издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особое отношение

Сенаторы обещали инициировать закон для БАМа

Совет Федерации собирается предложить федеральным властям создать особую экономическую зону на территории, прилегающей к Байкало-Амурской магистрали. Эта инициатива может стать новой попыткой сформулировать эксклюзивные условия для развития БАМа. Не все сенаторы верят в то, что она получит поддержку правительства и депутатов Государственной Думы. Не ясны ещё ни формат, ни предположительные сроки внесения законопроекта в нижнюю палату. Однако эксперты полагают, что вне зависимости от того, готово ли государство предоставить налоговые преференции для потенциальных инвесторов, необходимо, прежде всего, подготовить пакет проектов, способный заинтересовать бизнес.

В четверг комиссия по естественным монополиям провела в Иркутске выездное заседание. Проходило оно в усечённом составе. Из 41 члена комиссии в столицу Приангарья приехали шестеро. Скромную явку сенаторов компенсировал статус участников заседания, в числе которых были вице-спикер верхней палаты парламента Дмитрий Мезенцев, председатель комиссии Николай Рыжков и его заместитель Валентин Межевич. Тема развития БАМа в качестве основной для заседания комиссии возникла не случайно. Она рассматривалась на последнем Байкальском экономическом форуме, который проводится под эгидой Совфеда, а на одном из первых форумов уже предлагалось создать специальную экономическую зону «БАМ». Однако эта идея была заблокирована правительством и Госдумой, а принятые в 1992 и 1997 годах правительством разного рода постановления о создании льготных условий для развития магистрали оказались недейственными.

Теперь, по мнению нашего собеседника, ситуация изменилась: федеральные власти сами стимулируют создание особых экономических зон. Так родилась идея повторить попытку инициировать создание особой экономической зоны на БАМе, причём в форме рамочного законопроекта. Как прокомментировал «Сибирским новостям» решение комиссии Николай Рыжков, если разрабатывать закон прямого действия, необходимо будет учитывать в нём конкретные проекты, на которые не всегда можно получить согласования. В рамочном законе можно будет описать основы, правила действия хозяйствующих субъектов на территории особой экономической зоны, систему налогообложения.

Сенаторы оправдали надежды региональных властей и руководства ОАО «Российские железные дороги», настаивающих на поиске инструментов, которые стимулировали бы загрузку магистрали. Однако сенаторы окончательно не определились, будет ли законопроект касаться каких-то конкретных участков БАМа. Учёные Института экономики и организации промышленного производства СО РАН предлагают, например, на территории, прилегающей к магистрали, сформировать интегрированные производственно-транспортные зоны (ИПТЗ) и комплексно их развивать. Речь идёт о Северо-Иркутской (Братск — Усть-Илимск — Железногорск), Северо-Читинской (на базе Удоканского и Чинейского месторождений), Южно-Якутской (на базе Нерюнгринского и Эльгинского месторождений), портовой (Ванино и Совгавань), а также Верхне-Ленской (с центром в Усть-Куте) зонах.

Валентин Межевич предложил оценить возможность разработки и реализации проекта создания Верхне-Ленской ИПТЗ. Интеллектуальные ресурсы для этого в Иркутской области есть, считает он. Характеризуя эту территорию как перспективный объект для инвестирования, сенатор отметил наличие в Усть-Куте воздушного, железнодорожного, автомобильного и речного транспорта, возможность развития нефтяной, газохимической промышленности, предприятий лесопереработки. «Государство, создав Инвестфонд, Банк развития, учитывая опыт участия в проектах развития Нижнего Приангарья и Приполярного Урала, наряду с бизнесом могло бы участвовать в формировании Верхне-Ленской зоны», — заключил Межевич.

Начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти РЖД Владимир Клименко предложил создать федеральную структуру — координатора освоения БАМа. Он заявил, что РЖД намерено претендовать на помощь федеральной казны в финансировании работ по увеличению пропускной способности дороги. До 2020 года на эти цели необходимы 61,2 млрд. рублей, при этом компания может выделить в 2007 — 2009 годах только 2 млрд. рублей. На финансовую поддержку создания схемы надёжного энергообеспечения севера области с выходом на энергосистему Якутии рассчитывает ОАО «Иркутскэнерго». Создание кольца БАМ — Киренск — Мамакан — БАМ и строительство газовой электростанции в Киренске оценивается компанией в 15 млрд. рублей.

В вопросе перспективы прохождения законопроекта в Государственной Думе у сенаторов мнения разошлись. Дмитрий Мезенцев считает, что правительство после одобрения 10 мая доклада губернатора Тишанина о социально-экономическом положении Иркутской области, вероятнее всего, даст на законодательную инициативу о БАМе положительное заключение, следовательно, её поддержит и нижняя палата парламента. «Госдума обычно блокирует получившие отрицательную оценку законопроекты и наоборот», — добавил он. Рыжков, напротив, убеждён, что идея особой экономической зоны на БАМе вызовет серьёзное сопротивление как раз со стороны правительства, поскольку её реализация предполагает выделение крупных госинвестиций. Тем не менее законопроект уже до конца этого года может быть представлен на обсуждение комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, возглавляемой премьером Михаилом Фрадковым.

Выяснить отношение к инициативе Совета Федерации руководства профильных комитетов Госдумы не удалось. Парламентарии предпочитают не давать комментариев до тех пор, пока проект не появится в их распоряжении. «Нами такая идея даже не обсуждалась. Сейчас нет предмета для обсуждения», — заявил «Конкуренту» руководитель аппарата комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы Дмитрий Криницин. Тем не менее уже на нынешнем этапе предмет для дискуссии находят аналитики. Наталья Орлова из Альфа-Банка считает, что у БАМа и прилегающих к нему территорий имеется хороший потенциал. Особенно при условии продвижения проекта развития на востоке транспортного сообщения, в том числе и автомобильного. По её мнению, сегодня для инвесторов более важны не налоговые преференции, а сами проекты, в которые можно войти капиталом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры