издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тарифный баланс

  • Автор: Александр ВОЛОДИН

В течение практически всех постперестроечных лет одно из самых ожидаемых событий осени – это принятие областного бюджета, который определяет финансовую стратегию региона и экономическую политику ближайшего года.

Помимо сотен различных переменных параметров, которые учитываются при вёрстке бюджета, есть и ряд основных, включая федеральный бюджет, обязательные повышения зарплаты бюджетников. Среди подобных ключевых факторов, в числе прочих, и тарифы – связь, электроэнергия, теплоснабжение, коммунальные услуги. Исторически так сложилось, что по целому ряду этих переменных Иркутская область получала небольшое, но ощутимое конкурентное преимущество. Прежде всего это касается энерготарифов.

Когда речь заходит об электроэнергии, люди преимущественно старшего поколения неизменно вспоминают Братскую ГЭС – гордость эпохи великих советских строек. Действительно, выработавшая рекордные для мировой энергетики 900 миллиардов киловатт-часов электростанция является основой всей энергетики Приангарья. Более того – Сибири, учитывая её статус как регулятора частоты во всей Сибирской энергосистеме. В прошлом веке не уставали повторять, что за пару десятков лет ГЭС трижды окупила затраты на её строительство. Но, что удивительно, ещё тогда электроэнергия Братской ГЭС была не самой дешёвой для потребителей в Советском Союзе. Но тогда, возможно, это решалось на политическом уровне, сегодня же действуют рычаги сугубо экономические.

Прежде всего, речь идёт об энергоёмкой промышленности, которая с поправкой на географическую удалённость и стоимость транспорта в отсутствие более низких тарифов просто бы умерла. А это десятки тысяч рабочих мест и благополучие целых городов! Слава богу, этого не случилось. Но в то время, пока промышленность выживала, старело энергетическое оборудование, которое это выживание обеспечивало. А когда промышленность встала на ноги, стало очевидно, что даже построенного в прошлом веке мало и требуется больше сетей, станций, света.

А это вновь экономика. Для того чтобы в современных условиях предприятие развивалось, требуются не только подходящие конъюнктурные условия. Нужна чёткая, продуманная структура управления, нацеленность на результат при обеспечении комфорта для потребителей (то есть нас с вами). Но в случае так называемых естественных монополий в дело могут вмешиваться и иные факторы, включая природные. Если мы говорим о тарифах на электроэнергию, эти причины могут стать едва ли не определяющими.

К примеру, если для ТЭЦ топливом является уголь (который ещё необходимо доставить, обычно по железной дороге, в условиях растущей нехватки подвижного состава), то для ГЭС топливом является собственно вода. Но если среднегодовые значения позволяют электростанциям в теории справляться с нагрузкой без проблем, то, к примеру, в наступающем году в озере Байкал, в Братском и Усть-Илимском водохранилищах воды не просто мало – её катастрофически мало, и поделать с этим нечего. Разве что повернуть Енисей в сторону Байкала, но и в Енисее в этом году воды немного.

При чём здесь тарифы? – спросите вы. Ответ прост: себестоимость выработки на ГЭС на порядок ниже. Следовательно, чтобы компенсировать нехватку недорогой генерации, придётся больше загружать угольные электростанции (смотрите чуть выше о нехватке вагонов, благо сам уголь есть). И это немедленно приведёт к небольшому, но видимому удорожанию света в домах и на производстве.

Спешу успокоить читателей: насколько значительным будет повышение, мы знаем уже сейчас. На самом деле «мы будем стараться удержать повышение тарифов на уровне инфляции», обещал генеральный директор «Иркутскэнерго» Сергей Эмдин. Федеральная служба по тарифам уже утвердила предельные (минимальные и максимальные) уровни энерготарифов в Иркутской области на 2008 год. Они составят 44 или 45 копеек за киловатт-час, то есть по-прежнему останутся самыми низкими в стране. Речь идёт, разумеется, о городском населении, селяне по-прежнему будут платить на 30% меньше.

Что это означает для бюджета, с которого мы и начали? Лишь то, что стабильность, достигнутая за последние годы, сохранится. Не забудьте, что федеральный бюджет принят сразу на три года, следовательно, никакие серьёзные потрясения нам не грозят, вне зависимости от уровня воды в Байкале. При этом, несмотря на незначительное увеличение тарифов, энергетики намерены развивать инфраструктуру, используя такие финансовые инструменты, как выпуск облигаций и кредитование. В дальнейшем, как предполагает руководитель ФСТ Сергей Новиков, инвестиционная составляющая (которая сегодня взимается как плата за присоединение) будет включаться в стоимость тарифа на передачу электроэнергии. Но это будет не раньше 2010 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры