических проектах, по кадровой политике, по международным проектам», — заявил Виктор Вексельберг после того, как объединение стало практически свершившимся фактом. Теперь объединённая алюминиевая корпорация расположится на пяти континентах, в 17 странах мира, станет производить свыше 4 миллионов тонн алюминия и 11 миллионов тонн глинозёма в год. На рынке России компания займёт монопольное положение. А в течение трёх лет с момента завершения сделки объединённая компания планирует осуществить выход на IPO на Лондонской фондовой бирже.

Трудно сказать, кто первый начал игру на повышение — Кремль или бизнес. Во всяком случае, всё вышло довольно синхронно. Накануне вступления России в ВТО компании, которые, безусловно, выиграют из-за открытости таможенных границ, группируются в крупные образования. И хотя на последней встрече представителей крупного бизнеса с президентом глава государства несколько откорректировал фразеологию Виктора Вексельберга по поводу «экспансии» на Запад (чтобы не напугать зарубежных партнёров, которые и без того ощутимо нервничают от перспективы конкурировать на равных с российскими компаниями), суть позиции российского крупного бизнеса, безусловно, остаётся неизменной — завоевание мировых рынков.

Слияние гигантов, которые уж точно не стремятся делить внутренний российский рынок (он становится слишком тесным), направлено именно на завоевание прочных позиций за рубежом. В противном случае глава СУАЛа, а именно он испрашивал «благословение» у Владимира Путина на слияние, никогда бы его не получил. Тем более что в данном случае можно было ввести вполне рыночные препоны — поскольку после объединения компания покрывает все 100 процентов российского производства алюминия, становясь монополистом. Такую сделку антимонопольная служба вполне могла положить под сукно. Но при определённых дополнительных обременениях ФАС дал добро.

Владимир Путин, говоря об амбициях отечественных бизнесменов, отметил, что «российский бизнес окреп», «у него появились здоровые амбиции и ресурсы для масштабных инвестиций» и «настало время для расширения участия наших предприятий в международной кооперации и реализации серьёзных коммерческих инициатив за рубежом».

Участие в проекте швейцарской компании Glencore также было вполне логичным решением. Третий игрок хорошо уравновешивает позиции двух гигантов, становясь единственным зарубежным партнёром, который, во-первых, должен показать своим коллегам, что дверь в алюминиевые кладовые России открыта для всех, а во-вторых, способен обеспечить алюминиевые заводы в России недостающим сырьём.

Впрочем, для собственно радужных прогнозов ещё далеко, поскольку объединение таких гигантов — дело не одного дня. Хотя у одного из руководителей всё же есть опыт подобных операций. В частности, опыт объединения ТНК-ВР с «Альфа-групп».

Безусловно, только трёхсторонним объединением усилий дело, по-видимому, не ограничится. За этим, скорее всего, последует поглощение или дальнейшие крупномасштабные слияния с зарубежными компаниями (это, кроме прочего, серьёзно стабилизирует бизнес). В частности, об этом свидетельствует соглашение между сторонами на размещение акций на IPO, которое было достигнуто в процессе переговоров Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски. Именно подобная схема даёт возможность поглощать равноценные зарубежные компании.

Если необходима сделка с сопоставимой по стоимости зарубежной компанией с привлечением одних кредитов (сумма свыше 15 млрд. долларов), решить проблему трудно, гораздо предпочтительней, будучи публичными, оплатить сделку акциями и в течение года распорядиться ими пропорционально имеющимся долям для создания ликвидности.

Таким образом, первый шаг к завоеванию мировых рынков сделан. Скорее всего, уже в обозримом будущем в сферу интересов «Российского алюминия» попадут небольшие пред-приятия (если таковые остались) в странах СНГ и ближнем зарубежье, а после наращивания мускулов предстоит реализация более широких планов.

Впрочем, говоря об успехах российского бизнеса за рубежом, нельзя не думать о том, как скажется слияние на внутреннем рынке. Останутся ли выполнены взятые на себя обязательства, в том числе по налоговым поступлениям в регион? А ведь это немалые деньги, которые во многом давали возможность держаться на плаву не только бюджетам субъектов Российской Федерации, но и людям, которые участвовали в социальных программах.

В целом налоговые поступления от СУАЛа только за один год выросли на 147 процентов, при-ближаясь к пяти миллиардам рублей. По Иркутской области эта сумма в прошлом году составила почти миллиард рублей (по сравнению с 2005 годом налоговые поступления в область выросли на 178 процентов). Излишне говорить о том, что такие финансовые потоки вполне могут поддерживать крупный регион, превращая его в донора для своих соседей.

Кроме того затраты на социальные программы группы СУАЛ в 2005 году в целом составили 1693100000 руб. Средства, при-влечённые управляющей компанией «СУАЛ-Холдинг», для реализации программ социально-экономического развития территорий в 2005 году составили 26000000 руб.

Но и с формированием новой компании, как утверждают руководители алюминиевого гиганта, все без исключения социальные программы не подвергнутся сокращению. Более того, в значительной степени улучшится инвестиционный климат в регионах, а значит, произойдёт поступление новых финансовых потоков в региональные бюджеты.

Не так давно выступая в верхней палате парламента, вице-премьер Дмитрий Медведев докладывал сенаторам о выполнении национальных проектов. Так, следуя логике доклада вице-премьера, ставка правительства Российской Федерации в освоении российских регионов делается в большой степени на отечественный бизнес. Именно с этой точки зрения можно оценивать решение ФАС о том, что сформировавшийся алюминиевый гигант получил «зелёный свет» для дальнейшего развития не только за рубежом, но и в России. Ведь сегодня в нашей стране возможен лишь социально ориентированный бизнес.

Кроме прочего, ФАС предусмотрела использование механизма ценовых биржевых котировок. Объединённая компания приняла на себя обязательства, при исполнении которых российские потребители будут получать алюминий по цене Лондонской биржи металлов (LME) с наценкой максимум 4-5%, что соответствует сложившейся деловой практике. Для зарубежных потребителей наценка будет в два раза выше.

Предписания Федеральной антимонопольной службы также включают в себя непременное исполнение всех заключённых договоров в соответствии с их условиями. Это будет касаться, в том числе, выполнения государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ. Не будут предприняты и действия, направленные на прекращение или ограничение производства, что впрямую могло затронуть интересы регионов. Разумеется, все потребители и поставщики будут поставлены в должные, недискриминационные, условия. ФАС, по словам её представителей, продолжит контроль за ценами, объёмами производства и экспортом продукции Объединённой компании «Российский алюминий». Таким образом, контроль за исполнением, в том числе и социальных программ, остаётся в руках государства и правительства. И это, с одной стороны, должно стимулировать бизнес к выполнению взятых на себя обязательств, а с другой — обезопасить россиян от возможных потрясений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры