издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджет есть – а деньги будут?

Госдумой принят федеральный бюджет страны на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Что в связи с этим ожидает россиян в ближайшие три года? Как новый бюджет изменит ситуацию в Иркутской области? Эти вопросы наш корреспондент Алексей СЕРГЕЕВ задал депутату Госдумы от Иркутской области Сергею ДУБРОВИНУ.

Основные параметры госбюджета по годам: доходы в 2008 году составят 6 644,4 млрд. руб. (18,98% ВВП), в 2009 году – 7465,4 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2010 году – 8 090,0 млрд. руб. (18,06% ВВП). Расходы в 2008 году планируются в размере 6 570,3 млрд. руб. (18,8% ВВП), в 2009 году – 7451,1 млрд. руб. (18,8% ВВП), в 2010 – 8090,0 млрд. руб. (18,1% ВВП).

А.С.: А каков будет уровень инфляции?

С.Д.: Сегодня все прекрасно понимают, что наш жизненный уровень зависит не только от роста заработной платы, но и от его соотношения с уровнем инфляционного процесса. Согласно предложениям, высказанным в ежегодном Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, уровень инфляции должен понижаться и будет составлять в 2008 году – 7%; в 2009-м – 6,5 %; в 2010 году – 6 %.

Соответственно среднегодовой курс рубля к доллару США планируется: 25,90 – в 2008 году, 26,20 – в 2009 году, 26,80 – в 2010 году.

А.С.: Какие изменения произошли в бюджетном процессе за последнее время?

С.Д.: Первое – это появление среднесрочного планирования. Бюджет теперь рассчитывается сразу на три года. Большинство объектов, внесённых в бюджет, станут финансироваться вплоть до их реализации. Второе – повышение прозрачности бюджетного процесса. В большей степени финансируются не просто учреждения, а программы, ориентированные на конкретные результаты.

А.С.: Удалось ли депутатам добиться целей, которые ставились?

С.Д.: В основном удалось. Главные задачи, которые ставит перед собой «Единая Россия», – улучшение социально-экономической сферы. Несмотря на постоянное соперничество с финансово-экономическим блоком Правительства, удалось настоять на продолжении курса на повышение доходов населения. На 65% за три года должны вырасти пенсии. Заметно вырастет оплата труда бюджетников. Будут создаваться стимулы для роста зарплат во внебюджетной сфере. Удалось отстоять идею существенного увеличения ассигнований на развитие национальной экономики – инфраструктуры и высокотехнологичных отраслей. Расходы на эти цели вырастут в 2008 году на 221 млрд. рублей.

А.С.: То есть Правительство было против увеличения?

С.Д.: Неофициально – да. Спикер Госдумы Борис Грызлов говорил в своём выступлении, что само словосочетание «промышленная политика» ещё несколько лет назад рассматривалось чуть ли не как ересь. Во многом этот подход до сих пор сохраняется у чиновников и значительной части политической элиты. Хотя промышленная политика – это стратегия, которую в разных формах использовали все страны, добивавшиеся быстрого экономического роста. Это находит своё отражение в новом бюджете. Например, на развитие авиационной промышленности в 2008 году выделяется 25, 9 млрд. рублей, в 2010-м – уже 35,3 млрд. рублей. Впервые в бюджете выделяются деньги на судостроение. Серьёзно увеличиваются расходы на развитие атомной отрасли, которая в перспективе может стать одним из лидеров высокотехнологичного сектора с серьёзным экспортным потенциалом. Суммы значительные: от 61 млрд. в 2008 году до 112 млрд. в 2010 году.

Три года работы были посвящены на доказательство Правительству, что пора прекращать жить только за счёт прибыли от продажи нефти и газа за рубеж. Рост ассигнований на развитие индустрии говорит, что «лёд тронулся».

А.С.: Будет ли продолжена реализация национальных проектов?

С.Д.: Национальные проекты за прошедшее время показали себя эффективной формой решения социально-экономических задач. Достаточно сказать, что благодаря им в сфере образования заработная плата выросла в среднем на 30 %, в здравоохранении – на 37 %.

Продолжится реализация программы доступного жилья. Это позволит постоянно повышать темпы роста в строительной отрасли. К 2010 году планируется довести объёмы жилищного строительства до 80 млн. кв. м в год. Значит, страна реально вплотную подойдёт к рыночному решению проблемы высоких цен на недвижимость. В то же время государство сможет помогать отдельным категориям граждан в приобретении и получении квартир и домов.

Опережающими темпами растёт финансирование демографических программ. В 2008 году оно запланировано на уровне 43 млрд. рублей, через два года достигнет 91 млрд. рублей. Судя по тому, как в течение последнего времени растёт рождаемость, дальнейшее увеличение расходов здесь будет эффективным.

А.С.: Каковы перспективы агропромышленного комплекса?

С.Д.: В проект бюджета заложены значительные суммы на развитие села. Если в 2005 году речь шла о 25 млрд. рублей, то в следующем году это 77 млрд. рублей. С Минфином оговорено, что после утверждения новой программы развития сельского хозяйства цифры на последующие годы будут пересмотрены. Надеюсь, что финансирование отрасли в 2009-2010 годы будет выше, чем в 2008 году. В то же время важно понимать, что агропромышленный комплекс – это не просто отрасль экономики, но и почти 40 млн. человек, с ней связанных. Поэтому серьёзное внимание будет уделено вопросам социального развития села. Порядка 30 тысяч молодых семей, живущих на селе, должны получить поддержку в приобретении домов или квартир. А, например, Иркутская сельскохозяйственная академия получит средства на развитие материально-технической базы, ремонт сетей в п. Молодёжный и т.д.

А.С.: Как вы оцениваете позицию Правительства при формировании бюджета?

С.Д.: Основную роль здесь играет Министерство финансов. А его подход сводится к минимизированию любых расходов. С нашей точки зрения, это неправильная позиция. Государство имеет обязательства перед гражданами и обязано их исполнять. Тем более что бюджет России профицитен и будет таковым до 2010 года.

Ситуация с бюджетами территорий гораздо напряжённее, чем у федерального центра. Минфин декларирует, что бюджеты территорий суммарно профицитны. В действительности основная часть профицита (более 60%) складывается по 19 регионам-донорам, остальные с трудом финансируют минимум расходов. В сравнении с текущим годом трансферты бюджетам регионов вырастут сразу на 138 млрд. рублей. Это позволит сосредоточить дополнительные усилия на увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы, на содержании и развитии жилищно-коммунального хозяйства.

Иркутская область получит больше федеральных средств на строительство дорог, наконец решён вопрос и о выделении денег муниципалитетам на ремонт улиц. Будут выделены дополнительные средства для решения вопросов переселенцев с Севера. Теперь задача для региональных и местных органов власти – грамотная и своевременная подготовка программ развития.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры