издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ценность кадров

Новая организация и использование кадрового потенциала – ключевой актив изменений предприятий проектного комплекса, считает глава Иркутского филиала ОАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» Михаил Меркульев. Развитие экономики требует новых решений в энергетике. Всплеск инвестиционной активности в области энергетики привёл к тому, что высококвалифицированные специалисты ценятся очень высоко, на рынке труда за ними идёт настоящая охота. В такой ситуации Иркутский филиал ЭНТЦ делает ставку на молодые кадры, которые должны прийти на смену существующему инженерному составу и обеспечить создание новой энергетики в нашей стране.

— Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что в энергетической отрасли произошла частичная потеря интеллектуального и технологического потенциала?

— Одна известная западная консультационная компания провела исследование о том, сколько будет стоить 1 кВт установленной мощности станции в России, если её будут строить российские компании с использованием отечественного оборудования, европейские компании с использованием европейского оборудования и китайские компании с использованием китайского оборудования. Стоимость «русской» станции составила бы 1400-1700 долл./кВт, стоимость «европейской» станции – 1100-1300 долл./кВт, стоимость «китайской» станции – 800-1000 долл./кВт. Конечно, такие оценки носят очень условный характер, но, к сожалению, они отражают общую ситуацию, которая сегодня сложилась в области создания новых энергетических объектов. Это только на первый взгляд можно просто направить в отрасль миллиарды долларов инвестиций (инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» предусматривает освоение до 2020 года до 500 млрд. долларов.), и мы получим новую энергетику. Однако не всё так просто, когда начинаешь подробно рассматривать практическую плоскость реализации поставленных задач.

— С какими проблемами сегодня сталкиваются участники проектов создания новых энергообъектов?

— Основная проблема — неэффективная организация всего процесса, который начинается с формирования и согласования общей концепции, проходит стадии проектирования, строительства, наладки и, наконец, ввода в эксплуатацию. Даже если все проблемы по концепции и финансированию проекта решены, то возникает вопрос: кто будет с инженерной точки зрения курировать весь проект? Сегодня этим, как правило, занимается заказчик. Он вынужден создавать у себя специальные службы, которые заключают договоры с проектировщиками, производителями оборудования, строителями, наладчиками. Практика показывает, что создать такую структуру внутри промышленного предприятия достаточно сложно и, в общем, неэффективно. Таким образом, мы имеем разорванный процесс: практически никто не отвечает за конечный результат. В итоге мы создаём объекты энергетики, которые в 1,5-2 раза менее эффективны, чем лучшие аналоги.

Мировая практика создания эффективных промышленных объектов состоит в том, что проект реализуют специализированные инжиниринговые фирмы и комплексные подрядчики, которые производят всю работу от концепции до сдачи объекта в эксплуатацию (а иногда и до организации эксплуатации), а заказчик осуществляет только надзор за ходом проекта и экспертизу решений, обращаясь к неаффилированным экспертам. Для реализации такого подхода у нас должны появиться комплексные инжиниринговые компании, способные реализовывать такие «проекты под ключ», сегодня таких компаний практически нет, а практика «проектов под ключ» находится в стадии осознания и создания участниками рынка.

— Насколько Иркутский филиал ЭНТЦ соответствует этим требованиям?

— Три года назад отдельные институты, принадлежавшие РАО «ЕЭС России», находящиеся на территории Сибири, были объединены в Сибирский ЭНТЦ. В этот же период начались рост инвестиционной активности и планомерное возрождение Сибирского энергетического проектного комплекса. Так, численность Иркутского филиала Сибирского ЭНТЦ выросла с 229 человек в 2004 году до 304 человек в 2006 году, выручка увеличилась в 2,7 раза в 2006 году по сравнению с 2005 годом. В 2006 году произошёл более чем двукратный рост производительности труда. Сегодня перед нами стоит задача дальнейшего расширения спектра и комплексности оказываемых инжиниринговых услуг, повышения качества работы, совершенствования организации производственных процессов.

Большое внимание мы уделяем совершенствованию технологий инженерных изысканий, от качества и скорости проведения которых часто зависят сроки и качество всего проекта. Совершенствуется взаимодействие групп полевых изысканий и камеральной обработки полученных материалов. Предпринятые усилия позволили почти в два раза повысить производительность труда отдела изысканий и увеличить объём выполняемых работ. В текущем году инженерные изыскания были выделены в отдельное направление, в составе Иркутского филиала был организован Восточно-Сибирский институт инженерно-строительных изысканий.

Ещё одной острой проблемой является качество принимаемых нами проектных решений. Проектов мы делаем всё больше, опытные специалисты, которых становится всё меньше, перегружены, а молодёжь при всей её энергии пока не имеет достаточного количества знаний и опыта. Для решения этой проблемы мы возрождаем в филиале технические советы, одной из задач которых будет подробное рассмотрение и экспертиза ключевых проектных решений. Для повышения качества решений кроме внутренних специалистов для экспертизы решений мы планируем привлекать внешних экспертов.

Для того чтобы обеспечить практику постоянного совершенствования наших технологических процессов и повышать качество проектов, по завершении каждого этапа проекта мы анализируем проблемы, с которыми сталкивались при выполнении работ, выявляем их причины и вырабатываем мероприятия по улучшению. Мы не планируем останавливаться на достигнутом и понимаем, что в сегодняшних условиях повышение эффективности и постоянное развитие должны стать стилем нашей жизни. В конце 2007 года Иркутский филиал должен пройти сертификацию созданной нами системы постоянных улучшений на соответствие международным стандартам в области управления качеством стандарта ИСО 9001:2000.

— Существуют ли особенности привлечения молодых кадров в инжиниринговый бизнес?

— Они состоят в том, что инженерное проектирование – сфера деятельности, к работе в которой вузы специально не готовят. Традиционно на подготовку специалиста, способного самостоятельно принимать технические решения в проекте, уходили многие годы. Сейчас при постоянно растущих объёмах работы, недостаточном квалифицированном составе опытных специалистов мы не можем позволить себе стоять на месте и ждать.

Мы активно взаимодействуем с ведущими техническими вузами Сибири по трудоустройству выпускников, целевому обучению, введению дополнительных дисциплин, позволяющих освоить специфику проектирования уже на этапе обучения. Ведётся работа по привлечению студентов на производственную практику начиная с 3 курса. Более того, уже на 4-5 курсе будущие выпускники принимаются на работу на полставки и активно участвуют под руководством опытных коллег в реализации проектов. Такая форма практического взаимодействия интересна не только нам с точки зрения определения и отбора специалистов, которые смогут потенциально вырасти в высококвалифицированных инженеров, но и самим студентам – трудные интересные задачи и первая «профессиональная» зарплата!

Конечно, взаимодействие с Иркутским государственным техническим университетом (ИрГТУ) для нас традиционно, именно он является альма-матер большинства наших сотрудников. Но также удачный диалог удалось установить с техническими вузами в Новосибирске, Томске. После успешного прохождения производственной практики студентов-пятикурсников Томского государственного технического университета (ТГТУ) мы трудоустраиваем трёх, уже специалистов с дипломом, в институт «Востсибэнергосетьпроект». Ребята с интересом приняли наше предложение, несмотря на необходимость переезда в другой регион. Сегодня мы не говорим, что молодые специалисты с первого же дня получают высокую заработную плату. Специфика системы вознаграждения проектировщиков такова, что основная часть заработной платы – это эквивалент вложенному в проект умственному труду, имеющейся квалификации и опыта. Чем зачастую не может ещё похвастать молодой специалист.

— Но не всегда главной составляющей мотивации являются деньги.

— Основной задачей в работе с молодёжью мы ставим содействие их профессиональному росту, поощрение творческой активности. Так, в этом году в рамках всего ОАО «Сибирский ЭНТЦ», объединяющего филиалы в Братске, Томске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, мы провели научно-практическую конференцию молодых специалистов. В конференции, которая проходила в Новосибирске, приняли участие около ста молодых специалистов. Лауреатам были вручены дипломы, определены денежные премии, авторы лучших работ примут участие во всероссийском конкурсе, который в этом году планируется провести на Черноморском побережье.

Мы прилагаем много усилий, чтобы создать благоприятный климат для молодых специалистов. Сейчас первоочередными задачами в этом направлении стоят организация работы совета молодых специалистов ОАО «Сибирский ЭНТЦ», проведение спортивных олимпиад в рамках нашей организации и, возможно, за её пределами.

— Что является показателем эффективности работы в этом направлении?

— Увеличение доли молодых специалистов в общей численности Иркутского филиала с 19% в 2005 году до 23% в 2006 году. В 2007 планируем увеличить этот показатель до 28%.

Заботясь о будущем нашей компании, о её молодом кадровом составе, мы не забываем и о нашем «золотом фонде», о специалистах, которых связывают с организацией уже многие годы. На стадии заключения находится договор с Негосударственным пенсионным фондом электроэнергетики. Мы хотим сделать упор на поддерживающую программу, которая затронет специалистов, родившихся до 1967 года, тех, у кого накопительная часть государственной пенсии вообще не сформировалась. Для них планируется накапливать дополнительную корпоративную пенсию. В стадии заключения находится договор по дополнительному медицинскому страхованию для всех работников организации. Кроме того, у нас стартует программа корпоративного содействия и поддержки работников в улучшении жилищных условий, в которой предусмотрены различные варианты: от ипотеки и ссуды до компенсации аренды жилья. Иными словами, основной задачей работы по управлению персоналом мы видим построение системы, при которой компания имела бы стабильный статус «предпочтительного работодателя» в глазах людей, готовых и способных принести ей максимальную пользу.

Беседовала Виктория КОМАРОВА

На правах рекламы

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное