издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приоритет – Востоку России

Последние полтора десятка лет страна неустанно занимала в долг у железной дороги, сейчас пришло время «собирать камни». Такова была основная идея железнодорожного съезда, прошедшего на прошлой неделе в Кремле. Мероприятие посетили фактически все первые лица государства и бизнес-элита. Развитие Сибири и Дальнего Востока было названо главой государства делом приоритетным.

Наша страна занимает первое место в мире по протяжённости элекрифицированных железнодорожных линий (около 50 тыс. км), но в целом чугунная колея России в два с лишним раза короче, чем в меньших по размеру США (226 тыс. км). Объясняется это просто: в советские времена железную дорогу строили и на территории ныне суверенных, а тогда союзных республик. За 70 лет на территории СССР было построено 30 тысяч новых дорог. В 90-е годы, дабы помочь выжить промышленности, правительство существенно занижало тарифы на железнодорожные перевозки. Благодаря этому многим индустриальным гигантам страны удалось выжить, но вот «железка» едва не надорвалась. И сегодня её рентабельность чуть более одного процента.

Проект развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, обсуждаемый на съезде, поражает грандиозностью. Меньше чем за четверть века планируется построить более 20 тыс. километров дороги, а до 2015 года заменить все локомотивы и вагоны с истекшим сроком годности. Принимая во внимание, что изношенность парка доходит, а временами превышает 70%, цена вопроса фантастическая.

В развитие железнодорожного транспорта до тридцатого года будет вложено 13,7 триллиона рублей. Из них пятую часть суммы оплатит федеральный бюджет, двадцатую — субъекты. Две трети, по плану властей, в одно из самых стабильных предприятий должны вложить разбогатевшие в последнее время частные инвесторы. По сценарию Минэкономразвития вложения окупятся ещё до завершения модернизации. ВВП вырастет в 4,5 раза, промышленное производство – в 3,2 раза. Не останутся внакладе и инвесторы.

В подтверждение готовности «тряхнуть кошельками» значительная часть бизнес-элиты, посетившей съезд, заметно оживилась. Так, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс незамедлительно предложил президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину устроить своего рода капиталистическое соревнование. На это президент Владимир Путин отметил, что нельзя забывать про государственные интересы и здравый смысл.

Итак, по словам Владимира Якунина, наибольшие вложения будут направлены в восточные федеральные округа страны. Благодаря этому будет ускорено развитие территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока с населением более 18 миллионов человек. Созданы условия для освоения месторождений угля с годовой добычей в 2030 году 65 млн. тонн, руды — 10 млн. тонн, а также для вовлечения в хозяйственный оборот новых нефтегазоносных районов.

В Забайкалье планируется прежде всего связать промышленные и торговые центры с месторождениями полезных ископаемых. Так, железнодорожная линия Лукоган – Нарын протяжённостью 375 километров соединит забайкальские месторождения полезных ископаемых с Транссибирской магистралью. Железнодорожный участок длиной 125 км свяжет ЗабЖД в Читинской области с Берёзовским железорудным месторождением на границе Китая. В нашей области в соответствии с проектом северный индустриальный центр — Усть-Илимск перестанет быть железнодорожным тупиком. Для этого должна появиться колея, связывающая «город великих строек» с Красноярским краем и более западными областями. Статус транзитного для Усть-Илимска крайне важен.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры