издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Страсти» по Григоруцэ

  • Автор: Изольда ЦАХЕР, музыковед

Недавно в Иркутске состоялась премьера Пассионов («Страстей») для органа композитора Дечебала Григоруцэ в авторском исполнении. Произведение составило программу благотворительного концерта в Кафедральном соборе Непорочного Сердца Божьей Матери. Выпускник Иркутского музыкального училища и Московской академии музыки им. Гнесиных, Д. Григоруцэ занимает ныне должность органиста Кафедрального собора.

«Страсти» — старинный жанр духовной музыки, посвящённый евангельской истории Иисуса, воплощающий последние события его жизни: предательство Иуды, крестный путь, смерть. Этот вечный сюжет получил бесчисленное множество художественных интерпретаций. В музыке — от И.С. Баха до современных авторов: Кшиштофа Пендерецкого («Страсти по Луке»), Софии Губайдулиной («Страсти по Иоанну»). Григоруцэ создаёт инструментальный камерный вариант Пассионов без участия голосов и хора, подобно Органной мессе Баха.

Обращение к столь масштабной теме — «сверх-теме» — требует от композитора отваги и зрелости, полной душевной самоотдачи. Будучи автором разнообразных сочинений (камерная опера, симфонии-сюиты, фортепианный цикл), включая Пасхальную мессу, Григоруцэ обладает уже определённым опытом в создании духовной музыки. Думается, композитору удалось сказать своё «слово» в каноническом жанре.

Неизбежная, оправданная в произведении такого рода связь с традицией, музыкальной символикой старых мастеров опосредуется у Григоруцэ самостоятельностью мышления, творческой инициативой. Возникающие параллели не нарушают единства целого, отмечая важнейшие вехи, узловые моменты. Интонации скорбного размышления в стиле Баха — Шостаковича определяют основной настрой, появляясь в разных частях. По-баховски космическое мажорное окончание части «И свет во тьме светит» звучит триумфально. Долгая пауза в конце «Совершилось» воскрешает её старинное употребление как символа смерти.

Многогранность смысла первоисточника раскрывается композитором во многом с помощью умелого выбора тембров — органных регистров. Трагически мрачного (Passio), тусклого — знака безмерности страдания и душевной опустошённости («Слёзы матери»). Уподобление в той же части органного звучания вокальным тембрам ассоциируется с оплакиванием, одиноким голосом. Явление ангела («И свет во тьме светит») вызывает в памяти «витражную» красочность, многоцветность музыки композиторов ХХ века Хиндермита, Мессиана. Чистота высоких регистров обретает качество нематериальности, бесплотности (заключительная часть «К Тебе»).

Присущая стилю Д. Григоруцэ — музыканта XXI века — диссонансность не противоречит исконному строю Пассионов. Она усиливает впечатление боли, страдания, скорби. Единство сочинения, пре-вращающее 12 отдельных частей в цикл, диктуется содержанием. Оно достигается эмоциональным нарастанием, накоплением эмоционального напряжения. Каждая часть знаменует ступень духовного восхождения. Доводя линию нарастания до катарсиса, кульминационного «откровения» (дематериализация, сияние-свет), Григоруцэ выходит за рамки традиции — общепринятого скорбного завершения Пассионов эпизодом «Положения во гроб».

Д. Григоруцэ предстал в концерте не только композитором и органистом, но и автором поэтического текста последней части «К Тебе» — текста, зачитанного наряду с выдержками из Евангелия в промежутках между частями. Это двойное авторство — дополнительное свидетельство искренности вживания в непреходящий смысл Писания как основы творческой удачи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры