издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как ездим, так и живём

Приангарье – один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации с огромной территорией и богатым ресурсным потенциалом. Уникальное сочетание топливно-энергетических, лесных, минерально-сырьевых ресурсов, неповторимость Байкала создают благо-приятные предпосылки для туристического бизнеса. Тормозит его неразвитость инфраструктуры, прежде всего дорожной. Ранее принятая программа развития автомобильных дорог не выполнена, в результате пять районов области всё ещё не имеют круглосуточной автотранспортной связи с магистралями общего пользования и областным центром. Причина одна – недофинансирование. Если, скажем, в 2003 году на строительство и реконструкцию дорог было выделено 933 млн. руб., то в 2006-м – лишь 530 млн. руб. (без учёта инфляции). Соответственно и новых дорог стали вводить втрое меньше, а действующие разрушаются, выходят из строя.

О том, как складывается ситуация в нынешнем году, рассказывает в беседе с нашим корреспондентом руководитель дирекции по строительству автодорог Иркутской области Николай КАРНЫШЕВ.

— Николай Андреевич, проблемы дорожной отрасли уже вызвали озабоченность и правительства, и президента. Это как-то сказывается на работе областных дорожников?

— Пока не ощущаем. Третий год одна и та же цифра по вводу новых дорог – 30–33 км. Нынешний не исключение. На стройку выделяется 269 млн. руб. из федерального и 292 млн. руб. из областного бюджетов. Только в июне получено разрешение на право подписания соглашения между областной администрацией и Росавтодором. То есть до середины года никто этих 269 миллионов не выделял и не направлял. Лишь 1 июля из областного бюджета поступило 105,8 млн. руб.

— 560 млн. руб. – деньги в общем не малые, куда они будут направлены?

— На дороги, которые предусмотрены планом, кроме трёх вновь начинаемых объектов, которые будут строиться за счёт территориальных средств и субсидий из федерального бюджета. Это долгожданный мостовой переход через р. Лена в районе с. Пономарёво. Под него на нынешний год выделено 60 млн. руб. Это будет семипролётное инженерное сооружение длиной 254 метра. Победившее в конкурсных торгах ОАО «Мостострой-9» приступает к бурению первых скважин под опоры. Два других из вновь начинаемых — дорога Тайшет – Чуна – Братск (на участке Сосновка – 174 км) и дорога Залари – Жигалово (участок 189 км – пос. Балыхта).

Продолжаем строительство подъезда к Братску на дороге Тулун – Братск – Усть-Кут – Осетрово. Нынче предусмотрен ввод 7 км дороги первой технической категории, для чего генподрядному ОАО «Братскдорстрой» необходимо выполнить работ на 44 млн. руб. В этом же сезоне должны сдать в эксплуатацию 14,3 км дороги Звёздный – Ния, строительство которой было начато в 2000 году. Останется последний, самый тяжёлый 8-километровый участок с путепроводом через железную дорогу, мостом через р. Ния, рядом других трудоёмких искусственных сооружений. На следующий год мыслим завершить строительство и дать нормальный проезд на пос. Магистральный, Улькан. 75 млн. руб. выделено на ввод 6-километрового участка автодороги Бодайбо – Таксимо…

Программой социально-экономического развития области на 2006 -2010 годы предусмотрено продолжение строительства и реконструкции участков дорог Звёздный – Ния, Тайшет – Чуна – Братск, Залари – Жигалово, Качуг – Жигалово, Видим – Прибойный.

— Николай Андреевич, остановимся на магистралях, ведущих к Байкалу. Не успел начаться туристический сезон, а на них уже аварии, нарекания. Когда приведём в порядок дороги Баяндай – Еланцы – МРС, Иркутск – Листвянка, Иркутск – Большое Голоустное?

— Первая из вашего списка обеспечивает кратчайший выход населённых пунктов Ольхонского района к федеральным магистралям Иркутск – Усть-Орда, М-53 и М-55 «Байкал», а также Транссибирской железнодорожной магистрали. Электроснабжение острова Ольхон и прокладка дороги до Баяндая значительно повысили привлекательность территории для туристов. Нынче капитальным ремонтом заканчиваем и введём ещё 2,3 км дороги Баяндай – Еланцы – МРС на участке мостового перехода через р. Анга (за Еланцами). Строительство оставшихся от райцентра Еланцы до Байкала 46 км «распечатаем» в следующем году. И начнём работы со стороны МРС, так как там проходит довольно сложный 10-километровый участок, подверженный наледеобразованию. Объём капитальных вложений на перевод автодороги с гравийным покрытием в асфальтобетонное и доведение участка до нормативного состояния составит около 800 млн. руб. Возрастает и потребность переправы на остров через пролив Ольхонские Ворота. Поэтому в помощь парому «Дорожник» строится новое судно вдвое большей вместимости.

Красивейшей многие туристы называют дорогу Иркутск – Большое Голоустное. Двадцать лет назад лесовозную дорогу передали Облдоруправлению. С тех пор на ней ведётся реконструкция. На сегодня практически вся дорога обновлена: расширена до 10 метров, обзавелась железобетонными мостами и трубами. В прошлом году на ней был введён 6-километровый участок, нынче планируется завершить реконструкцию заключительного участка протяжённостью 3,3 км, с вводом которого автодорога будет реконструирована по нормативам четвёртой технической категории. Дальше продолжится её асфальтирование, до конца сезона на двух километрах будет уложено асфальтобетонное покрытие.

Особо востребована VIP-персонами и автотуристами дорога четвёртой технической категории Иркутск – Листвянка. Интенсивность движения здесь в летнее время до 35 тысяч автомобилей в сутки. Не случайно на участке 0 — 28 км выполнено обоснование инвестиций на реконструкцию автодороги по нормативам первой технической категории.

— Шёл разговор о передаче её в федеральную собственность. Как скоро это произойдёт?

— Да, по классификации она подходит дорогам федерального значения. Но чтобы передать её, необходимо подготовить правоустановочные документы и направить их в Росавтодор, который затем согласует их с рядом министерств, и лишь затем правительство издаст постановление о принятии её в сеть дорог федерального значения. Как видите, всё не так просто. Второй год занимаемся передачей дороги «Вилюй» (Тулун – Братск – Усть-Кут – Якутск). На сегодня Минфин, Минэкономразвития, Минюст постановление о передаче дороги в федеральную собственность завизировали. Как только оно будет подписано в правительстве, дорога, 1000 км которой проходит по территории Иркутской области, будет содержаться за счёт средств федерального бюджета. Это позволит нам высвободившиеся средства направить на региональные дороги.

— Особенно на их ремонт, не так ли?

— И на ремонт тоже. Особенностью формирования дорожной сети Приангарья является то, что около 30% её строилось лесозаготовителями, и уже изначально она не соответствовала по своим параметрам дорогам общего пользования. Сегодня многие из них находятся в аварийном состоянии, на 10% гравийных участков дорожная одежда полностью изношена. И удивляться тут нечему. Согласно нормативным межремонтным срокам, ежегодно подлежит ремонту более 1000 км дорог, ремонтируется же по 60 км, или 4% от требуемого. Нынче на ремонт дорожной сети из областной казны выделено 300 млн. руб., из федеральной — вообще ни рубля. Этого хватит, чтобы отремонтировать 65 км. Представляете, что ожидает наши дороги в ближайшем будущем при таких объёмах ремонта? Сегодня ремонтируем беспланово, лишь аварийные участки, по ходатайству администраций или в пожарном порядке.

— Отсюда и участившиеся переводы асфальтовых участков в гравийные? Сколько на сегодня переведено?

— Около 50 км. Это в основном в Тайшетском, Черемховском, Нижнеудинском районах. Сегодня ещё ряд дорог нуждаются в таком переводе. Это Тайшет – Шалаево и ряд других. Нынче в плане косметический ремонт дороги Тельма – Раздольное (25 – 51 км), выборочный ремонт (картами) и поверхностная обработка ряда участков на автотрассах Иркутск – Листвянка, Иркутск – Большое Голоустное, подъезд к пос. Дзержинский, асфальтобетонного покрытия на 13, 14 и 16 километрах дороги Залари – Жигалово, два километра в Чуне на дороге Тайшет – Чуна – Братск, 1,8 км на дороге Усть-Ордынский — Качуг. Будем ремонтировать и восстанавливать мостики за счёт ремонтных работ в Заларинском, Куйтунском, Балаганском районах, менять деревянные сооружения на металлические гофротрубы в Казачинско-Ленском и др.

В период между ремонтами нормативное состояние дорог должно обеспечиваться работами по содержанию. Средняя стоимость содержания 1 км дороги, согласно расчётам Росавтодора, 141 тыс. руб. в год, фактически выделяется в три раза меньше. В прошлом году в среднем на содержание 1 км израсходовано 56 тыс. руб. Отсюда бесконечно возрастающий недоремонт, перевод участков с асфальтобетонным в гравийные покрытия, которые, в свою очередь, переводятся в грунтовые.

Некоторые участки дорог в северных регионах вообще перестали обслуживаться. В связи с отсутствием дорожной техники горные перевалы зимой заваливает снегом. Особенно острая ситуация сложилась в Ербогачёне и Бодайбинском районе.

Доля расходов на дорожное хозяйство сократилась за последние пять лет в четыре раза. Выделяемых средств не хватает даже на содержание, не говоря уже о капремонте, реконструкции или новом строительстве. В настоящее время 75% территориальных дорог не соответствует требованиям технических нормативов, а более 30% нуждается в модернизации. Если ситуация и дальше будет развиваться в том же направлении, то к 2010 году в сети автодорог в нормативном состоянии останется не более 15%.

— Рассказывают, что до некоторых северных районов не то что зимой – летом не просто стало добраться. Свою лепту в бездорожье внесло и ОАО «АК «Транснефть», затеявшее прокладку нефтепровода «Сибирь – Тихий океан»?

— Это так, «Транснефть» загубила наши дороги, начиная с Тайшета и заканчивая Усть-Кутским, Казачинско-Ленским и Киренским районами. При согласовании схемы движения их транспорта мы планировали получить с нефтяников более 1 млрд. руб. на восстановление, усиление дорожной одежды. Таковы наши расчёты. Пока не получили практически ничего. Миллион рублей нефтяники дали в Братский район, четыре миллиона в Тайшетский, да ещё в Киренском вложили часть средств в ремонт. Между тем дороги, по которым они производят вывозку труб и тяжёлой техники, в ужасном состоянии. Сколько раз приглашали представителей компании на совещания — бесполезно. Последнее состоялось в июне у первого заместителя губернатора Юрия Параничева, где в категорической форме было потребовано восстановить разбитые дороги. Поглядим, что из этого получится.

— Николай Андреевич, сейчас речь идёт о дополнительном финансировании дорожной отрасли из федерального бюджета. Нашей области есть на что надеяться?

— Да, сейчас готовится закон, с принятием которого по итогам полугодия области на стройку и капитальный ремонт дополнительно выделяется 500 млн. руб. Но когда эти деньги придут к нам и сможем ли мы их освоить? Время уходит, сезон в наших краях заканчивается рано. Да, у нас есть стабильные подрядчики, среди которых управляющая компания «Ленабамстрой», которая ведёт сегодня строительство дороги Таксимо – Бодайбо и Залари – Жигалово. ОАО «Братсклесстрой», надёжный партнёр, строит дорогу Видим – Прибойный. Весьма довольны мы и работой ОАО «Мостострой-9». Но даже их усилий, чтобы сделать в столь короткие сроки такие объёмы, недостаточно. К сожалению, на областных дорогах нет такой крупной и сильной организации, как ЗАО «Труд», которая способна внести серьёзный вклад в развитие региональных дорог.

Дороги — это наше общенациональное достояние, и пора ими заниматься всерьёз. Сегодня крайне нужна нормативно-правовая база, которая определит статус дорог, собственника, систему управления и ответственность за содержание, сохранение и использование дорог. Хорошо, что и государственные, и областные чиновники осознали, что хорошая дорога — это не только хорошее настроение, но и приличная экономия средств, которых сегодня не хватает ни на что. Недаром же говорят: как ездим, так и живём.

Беседу вёл Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер