издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иван Грачёв: «Страна проедает будущее»

«Прежде чем предлагать и действовать, внимательно оцените обстановку и сделайте выводы», — порекомендовал один из лидеров партии «Справедливая Россия», председатель экспертного совета по законодательному обеспечению рынка доступного жилья при Совете Федерации Иван Грачёв, выступая с лекцией в Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП) перед студентами и аспирантами факультета организации рынка. Следуя этому правилу, можно открыть для себя много нового и полезного. Иван Дмитриевич профессионально оценил экономическую ситуацию в стране, рассказал о наиболее актуальных для большинства жителей России проблемах — пенсионной и жилищной, ответил на многочисленные вопросы аудитории. Вот лишь некоторые из высказываний Грачёва.

Расточительный баланс

— Как оценить ситуацию в нашей стране? Вроде бы она неплохая — есть экономический рост по 6-7 процентов в год. Но, с другой стороны, не увеличивается число привлекательных рабочих мест, а это важнее. Так куда мы движемся и на что ориентируемся? Давайте посмотрим баланс. За год Россия проедает примерно миллиард тонн добытой нефти (с учётом погубленных запасов, ведь у нас очень низкий процент извлекаемости — 30-40 процентов от объёма эксплуатируемых запасов при мировых стандартах в 70 процентов и выше). Плюс газ, уголь, лес, и в итоге мы за счёт эксплуатации сырьевых ресурсов тратим свыше триллиона долларов. А что же сделано?

За 2006 год построено 50 миллионов квадратных метров нового жилья. При среднероссийской стоимости в полторы тысячи долларов за один квадратный метр получится 75 миллиардов долларов. Ещё на такую же сумму создано новых производственных мощностей, машин, оборудования. И даже с учётом менее значимых статей (таких как интеллектуальная собственность) мы не добираемся до 200 миллиардов долларов. То есть страна прирастает в пять с лишним раз меньше, чем тратит. Россия проедает свой потенциал. Но даже большинство сырьевых стран стремится перераспределять ресурсы, чтобы они развивали экономику знаний. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах все предприятия инновационной сферы вообще освобождены от налогов.

Президент Путин заявил о необходимости ускоренного перехода на инновационный путь развития. Сегодня же инвесторы вкладываются в добычу полезных ископаемых. Если наука не даёт такой же прибыли, государство должно организовать постепенный переток средств в эту отрасль. Просто заложить деньги на развитие технологий в бюджет означает создать возможность для воровства. Значит, нужны налоговые льготы, таможенные преференции и так далее. Моя команда подготовила весь пакет законов под условным названием «Инновационная Россия». В него входит базовый закон «О государственной инновационной политике», который определяет, кому собственно давать деньги на развитие, и плюс пятнадцать законов о налогах и таможне — весь этот пакет лежит сейчас в правительстве и Госдуме. Внедрять его не спешат, но правительство часть поправок в налоговые законы позаимствовало.

В накопительной ловушке

— Один из примеров бездумного управления страной — пенсионная реформа. За последние пять лет соотношение средней пенсии к средней заработной плате по стране уменьшилось с 38 до 23 процентов. С другой стороны, существует реальная возможность увеличить пенсии в два раза уже в следующем году. И это не преувеличение.

Давайте оценим ситуацию. В России сейчас 65 миллионов работающих. У нас 35 миллионов пенсионеров, но только 28 миллионов — трудовых, то есть сдающих взносы в Пенсионный фонд, остальные — по болезни, инвалидности и т.д., то есть за них отвечает бюджет. Получается, на каждого пенсионера приходится по 2,3 работника. Каждый работник сдаёт с каждого рубля 20 копеек социального налога. Выходит, каждый пенсионер получает на заработанный рубль 46 копеек, то есть 46 процентов к заработной плате. Сравните: в реальности 23 процента, а если мы откажемся от накопительной части пенсии, то будет 46 процентов, или вдвое больше. Таким образом уровень средней пенсии превысит 7 тысяч.

А отказываться надо. За последние пять лет заработная плата выросла в 3,5 раза, базовая часть пенсий — в 2,8 раза, накопительная — всего в 1,4 раза. То есть накопительная часть отстала от роста заработной платы почти в 3 раза, а от инфляции — в 2 раза. При среднем трудовом стаже в 25 лет накопительная часть пенсии обесценится при нынешних темпах как минимум в 15 раз. То есть к началу выплат у вас будут не накопления, а нули. Это и неудивительно, ведь у нас сейчас некуда вложить 100 миллиардов рублей с надёжностью 99 процентов и доходностью 20 процентов. Например, РАО «ЕЭС России» скоро прекратит своё существование. Непонятно и что через 20 лет будет с «Газпромом». Государственная накопительная пенсионная система демонстрирует свою неэффективность.

Очевидно, такое положение не назовёшь справедливым, и его нужно и можно менять.

Поэтому пенсионную реформу в её нынешнем виде нужно сворачивать, а пенсионерам платить пенсию вдвое выше нынешней. Такова позиция «Справедливой России». Что касается молодых людей, то для них необходимо разворачивать и укреплять систему добровольных негосударственных пенсионных фондов. Уже несколько лет нормально действует подготовленный мною федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах.

Ёмкость бывает разной

— У нас много говорят о борьбе с коррупцией, но при этом принимаются законы, ей потворствующие. Так, «взяткоёмкость» только одной из статей Жилищного кодекса РФ, касающейся порядка ремонта и реконструкции жилья, оценивается в 100 миллиардов долларов. Очень взяткоёмким является и земельное законодательство. Вообще, внимательно приглядевшись к российским законам, видишь, что чиновник может делать деньги буквально на каждой запятой. Таков итог деятельности уходящего состава Государственной Думы.

Ипотека станет справедливей

— Ключевое звено экономики — доступное жильё. Ещё в 1997 году принят подготовленный моей командой закон «Об ипотеке». Вопреки пессимистам, которые считали, что народ слишком беден, объёмы коммерческой ипотеки, где стартовый взнос равен 30 процентам, удваивались каждые два года. Этот сектор будет развиваться ещё лет пять. А дальше вслед за теми, кто может купить квартиру сразу, и теми, кто пользуется коммерческой ипотекой, следует третья, более массовая категория населения — те, кто получают неплохо, но не могут сразу оплатить 30 процентов. Для них при поддержке государства создаётся новая система накопления, частично компенсирующая первоначальные взносы и проценты. Для обеспечения доступности жилья нами подготовлены законопроекты «О социальной ипотеке» и «О строительных сберегательных кассах». По опыту Чехии, Словакии, Венгрии могу прогнозировать, что этой системой сможет воспользоваться как минимум треть населения России. Строительные сберегательные кассы — форма, выгодная государству, бизнесу и остальным гражданам. Уверен, что социальную ипотеку удастся запустить в следующем году.

Но нужно идти дальше. Коммерческая ипотека, судя по реальным доходам граждан, сможет охватить не более трёх миллионов семей. Могла бы немного больше, но помешал скачок цен на жильё. А что остальные? Значит, нужен закон о социальной ипотеке, который предусматривает помощь по первому взносу, по выплате процентов. И мы его примем, это одна из наших задач.

Так вот, помимо социальной ипотеки нужна программа накопления с помощью государства — то, через что прошли все восточноевропейские страны. Человек должен отнести свои средства в специальный строительный банк, а государство ему, условно говоря, на каждый рубль будет доплачивать 20 копеек, чтобы это было выгоднее, чем вклад в любой банк. Об этом подробно сказано в законопроекте «О строительных сберегательных кассах». Его разработала «Справедливая Россия», а спикер Совета Федерации, лидер партии Сергей Миронов и депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева внесли на рассмотрение. Этот закон коснётся уже втрое большего количества людей.

Кроме уровня доходов, быстрому развитию ипотеки мешают высокие налоги. Например, в США около 60 процентов населения может быть клиентами обычной, коммерческой ипотеки. Налоговая нагрузка в России составляет 60 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), а сборы в консолидированный бюджет страны — 45 процентов. Для сравнения: сборы в Америке — 25-27 процентов ВВП. Поэтому нужна либо социальная ипотека, либо снижение налогов при росте заработной платы.

[dme:cats/]

Следующая задача, над которой предстоит работать, — жильё социального найма. Его придётся строить даже при существенном росте доходов населения. Для реализации этой идеи Сергей Миронов предложил создать государственную строительную корпорацию, которая может быть реализована по-разному, но ключевые положения понятны: государство выделяет землю, создаёт инфраструктуру и проводит «голландский аукцион» — кто из строителей согласен с наименьшей ценой. Устанавливает, например, порог – 500 долларов за квадратный метр. Кто даст меньше, тот и будет строить. Это будет жильё по цене, близкой к себестоимости. Но сдвинуть с мёртвой точки эту программу будет труднее, чем социальную ипотеку.

В то же время другая часть жилищного проекта идёт ни шатко ни валко. Например, проблема ветхого жилья при нынешних темпах будет решена через сто лет. Как уже сказано, сложная ситуация и в строительстве жилья по социальному найму. Поэтому ипотека пока наиболее эффективный и динамично развивающийся сектор жилищного строительства.

Записал Сергей ПЕТРАКОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры